Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Александра Сергеевна Жаворонкова.docx

— 250.57 Кб (Скачать)

Со стороны истории  античную философию делят на пять периодов:

– натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе – милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);

– гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);

– классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

– период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики);

– неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии:

1) античная философия синкретична – характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;

2) античная философия космоцентрична – она охватывает весь Космос вместе с миром человека;

3) античная философия пантеистична – она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;

4) античная философия почти не знает законов – она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;

5) античная философия имеет свою этику – этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;

6) античная философия функциональна – она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.

Основные имена античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается  проблема логики, большой вклад в  ее изучение внесли Сократ, Платон и  Аристотель.

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий  спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания  и интересы власти; имущественное  деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия оказала  большое влияние на последующую  философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

 

 

 

 

13. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕГО МИРА

 

 

1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:

– Фалес – астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;

– Анаксимен – первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей;

– Анаксимандр – первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным.

Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции,т. е. к первооснове, ксущности всех вещей и явлений мироздания.

2. Школа Пифагора.

Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», – вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и женщины.

В числах пифагорейцы видели:

– свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего;

– объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.

Пифагор успешно занимался  разработкой различного рода математических доказательств, и это способствовало развитию принципов точного рационального  типа мышления.

Важно заметить, что пифагорейцы  достигли немалых успехов в своих  поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая  пронизывает все сущее, прежде всего  явления Космоса.

Пифагору принадлежит  идея перевоплощения душ, он считал, что  душа бессмертна.

3. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зе-нон Ксенофан из Колофона (ок. 565–473 гг. до н. э.) – философ и поэт, он изложил свое учение стихами:

– выступал против антропоморфических элементов в религии;

– высмеивал богов в человеческом виде;

– жестоко бичевал поэтов, которые приписывают небожителям желания и грехи человека;

– считал, что Бог ни телом, ни духом не походит на смертных;

– стоял во главе монотеистов и во главе скептиков;

– осуществил разделение видов знания. Парменид (конец VII–VI в. до н. э.) – философ, политический деятель, центральная фигура Элейской школы:

– разграничивал истину и мнение;

– центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия;

– по его мнению, нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия;

– сущее считал лишенным изменчивости и многообразия;

– бытие есть, небытия нет.

Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.) – философ, политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида:

– вся его жизнь – борьба за истину и справедливость;

– он развивал логику как диалектику.

4. Школа Сократа.

Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров; развивал принципы рационализма в вопросах этики, утверждая, что добродетель происходит из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.

 

 

 

 

14. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ)

 

 

Философия Средних веков  – это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.

Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство  являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви:

– в Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность;

– буддистская философия стала разрабатывать проблемы иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания;

– конфуцианство обратилось к идеалистическим и мистическим идеям буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы;

– в Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным государствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей.

Источником философских  размышлений были догматы Священного писания. Для философии Средневековья  характерной чертой был теоцентризм – обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.

Схоластика (от греч. schole – школа) – это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики – обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.

Родоначальником католической теологии и систематизатором схоластики был Фома Аквинский (1225–1274).

Основные труды Фомы Аквинского:

– «Сумма теологии»;

– «Сумма философии»;

– «Сумма против язычников».

В работах Фомы Аквинского вводятся термины:

– бытие возможное;

– бытие действительное;

– категории материи как возможность бытия;

– категории формы как действительности бытия. Интересны социально-философские воззрения Фомы Аквинского, он считал, что личность – это «самое благородное во всей разумной природе» явление. Она обладает интеллектом, чувствами и волей. Основные темы средневековой философии:

1) теоцентризм – принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений;

2) монотеизм – Бог един и уникален, в отличие от античных богов;

3) креационизм – учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное;

4) символизм – принцип понимания земного как инобытия, мира Бога;

5) средневековый антропоцентризм – согласно ему человек – созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, – не Космос, а человек. Величайшая добродетель – не интеллект, не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди;

6) средневековая герменевтика – искусство истолкования текстов.

 

 

 

 

15. ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

 

Древнерусская философия  – это начальный период становления  русской философии, который относится  к XI–XVII вв.

Отличительные особенности  древнерусской философии – отсутствие самостоятельного статуса и совокупность с религиозным мировоззрением.

Внутри этого исторического  типа философии можно вычленить  конкретные периоды:

– XI–XIV вв. (процесс формирования древнерусской философии);

– XV–XVI вв. (эпоха расцвета древнерусской философии);

– XVII в. (начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейской). Возникает древнерусская философия в Киевской Руси благодаря процессу христианизации, начало которому было положено крещением Руси в 988 г. Черты и образы древнерусской философии:

– славянское языческое мировоззрение и культура;

– много образов, идей и концепций античной философии;

– восточно-христианская философская и богословская мысль.

Характерной чертой развития русской философии является то, что  она проходит через развитие всей русской культуры. Многие философские  идеи воплощаются и выражаются через  образы литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

Единство философии и  культуры имело положительные и  отрицательные последствия:

– русская культура была философски наполнена, духовно богата и значима, ведь философия была органично вплетена в общий язык культуры, служившей ей родным домом;

– это соединение культуры и философии сдерживало развитие философии как самостоятельного и профессионального вида деятельности, не способствовало разработке понятийно-логического аппарата собственно философского знания и созданию философских систем.

Характер древнерусской  философии был достаточно широким  и многозначным:

– распространенным было учение о стихиях как первоэлементах, ведущее свое начало из античной философии, различные природные явления и человеческое естество связывались с борьбой, сочетанием и взаимопереходом воды, огня, воздуха, земли – первичных стихий;

– философское знание выполняло не только мировоззренческую функцию, но и функцию мудрости, в том числе житейской мудрости, праведности помыслов и поступков людей;

– этическая и историческая мысли основывались на теократическом принципе христианства: эмпирическая, земная, светская реальность подчинялась божественному началу;

– смысл истории раскрывался через борьбу двух начал – Бога и дьявола, олицетворяющих силы добра и зла, света и тьмы.

Набором правил практической философии наполнено «Поучение» князя Владимира Мономаха (1053–1125), изложившего этический кодекс поведения, следуя которому можно жить в согласии с Богом, побеждать дьявола и  своих врагов.

С XVI в. появляется идея русского религиозного мессианства – особой миссии русского царства и народа – идея Святой Руси. Она стала первым идеологическим оформлением национального русского самосознания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"