Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Александра Сергеевна Жаворонкова.docx

— 250.57 Кб (Скачать)

– блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений;

– защитник свободы личности от посягательств церкви, иезуитов, инквизиции.

На формирование революционной  идеологии Европы большое влияние  оказал Жан Жак Руссо (1712–1778), автор  знаменитого произведения «Общественный  договор», которое стало теоретическим  обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном  равенстве юридических прав, и  вдохновляло якобинцев в эпоху  Великой французской революции.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755):

– один из родоначальников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества;

– развивал идею функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Во Франции работала группа философов – передовых мыслителей, ученых и писателей, собравшихся  вокруг издания «Энциклопедии», главным  редактором и организатором которой  был Д. Дидро. Наряду с ним издателями «Энциклопедии» были Гельвеций, Гольбах  и Ламетри. Они создали довольно развитую форму материализма, которая оказала влияние на последующие поколения философов и философские школы.

 

 

 

 

20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII В

 

 

В Европе философия XVIII в. продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшая разработка философской мыслью достижений науки и общественной практики.

Философские сочинения пишутся  и издаются на языке народа, который  знакомится с сочинениями мыслителя.

Основные мысли философии XVIII в.:

– исходный пункт философствования – человек разумный;

– законы природы и разума не отличаются, потому что законы природы переходят в законы разума;

– философия в первую очередь – это искусство жить в соответствии с законами разума;

– философия – основание всех наук;

– понятие теории познания определяется как теоретико-познавательный сенсуализм;

– главная причина неудач человека – в недостатке морального сознания;

– человек не свободен в своих действиях, потому что он включен в систему необходимых связей;

– религия и мораль не совместимы, совместимы только атеизм и мораль.

Онтологические проблемы рассматриваются философами XVIII в.:

– в материалистическом аспекте;

– в атеистическом аспекте.

В философии XVIII в. большое развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, потому что он:

– выступал против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья;

– обосновывал свое миропонимание и человеческие интересы.

Самым ярким выразителем  философских взглядов французского материализма был Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723–1789). Он написал поучительные атеистические памфлеты: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный богословский словарь» и др. Его произведение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», появившееся в печати в 1770 г., содержало изложение важнейших онтологических проблем: материи; природы; движения; пространства; времени; причинности; случайности; необходимости и др.

Дени Дидро (1713–1784) дает свое понимание важнейших онтологических проблем в работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о  слепых в назидание зрячим», «Сон Д'Аламбера». Дидро ввел диалектику в рассмотрение проблем бытия. По мнению Дидро, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма), но различают:

– «чувствительность инертную»;

– «чувствительность деятельную». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растительным, животным миром) и человеком.

Проблемы гносеологии  наряду с онтологическими являются важнейшими в философии XVIII в. Источником знаний философы XVII в. называют внешний и внутренний мир человека.

Материалисты видели роль как чувственного, так и рационального  моментов в познании: разум не может  отрываться от чувств, но он и не должен чрезмерно доверять им.

Методами познания являются:

– наблюдение;

– эксперимент.

Переход от мышления чувственного к абстрактному, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: вслед за желанием, памятью возникает сравнение и суждение.

 

 

 

 

21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

 

Немецкая классическая философия  представляет собой значительнейший  этап в развитии философской мысли  и культуры человечества.

Она представлена философским  творчеством:

– Иммануила Канта (1724–1804);

– Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814);

– Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854);

– Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);

– Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.

1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.

2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:

– для Канта человек – нравственное существо;

– Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;

– Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;

– Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;

– Фейербах определяет новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.

3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:

– Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;

– Шеллинг – натурфилософию, онтологию;

– Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический;

– Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;

– Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.

4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:

– диалектика Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;

– диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;

– Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него – развивающийся дух;

– Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;

– Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).

 

 

 

 

22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

 

 

Начальный период становления  русской философии – XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода – отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской  философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных  фактора, под влиянием которых развивается  не только философия, но и вся духовная культура этого времени:

– процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

– секуляризация общественной жизни.

В это время философия  отходит от схоластических образов  и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

– М.В. Ломоносов;

– А.Н. Радищев;

– Феофан Прокопович;

– В.Н. Татищев;

– А.Д. Кантемир и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Философия Ломоносова носит  секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь  и невежество попов. Но в то же время  он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе  и французский материализм.

После публикации знаменитого  произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором  он беспощадно обличает крепостничество  и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной  философии, а в качестве основного  стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское  творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал самостоятельное  философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия  человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные  в понимании смысла и значения русской идеи:

– славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

– западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 – начале 70-х  гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Следующий этап (конец XIX –  первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

Характерные черты:

– антропоцентризм;

– гуманизм;

– религиозный характер;

– возникновение русского космизма (мистического, теологического).

 

 

 

 

23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Большую роль в развитии русской литературы и философской культуры сыграл Александр Николаевич Радищев (1749–1802).

Его самое знаменитое и  яркое произведение – «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором  он беспощадно обличает крепостничество  и самодержавие.

В трактате «О человеке, о  его смертности и бессмертии», который  он написал в сибирской ссылке, рассматривается «картина человека»  под углом его природных связей. В этом произведении он подчеркивает способность человека видеть во всем, в том числе и в самом  себе, присутствие Бога, и при  этом он воспроизводит доказательства и в пользу смертности души, и  в пользу ее бессмертия.

2. Н.Г. Чернышевский (1828–1889) стал известен образованной, читающей России после выхода в свет его произведения «Эстетические отношения искусства к действительности». Чернышевский видел в искусстве великую силу, которая могла бы воспитать в человеке нравственные и гражданские качества, необходимые для творческого преобразования, а также его личной и общественной жизни.

Основные работы:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"