Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:59, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе.
3. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.

Работа содержит 1 файл

2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществ.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

3. IV в. до н.э. – период большого синтеза, создаются первые обобщающие философские концепции (Платон – учение об идеях (мир вещей и идей), о человеке (душа – идея и тело, разум, высокие и низшие страсти), о познании (препоминание душой своей жизни в мире идей), о государстве (идеальное государство), Аристотель – 3 субстанции – материя (можно ощутить), форма (дает качество), комбинация (конкр. предмет));

4.  IV в. до н.э. – эллинизм, эллинистические школы (вопрос о смысле жизни, разрушается полис)

5.  I-VI вв. н.э. – античные школы христианского периода.

11. Философия  и наука Средневековья: вера  и знание, разум и откровение; проблема "озарения", ее рациональный  смысл.

Средние века в философском аспекте  длятся с 529 г н.э. по конец 14 в. Для  эпохи средневековья характерны религиозная картина мира и «стиль социокультурного поведения», опирающийся на теологические ценности. В рамках средневековья философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. С точки зрения средневековых представлений весь мир наполнен таинственными символическими знаками, которые нужно уметь интерпретировать, согласовывая с религиозными догмами. Молитвенное созерцание истины достигается лишь на основе смирения и любви. Поэтому наука оценивается как своеобразное интеллектуальное Устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками.

1) Онтология теоцентризма (учение о бытие): 1. подлиным бытием обладает трансцендентный миру Богу. 2. креационизм-мир сотворен Богом из ничего (способы творения: генерация (родители ребенок), фабрикация (глина горшок), креация (творение Богом)). 3.провиденциализм-все подчиняется воле Бога. 4.эсхатология-учение о конечных судьбах мира, о втором пришествии и страшном суде. 5.телеологизм-каждая вещь стремится к той цели, которую назначил Бог. 6.иерархизм-вещи различаются по степени одухотворен.

2) Гносеология-теория познания. Теотиан «Верую, ибо абсурдно». Августин Блаженный «Верую, чтобы познать». Вильгельм «Знаю, чтобы верить». 1.основной источник знания Библия и другие священные тексты. 2.метод познания признавалась экзегетика – толкование священных текстов (буквальный, эсхотологический – о запретном мире, аллегорический, духовный). 3.критерий истины-это не противоречие священным текстам. 4.вера выше знания. 5.предметом познания полагалось только имеющее отношение к духовному. 6.символизм – всякая вещь означает не саму себя, а является символом Бога. За ней надо видеть идеальный мир.

3)Антропология и аксеология-теория о человеке и ценностей.1.Критерии ценности – это отношение объекта к духовному, священному, церковному. 2.Смысл жизни человека – спасение души. 3.Идеал жизни- покорность, смирение, принятие воли Бога (монашеская жизнь). 4.человек понимался дуалистически, и как божественное существо, и как изменившее ему, т.е. дьявольское.

4) Эпистемология (научное знание). 1.Становление полумистического экспериментального метода познания природы. Идеологический фундамент опытной деятельности: представление о себе, как о деятеле; человек стал восприниматься как хозяин природы, который должен извлекать из нее пользу; труд для монаха –богоугодное дело, допускается деятельность по облегчению этого труда на основе создания механизмов. Наиболее ярко экспериментальная деятельность проявилась в алхимии, ятрохимии (лекарства) и натуральной химии (цель - воздействие на потусторонние силы). Идеолог экспериментального метода Роджер Бекон. Он выделял 2 вида познания: на основе доказательства и опыта, причем опыт ставил выше, а природу предлагал изучать через понятия материи и силы, где первое описывается физически, а второе – материалистически.

2. Качественный характер знания. В основе лежала идея Аристотеля  о неоднородном и анизотропном  пространстве, в котором все точки  и направления неравноценны, т.е.  бытие качественно неоднородно.

3. Отрицание объективных законов природы, не являющейся автономной, природа зависит от Бога.

4. Универсализм мировоззрения.  Все отдельное, частное рассматривается  как порочное, отпавшее от целого, единство обеспечивает Бог. Ценилось  комплексное, универсальное, всеобщее  знание, основными жанрами «научных» работ были суммы (Сумма против язычников), компендиумы, бестиарии (договоры против чегото).

5. Комментаторский характер знаний.

Основные направления: 1.Патристика (с лат – отец) – это учение «Отцов церкви» (Террушан, Ориген, Августин) имеющие целью теологизацию греко-римской языческой религиозной мысли, с опорой на учение Платона (Догматика, опологетика, казуистика). 2.Схоластика (от греч. «схола»-комментарий) – это направление средневековой мысли 9-14 вв имеющее целью рационализацию и систематизацию христианского учения с опорой на учения Аристотеля (Знание абсолютно текстовое, они были лишь логиками).

        Теология –  наука о целесообразности: естественная (вытекает из процессов развития  общества) и сверхъестественная (исходит от Бога). Познание при таких условиях могло существовать только под контролем церкви. Все то, что противоречило церкви, подлежало запрету. 1131 г. – запрет на медиц. и юридич. лит-ру. В этот период исследуются не реальные вещи и исследования, а понятия. В мире созданном Богом, не было места объективным законам, без этого наука не могла быть. Существовали области знания, к-е подготавливали возможность рождения науки (алхимия, астрология, натур. магия) и др. Универсальным методом исследования была дедукция Аристотеля (идеалистическая дедукция).

12. Философия и наука Средневековья: первые университеты, особенности схоластического метода преподавания. Алхимия, астрология, магия и наука.

Первые университеты появляются именно в период развития схоластической философии: 1158-Болонья, 1168-Кембридж, 1200-Париж, 1209-Оксфорд. Основой появления университетов были школы вида: 1) монастырские (хранители книг); 2) кафедральные (начальном образование); 3) придворные (светские манер) Причина появления университетов - цеховая организация проф-ой д-ти. ЦЕХ: ученик-подмастерье-мастер, а в УНИВ-Т: школяр – бакалавр – магистр(доктор). Структура универ-ов включала 4 факультета: философский – 6 лет;  медицинский и юридический по 20-25 лет, и теологический 15-16 лет. На артистич (фил.) изучали: 1.Тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и 2.Квариум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Учились с 14-20 лет. Занятия включали лекции и семинары. Лекции: ординаторные (читались в 1-й пол. дня без вопросов) и экстраординарные (2-ая пол. дня, с вопросами). Диспуты: открытые (все желающ.) и закрытые.

Важнейшая хар-ка схоластики - идея рационализации положений христианства, что подразумевало нахождение соответствия м/у Божьим словом и миром. Метод схоластов - построение схол (комментариев к священным текстам): восходящие (от мира к слову Божьему) и нисходящие (от слова к миру). 5 доказательств бытия Бога Фомы Аквинского: 1-док-во от движения (Бог-перводвигатель), 2-док-во от причинности (я –мама и папа… - адам и ева – Бог), 3-док-во от цели (река течет в направление, заданным Богом) 4.док-во от бытия совершенства (наиболее добр, красив, справедлив – Бог), 5-док-во от абсол необход (небытие….Бог).

Важнейшая логическая проблема схоластов - спор об универсалиях (общие понятия обозначающие классы объектов: дом, дерево, человек). Как соотносятся универсалии и вещи: реализм (вначале существовали универсалии - как идеи Бога, а потом на их основе появились вещи); номинализм (береза, дуб, пальма - многол, ствол, крона; дерево – многол растение, имеющее твердый ствол, ветки, крону); концептуалисты (компромиссная позиция: универсалии реальны, но только относительно ума человека).

В поздней схоластики Раймондом  Лулии создана 1-я логистическая  машина, прообраз соврем-х ЭВМ. Позитивное значение схоластич этапа фил-ии: 1-основательный анализ интел-х способностей человека, 2разделение на номинализм и рационализм способствовало дифференциации идеализма на субъективные и объективный, а также легла в основу эмпиризма и рационализма, как направление в теории познания. Негативное значение - мысль схоластов не выходит за пределы текста, не имеет отношения к актуал. проблем.

Важная особенность средневековой  науки - становление полумистич опытного знания. Предпосылки опытного знания: 1-Христианское отношение к труду: трудился Иесус, апостолы, а также монахи для усмирения гордыни. 2-Изменение отношения к природе, должна быть трансформирована для принесения пользы людям. Т.О. появляется прослойка людей соединяющих теоретич и практич д-ть, т.е. монашество.

Роберт Гроссетест - неоплатонизм, где бытие - процесс эмонации света из единого, именно свет есть зримое проявление Бож. первоосновы, изучал оптику. Роджер Бекон - «знание - сила человека»: 1)Критика теоретич знания, подвержено 4 порокам: лже авторитет, лже знание, предубеждение и привычки. Предлагает 4 лекарства: изучение древних языков, оптики, математики, 4-опыт (всякое знание полученное непосредственно, а не логически). 2)Учение об опытном познании, включает: веру в авторитеты, логические выводы и опыт. Опыт: внутренний (откровение - сверхест истины) и внешний (на основе органов чувств - естеств истина). Уильям Оккам - учение о знании: 1) интуитивном (ощущения, переживания) 2) абстрагированным (отвлечение от существования и несуществования вещей). Существуют лишь единичные вещи и интенция (устремление души к познанию). Ввел теорию общих понятий (терминизм). Из разновидностей терминов вытекают науки: 1)реальные (о бытие), 2)рациональные (рассматриваются понятия по отношению к другим понятиям – логика).

Магия – это мистическая д-ть, имеющая целью принуждение сверхест-х силы к необходимому шагу, образу действий. Различают черную и белуб. Белая включает в себя: алхимию (опыт: химич экспер, позволил получить лекарство, спирт, яды, возгорающие в-ва и мистика: поиск Красного льва –превращающего все в золото) и астрологию (опыт: астрономич знания, математика, космобиология, астропсихология(знаки зодиака) и мистика – цель астрол поиск путей откровений). В овнове мистики алхимиков лежал поиск путей творения мира. Золотой век (рай) – Грехопадение (смеш) – Искупление (д-ть алхим) – Спасение (рай).

В средние века наука: 1)анбивалентна (соединяет созерцательность и мистические аспекты), поэтому нельзя средневековье назвать началом науки. Еще отсутствовала идея автономности природы (средство выражения духовных сил). 2)качеств-й хар-р знаний: определить сущность вещи – постичь ее божественный замысел, найти ее место в мировой иерархии. 3)полумистич хар-р опытного знания. 4) созерцательный теологотесктовый хар-р познания - божественные тексты имели больший научный статус, чем природа.

13. Становление  опытной науки в новоевропейской  культуре. Возникновение экспериментального  метода и его соединение с  математическим описанием природы  (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт).

В 15 веке центр разработки проблем естествознания и математики перемещается в западную Европу. В 14-16 веках естествознание уже близко подошло к созданию методов новой науки. Познание природы в этот период концентрируется в двух университетах: Оксфордском и Парижском (Р.Гроссетест, Р.Бекон, У.Оккам). Период с 1540 по 1650 г. характеризуется торжеством опытного (экспериментального) подхода к изучаемым явлениям: открытие кровообращения Гарвеем (1628), установление магнитных свойств Земли Гильбертом (1600), прогресс техники, открытие и применение телескопа и микроскопа, утверждение идеи гелиоцентризма и принципа идеализации Г. Галилеем. Объектом особого внимания в Новое время становятся гносеология и методология исследования природы.

Впервые в философии и науки  нового времени взаимосвязь эмпирич. знания и теоретич (математика – одно из проявлений) прослеживается в учениях Г. Галилея. Образ науки, особенности: 1.Отделеность от религии (различные задачи и основы: спасение души – для веры, познание – для науки, различные способы познания: для веры – авторитет Писания, ответ человека на открывшееся ему послание; для науки – чувственный опыт и необходимые доказательства). 2.Независимость научного знания от догм и авторитетов (особенно авторитета Аристотеля). 3.Объективность знания – критика субъективности чувств-х данных и умозрительной спекулятивности натурфилософии (наука - не набор инструментов для составления прогнозов о действительности; она описывает действительность: сообщает нам, "как перемещается небо"). 4.Научное знание носит реалистический хар-р: наука  способна строить целостную картину мира, также как строит эту картиру религия, она д.б. просто сред-ом расчета или объяснения природных процессов. 5.Математический хар-р знаний – книга природы написана на языке математики. 6.Ограниченный эссенциолизма. Понимание: экстенсивное (качественное знание – изучение сущностей - эссенций) и интенсивное (арифметическое, геометрическое знания ®квинтэссенция). Познание сущ-ти вещей хар-ет фил-ию. На основе созерцания сущность бытия не постигнешь, т.к. оно бесконечно превосходит познанные вещи, но при постижении вещей на основе математике, можно дойти до сущности, подобной знанию о них Боге. Учение Галилея о методе: 1)аналитический (метод резолюций)-прогнозирование чувственного опыта с использованием средств математики, абстрагирования и идеализаций, благодаря чему выделяются элементы реальности, недоступные непосредственному восприятию (мгновенная скорость). 2)Синтетически-дедуктивный (метод композиции) - математическая обработка опыта, выявляющая количественные соотношения, на основе которых вырабатываются теоретические схемы, применяемые для интерпретации и объяснения явлений. Критика Аристотеля: 1) А - скорость падения тел пропорциональна их весу, Г - тело падает свободно, его ускорение постоянно, одинаково для всех тел. 2) А – движение земных тел прекращается, если они предоставлены сами себе. Г – предпосылки з-на инерции. 3) А – абсолютность движения, Г – относительность. 4) А – космос конечен, Земля - центр вселенной, неподвижна. Г – гелеоцентрические идеи Коперника.

Ф.Бекон [эмпиризм].  Заметил процесс "великой дифференциации": отделял науку и философию. Отвергает традиционные формы знания: схоластику, магию, аристотелевскую логику как ложные и бесполезные – труд «Новый органон». Наука должна приносить практическую пользу: «Знание – сила». Степень власти над природой зависит от степени знания законов природы. Основной источник – чувственный опыт. Теория индуктивного метода в основе 4 положения: 1)составление таблиц (собственная индукция) 3 видов – а.табл присутствия (опр-т тепло…солнце, очаг); б.табл отсутствия (луна, когда светит но не греет); в.табл степеней (тела, в которых больше или меньше тепла и условия проявления степени). 2)элиминация (устранение) – убрать из табл а и в такие признаки, которые к теплу не относятся (размер, цвет). Результат - выдвижение гипотезы. 3) дедукция (выведение) - выведение из гипотезы всех возможных следствий. 4)эксперимент - опытная проверка следствий. Т.о. критерием истинности знания явл его соответствие опыту.  Особое место занимает критика «идолов» познания. Он выделяет четыре рода «идолов»: 1) «идолы рода» – общие заблуждения, порожденные самой человеческой природой; 2) «идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, характерные для отдельных людей; 3) «идолы площади», или «рынка» - связанные с общением людей и неправильным использованием языка; 4) «идолы театра» - ложные представления о мире, некритически позаимствованные людьми из различных философских систем. Основная цель науки – исследование «форм» природных вещей; при этом форма понимается не в аристотелевско-схоластическом смысле, а как сущность, закон явлений. Метод Бэкона ориентирован в основном на качественное познание природы. Он состоит в собирании и классификации форм.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"