Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, шпаргалка

Описание работы

Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании.
Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма.
Структура сознание. Сознание и самосознания
Пространственная и временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени

Работа содержит 1 файл

Материя.docx

— 90.09 Кб (Скачать)

2) наставления духовные, превосходящие  человеческий ра

зум» — в вере под  руководством церкви — открыт благодаря

Духу Святому.

У человека — свободная  воля, определяющая его достоинство

и ответственность за содеянное.

Франческо Петрарка (1304—1374) — двойное предназначение

человека, чья земная жизнь  самоценна. Отказ от схоластики

Аристотеля.

87К. Салютати (1331—1406) —  развитие и оформление гумани

стической программы А. Данте  и Ф. Петрарки. Жизнь дана Бо

гом. Главное — воспитание нового человека, обладающего huma

nitas — способностью к добродетели, вырабатываемой упорным

трудом в образовании  и работой души в жизни. Главные  науки —

гуманитарные: грамматика, риторика и философия, центр кото

рой — этика — путь к совершенству.

Основные идеи гуманизма  развивались в творчестве Д. Бруно

(1370—1444), Лоренцо Валла  (1407—1457), М. Фичино (1433—

1499), Помпонацци (1462—1525), Пикодела  Мирандолла (1463—

1494).

Обосновывая идею свободы  и достоинства человека, они пы

таются объединить наследие Платона и Аристотеля, каббалу, зо

роастризм, герметизм —  утверждение возможности магического

воздействия на природу.

На более глубоком уровне — поиск метафизических основа

ний гуманизма.

Николай Кузанский (1401—1464).

Кардинал католической церкви. Его метод аналогичен матема

тическому — состояние  ученого незнания: осознание структурной

диспропорции между конечным человеческим разумом и беско

нечностью, в которую он включен и куда стремится. Конечный

разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как

единство противоположностей. Конечные вещи связаны с беско

нечностью, с целым. Каждая вещь и человек в свернутом  виде со

держат весь мир, как микрокосм. Человек — микрокосм и на дру

гом уровне: обладая разумом и сознанием, он включает в себя

образы всех вещей —  действительных и возможных. Человек  —

для творчества.

Пока мир был геоцентричным, человек являлся центром фи

зических и смысловых  связей мирового целого. После замены

Н. Коперником (1473—1543) геоцентризма гелиоцентризмом все

изменилось.

Джордано Бруно.

Идет дальше: Вселенная  бесконечна со множеством солнц

и планет вокруг них.

Центр — нигде и везде. Бесконечная Вселенная — порождение

бесконечной мощи Бога. Формы  жизни присущи всем природ

ным вещам. Разумная жизнь  — не только на Земле. Человек —  ко

нечное существо со смертной душой. Бессмертна разумная без

личная часть души. Личная смерть неизбежна. В ожидании ее

88человек должен быть  занят творческим созиданием  на основе

познания. Цель — высшая ступень  познания и совершенствова

ния — самоотверженность  и подвижничество — состояние  герои

ческого энтузиазма. Возрождение  в Италии завершается гимном

разуму, способному без опоры  на Откровение постигать беско

нечную вселенную.

В Европе Возрождение было больше связано с идеями Нового

времени.

Эразм Роттердамский (1469—1536) — противник философии

аристотелевскосхоластического типа с ее логикой, метафизи

кой, физикой; сторонник сократовского  мудрого понимания

жизни. Философия возрождения  — христианская мудрость

в Евангелиях и «Деяниях апостолов». Для того чтобы вернуться

к истокам, нужна религиозная  реформа. Путь земной жизни

самоценен, прост, указан Христом: искренняя вера, милосердие

без лицемерия и беспорочная  надежда, свобода воли. Христиан

ский гуманизм предварил  идеи реформаторства.

Мартин Лютер (1483—1546) —  вождь протестантизма, отвер

гавший основные догматы  католицизма, но отрицавший свободу

воли. Изза этого — разрыв и полемика.

Под влиянием Э. Роттердамского, христианского гуманизма,

идей и практики церковной  реформации находились  Томас Мор

(1479—1555) — основатель утопического  социализма; теоретики

естественного права Ж. Боден (1530—1596), А. Альтрузий (1577—

1638), Г. Гроций (1583—1645), которые разделяли право Боже

ственное и человеческое, вытекающее из природы человека и по

стигаемое человеческим разумом, выступающим в многообразных

исторически обусловленных  формах.

Государство — может требовать  от подданных лишь призна

ния общих религиозных  идей. Это — естественная религия, по

стигаемая естественным разумом  без вмешательства откровения.

Завершает эпоху Возрождения  переход к новой философии  —

Фрэнсис Бэкон (1561—1626), «Новая Атлантида» — познание при

роды и использование  знания как основы социального благополу

чия. Возрождать — не учения античной философии, а дух поиска

(как у досократиков) и  естественный разум, проницательность,

очищая от заблуждений, опираясь на эксперимент и индуктив

ный метод (от частного к общему), которые способны дать пол

ную и полезную картину  мира. Философия в широком смысле —

система всех опытнорациональных познаний, доступных разуму

как особой способности человека (памяти соответствует история,

89воображению — поэзия). Философия в узком смысле — учение

о видах знания и их соотношении, о методе (органоне) познания.

Религия и философия отличаются. Религия покоится на сверхъе

стественном откровении, строится на авторитете; философия —

на данных органах чувств, ее основы обсуждаемы и проверяемы.

Поскольку устанавливаемая  познанием связь природных явле

ний указывает на существование  Бога, возможна естественная

теология, соответствующая  естественной религии.

Мишель Монтень (1533—1592) «Опыты».  Религия — обще

ственное установление для  организации жизни народа, а не по

стигаемая разумом истина. Постижение мира относительно.

Сомнительна естественная теология. Наши знания, скорее, зна

ния о незнании, чем знания о том, что мир есть сам по себе. Зна

ние о незнании — ученое незнание — стимул к сомнению во всех

утверждениях, к поиску истины. Истина — процесс. Есть положе

ния с высокой степенью вероятности (человек — не центр  мира).

Эпоха Возрождения открыла  путь автономной философии, опи

рающейся на опыт и естественный разум, обосновывающей зна

ния о природе, самоценность жизни, естественные право и мо

раль, религию.

Утопия (от греч. «topos» — «место») — место, которого нет; по

другой версии — благословенная страна: идеальный обществен

ный строй. Происхождение  от книги Т. Мора «Утопия» (1516 г.).

Понятие «утопия» — нарицательное. В узком смысле — для

описаний вымышленной  страны с образцовым общественным

строем; в широком — для нереальных планов социальных преоб

разований.

В истории утопии — своеобразная форма общественного соз

нания, воплощение социального  идеала, критика существующего

строя, попытки предвосхитить  будущее общества. Первоначаль

но утопия тесно переплеталась  с легендами о «золотом веке», об

«островах блаженных». В античности и в эпоху Возрождения уто

пия имела форму описания совершенных государств, якобы су

ществующих гдето на земле  либо существовавших в прошлом;

в XVII—XVIII вв. были распространены утопические трактаты

и проекты социальных и  политических реформ. С середины XIX в.

утопия превращается в  специфический жанр полемической лите

ратуры, посвященный проблеме социального идеала и мораль

ных ценностей.

90Томас Мор (1478—1535) —  английский гуманист, государ

ственный деятель, писатель, основоположник утопического со

циализма, друг Э. Роттердамского. Наибольшую известность

принес Т. Мору его диалог «Утопия» (1516 г.) — описание идеаль

ного строя фантастического  острова Утопия: впервые в истории

было показано общество, где:

1) ликвидированы частная и личная собственность, введено

равенство потребления (как  в ранних христианских общинах),

обобществлены производство и быт;

2) труд — обязанность  всех граждан, распределение —  по по

требности, рабочий день — 6 ч; наиболее тяжелые работы вы

полняют преступники;

3) политический строй основан  на выборности и старшин

стве. Семья — ячейка коммунистического  быта, организован

ная не столько на родственных, сколько на производственных

началах.

Т. Мор не мыслил революционного пути осуществления иде

ала, был противником народных движений как разрушительного

начала и анархии.

Написана полатыни в расчете на ученыхгуманистов и прос

вещенных монархов; в XVI в. переведена на европейские языки.

Томмазо Кампанелла (1568—1639) — итальянский философ,

поэт, политик; «Город Солнца» (1602 г.) — в форме рассказа мо

реплавателя.

Эта утопия — программа  всеобщего социального преобразо

вания на основе общности имущества  в рамках всемирной тео

кратической монархии («Монархия  Мессии»). В идеальной об

щине упразднены собственность  и семья, дети воспитываются

государством, труд — почетен  и равно обязателен для всех, рабо

чий день — 4 ч: благодаря  высокой производительности и облег

чению труда машинами; огромное внимание — науке («магиче

скому знанию»), просвещению  и трудовому воспитанию,

руководство общиной —  в руках ученожреческой касты. Осу

ществление программы  Т. Кампанелла возлагал на европейских

государей и Римского Папу, стремясь достичь духовного единства

человечества в рамках реформированного по его идеалам  католи

цизма.

Влияние на реформаторов последующих  столетий: Т. Мюнцер,

Дж. Уинстенли, Ж. Мелье Морелли, Г. Бабеф, К. А. Сен"Симон,

Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский

 

13. Философская концепция

марксизма

Карл Маркс (1818—1883) — создатель  диалектикоматериалстической философии  совместно с Ф. Энгельсом, основоположник марксизма — философского, экономического и политического учения.

К. Маркс решает традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где  господствует частная собственность на средства производства, и ищет пути преодоления этого отчуждения. Поскольку базисом любого вида отчуждения выступают экономическое отчуждение или отчужденный труд, К. Маркс занимается концептуальным анализом природы и особенностей капиталистической системы экономики. Проблемы

конкретного человека заменяются социальными. К. Маркс усваивает  диалектический метод, разработанный  Г. Гегелем негодвижущая сила — не дух, а материя. К.Маркс подчеркивает, что

для него идеальное — не демиург всего, а «материальное, переса

женное в человеческую голову и преобразованное в ней». Движу

щей силой в обществе является деятельное отношение человека

к окружающему миру, главное  звено  которого —  материальное

производство. Материя при  подобной интерпретации — не некая

неизменная субстанция, она  исторична и динамична.

На этом построена и  теоретико/познавательная концепция.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"