Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Александра Сергеевна Жаворонкова.docx

— 250.57 Кб (Скачать)

– «Эстетические отношения искусства к действительности»;

– «Антропологический принцип в философии»;

– перевод «Основания политической экономии» Дж. С. Милля;

– «Что делать?».

В своем утопическом и  нигилистическом романе «Что делать?»  Чернышевский изложил понимание  социалистического общежития –  социализм, основанный на обобществлении крестьянского и ремесленного труда.

3. Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – великий писатель, автор гениальных реалистических произведений. Самые известные и популярные среди них:

– «Война и мир»;

– «Анна Каренина»;

– «Воскресение»;

– трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Художественное наследие Толстого глубоко философично. В своей автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» он исследует диалектику души, которая заключается в стремлении личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию.

4. Федор Михайлович Достоевский (18211881) не был философом по профессии и не создавал чисто философских произведений. Но его художественные произведения, герои этих произведений, их переживания, поступки и мысли пронизаны философией. Они настолько философичны, настолько глубоки по мировоззренческим идеям и проблемам, что последние часто не вписываются в рамки литературно-художественного жанра.

Его главные произведения:

– «Преступление и наказание»;

– «Идиот»;

– «Бесы»;

– «Братья Карамазовы»;

– «Неточка Незванова».

Наиболее важной и определяющей темой его литературы является проблема человека, его судьба и смысл жизни. Но главное для него – это не физическое существование человека и даже не те социальные блага, которые  с ним связаны, а внутренний мир  человека, диалектика его идей, которые  и составляют внутреннюю сущность его  героев: Раскольникова, Ставрогина, Карамазовых, Неточки Незвановой и т. д. Человек весь создан из противоречий, главным из которых является противоречие добра и зла. Вот почему человек для Достоевского – это самое дорогое существо, хотя и самое страшное и опасное.

 

 

 

 

24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ В

 

 

Философская мысль ХХ в. находилась под непосредственным воздействием противоречивого, драматичного развития человеческой цивилизации.

ХХ в. – это эпоха:

– социальных катастроф;

– антигуманных политических режимов;

– многочисленных локальных и мировых войн;

– разрушения природной среды;

– кризиса гуманистических ценностей;

– научно-технической революции;

– расцвета знаний и образования и др.

Другими словами, ХХ в. – это век конфликтов разумного и неразумного в жизни и деятельности человека, их очевидного и крупномасштабного противостояния.

Основными философскими течениями  этой эпохи были: иррационализм; рационализм; гуманизм; персонализм.

1. Иррационализм – направление в философии, определяющее инстинкт, внутреннее чувство, интуицию, любовь как главные источники, которые предшествуют рациональному познанию.

Он образовался как  реакция на негативные проявления человеческого  разума в общественной жизни. Иррационализм  интересуют бессознательные эмоционально-волевые  процессы, такие как интуиция, инстинкты, воля.

Культ разума вытесняется  резкой критикой иррационализма, знание – верой, исторический оптимизм –  пессимизмом, а идея прогресса –  неверием в него.

Иррационализм выступил с  критикой против гордого и высокомерного  разума. Согласно иррационализму мир  неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное.

2. Рационализм – совокупность философских направлений, которые центральным пунктом своего анализа считают разум, рассудок, мышление с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей – с объективной.

Рационализм образовался  как выражение прогресса знания, науки и техники, их огромных успехов  в Новое время.

В ХХ в. рационализм развивался под непосредственным воздействием научно-технической революции и  перехода ряда стран в стадию постиндустриальной цивилизации. Для рационализма ХХ в. характерен сциентизм – преувеличение  роли науки в общественной жизни. Это направление представляет собой  культ научно-технического разума, его защиту и оправдание.

К рационализму ХХ в. относятся:

– неопозитивизм;

– структурализм;

– неорационализм;

– критический рационализм.

Философский рационализм  ХХ в. представляет собой уверенность  в способности знания быть социальной силой и пружиной дальнейшего  восходящего развития цивилизации.

3. Гуманизм – философское направление, представляющее собой рефлектированный антропоцентризм, исходящий из человеческого сознания и имеющий своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для целей, не достойных человека.

Основной мыслью гуманизма  в ХХ в. была проблема бытия человека в современном мире, поиск путей  гуманизации общественных отношений.

4. Персонализм – направление в философии, для которого человек является действующей и мыслящей личностью, которая занимает определенную позицию.

Формой проявления персонализма является философская антропология.

Персонализм ХХ в. отстаивает свои позиции в противовес неореализму  и логистике.

 

 

 

 

25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70-90-Х гг. ХХ В

 

 

В 70–90 гг. XX в. широкое распространение получают различные философские школы.

1. Постпозитивизм. Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер – весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик.

В конце 40-50-х гг. Поппер пишет  работы, в которых отстаивает идеи социал-реформизма, критикуя при этом марксизм: «Открытое общество и его  враги», «Нищета историцизма».

Поппер исследует важные проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии.

Суть философской концепции  Поппера в том, что существуют три мира:

– философский;

– ментальный;

– мир объективной истины (мир роста научного знания).

По мнению Поппера, будущее  науки – за принципом фальсификации, позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим, его суть:

– если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена;

– лишь те теории должны считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность;

– важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).

Методология науки. Американский философ и историк науки Томас  Кун является представителем одной  из школ постпозитивизма – философии науки. Он стал известен после выхода в свет его книги «Структура научных революций», в которой Кун изложил свою концепцию философии науки – это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм (моделей теоретического мышления, приверженных различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки).

Кун ввел понятие «нормальной  науки», под которой понимается развитие науки в рамках конкретной, определенной парадигмы.

Философия (методология) науки  взаимосвязана с таким философским  направлением, как «научный материализм». Основными представителями его  являются американские философы Э. Нагель и Д. Мор-голис, австралийский философ Д. Армстронг, аргентинский физик и философ М. Бунге и др.

Основная задача «научного  материализма» – соотношение  материи и сознания.

«Научный материализм» объединяет несколько школ: школа «элиминативного материализма», считающая единым психическое и физическое (Армстронг, Уилкс); школа «кибернетического материализма», представляющая психическое как аналогию функциям ЭВМ (Пат-нэм, Сейр); школа «эмертжентистского материализма», понимающая психическое как результат эволюции материи (Бунге, Марголис, Сперри) и др.

Герменевтика. Герменевтика (разъясняю, истолковываю) – искусство и теория интерпретации текстов.

Герменевтики 70-90-х гг. разрабатывают  «понимание» не как прикладную задачу, возникающую в процессе истолкования текстов, а как фундаментальную  характеристику человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и  мышление.

Философия интуитивизма. В 80-90-е  гг. получили распространение идеи интуитивизма, которые соединили  интуицию с современным научным  знанием – медициной, биологией, физикой и др.

Современные интуитивисты предлагают человеку выйти за пределы его  чувственного земного опыта и  опереться на духовный, мистический, религиозный опыт.

 

 

 

 

26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX В

 

 

Основные модели философского мышления в XX в.:

– позитивизм;

– марксизм;

– неотомизм;

– экзистенциализм и др.

Эти модели рассматривают  проблемы, имеющие общечеловеческую ценность:

– роль философского и научного познания;

– человек и его жизнедеятельность;

– взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного;

– свобода и необходимость, необходимость и случайность, свобода и ответственность и т. д. Позитивизм. Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце XIX – начале XX вв. Его основные представители:

– немецкий физик Э. Мах;

– швейцарский философ Р. Авенариус;

– французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре;

– английский математик и философ К. Пирсон. Этот позитивизм являлся философией реализма и утверждал, что любое научное знание (физическое, астрономическое, биологическое и т. п.) есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

Эта форма позитивизма  получила название махизма. В философии  махизма преобладают субъективно-идеалистические  идеи.

Третья историческая форма  позитивизма появляется в 20-е гг. XX в. Ее родоначальником стал Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета. В Венский кружок входили: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн и др.

Эта форма позитивизма  получила название логического позитивизма. Логический позитивизм развивается  как аналитическая философия, которая, в свою очередь, разрабатывается  в двух направлениях:

– логического анализа философии с применением аппарата современной математической логики;

– лингвистической философии, отвергающей логику как основной метод исследования и занимающейся исследованием типов выражений обыденного языка, в том числе когда он употребляется для разработки философских понятий. Марксизм. Марксистская философия выступает как учение о человеке и мире, обращается к прошлому, настоящему и будущему. Основная идея марксистской философии состоит не в конструировании какой-либо системы, а в тех законах развития общества, которые впервые в истории человечества открыл К. Маркс.

Неотомизм. Неотомизм возник в конце XIX в. и имел широкое распространение в XX в. как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь.

Основу неотомизма положила философия средневекового схоласта Фомы Аквинского. Неотомизм занимается:

– философским обоснованием бытия Бога;

– доказательством различных религиозных догм;

– рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала;

– толкованием естественно-научных теорий и социальной практики.

Наиболее яркими представителями  неотомизма являются Жак Маритен, Этьен Анри Жильсон, Юзеф Мария Бохенский, Густав Андреас Ветер.

Экзистенциализм. Экзистенциализм  – философия существования. Это  антропологическая философия по своей направленности, ее центральной  проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма – помочь человеку и человечеству.

 

 

 

 

27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ

 

 

Зигмунд Фрейд – австрийский  психолог, невропатолог, психиатр, для  него характерны исследования явлений  бессознательного, их природы, форм и  способов проявления.

Основные работы Фрейда, содержащие философские идеи и концепции:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"