Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:59, шпаргалка
1. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе.
3. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.
2) Природа как инобытие "абсолютной идеи". Задача охватить всеобщей внутренней связью выводы различных отраслей естествознания и различные уровни организации природы. Природа предстает как система ступеней, каждая необходимо вытекает из другой, восходя от простого к сложному, от низшего к высшему, а на вершине - человек. Основных ступеней, как и наук, их изучающих, три - механика, физика, и "органика" (биология). Как идеалист, Гегель не принимал эволюционную теорию: развивается не сама природа, а ее духовная основа, которая непрерывно преобразует один и тот же тип ("принцип метаморфозы").
3) Дух - человек, взятый в его социальноисторическом развитии. Здесь "абсолютная идея" достигает полноты, становится "конкретно разумной". Распадается эта ступень на "субъективный дух" (индивидуальное человеческое сознание, его развитие от чувственности к рациональности с ее рассудком и разумом), "объективный дух" и "абсолютный дух"; основу этого движения составляет принцип "субстанция духа есть свобода" (все, что с объективной необходимостью возникает в сфере духа, порождается деятельностью людей, благодаря которой они все больше и больше "освобождаются"). "Объективный дух" - социально-историческая жизнь человечества, представленная абстрактным правом, моралью, нравственностью (семья, гражданское общество, государство) и всемирной истории. Гражданское общество, по Гегелю, возникает позже государства, предполагает уже сложившееся право на "субъективную особенность" - реализацию индивидом своих интересов (становится личностью, обладающей неприкосновенной личной волей и предполагающую ее у других как равных ей, что возможно с возникновением частной собственности, выступающей гарантом свободной воли). Гегель видит реальную противоречивость гражданского общества, "каждый для себя - цель", а "все другие для него ничто", "равенство" понимается лишь в формально-юридическом смысле (равенство пред законом). "Абсолютный дух" - искусство, религия и философия как формы знания о "духе" как Боге. Эти формы выступают у Гегеля как уровни знания: созерцание(искусство), представление(религия), понятие(философия). Впервые представил всемирную историю философии как единый закономерный процесс восхождения к обещающей истине, а каждую философскую систему - как звено на этом пути.
В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики: «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого»
Диалектико-материалистическая методология функционирует в гибкой системы принципов и регулятивов человеческой деятельности. Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в методологический принцип. Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения должны принять форму нормативных требований, своеобразных предписаний, которые определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объективная детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, служит основанием для последующего субъективного использования их в качестве средства познания и практического овладения действительностью. Диалектический метод нельзя сводить к универсальным логическим схемам с заранее отмеренными и гарантированными ходами мысли. Однако ученых интересуют не сами по себе категории "развитие", "противоречие", "причинность" и т.п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут помочь в реальном научном исследования, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины.
Законы диалектики тесно взаимосвязаны между собой, являясь сторонами одного процесса развития, характеризуя его с разных сторон. Законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. В результате Гегелю удается создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.
Важнейшие принципы диалектического метода:
1. Объективность - признание действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах.
2. Всесторонность - всеобщая связь всех явлений действительности (вычленение предмета исследования и проведение его границ; "многоаспектное" рассмотрение).
3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus - сгущенный) - вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе) ("вывести" данное явление из его субстанционального признака и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое; учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета).
4. Историзм - методологическое выражение саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее (изучение настоящего, реконструкция прошлого, предвидение будущего).
5. Противоречия - принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей (выявление предметного противоречия; всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия; прослеживание этапов развития данного противоречия; анализ механизма разрешения противоречия).
1. Учение о человеке, как о деятельном существе: человек становится человеком благодаря труду, по орудиям труда и характеру производства можно судить о степени развития. Человек развивается в ходе преобразования природы и общества. 2. Учение о практике – все виды человеческой преобразующей деятельности. Она социальна (существует только в обществе); исторична (развивается от одной эпохи к другой); предметна (всегда направлена на природу или общество). Этим практика отличается от теории. 3. Типология общества - представил как синтез формаций, выдвинув идею социального прогресса (здесь утопизм). 4. Объяснение движущих причин развития человеческой истории – человеческая деятельность и стоящие за ней интересы людей и их потребности. Суть интересов – стремление к лучшему. 5. Учение об освобождении человека от всех форм угнетения. Освободительная сила – пролетарское движение. Разработал материальную диалектику.
Философия Маркса: смесь гегельянства и английских экономических концепций. Согласен, что мир развивается согласно диалектической формуле, но движущей силой считает не дух (по Гегелю сущность, ведущая человеческую историю по стадиям "Логики" Гегеля, но почему Дух проходит через все эти стадии, не ясно), а материя, отношение человека к материи, важная часть - способ производства. Т.о., материализм Маркса на практике становится экономическим учением. Но материя не сводится к некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. Исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной субъективно, как "человеческая чувственная деятельность, практика". Тем самым познание - сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта (ранее субъект активен, объект всегда пассивен). "Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вопрос не теории, а практики". Маркс: философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. Энгельс сформулировал: существует объективная диалектика и субъективная. Зависимость: диалектика вещей определяет диалектику идей. По Гегелю диалектика понятий определяет диалектику вещей.
Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности (материальный мир). Включает диалектику природных и общественных процессов. Предмет субъективной диалектики - особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие проявляется:1) субъективная диалектика детерминирована объективной; 2)первая отражает вторую; 3) субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике; 4)их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история – природа.
Диалектический метод Маркса специализированное, рационально-материалистич. представление опорного метода гегелевской философии, не учитывающее богатство сверхчувственности, является узким, неприменимым ко многим процессам (метод Маркса позволяет сконцентрировать значительные методологические ресурсы для решения конкретной научной или общественной проблемы материального образа, но он недостаточен для полного освещения многогранных объемных вопросов). Не имеет внутреннего источника развития, необходимо постоянное обновление и приведение в соответствие с текущими научными открытиями и исторической ситуацией. Опорные положения метода: 1) Всеобщая связь явлений – вне закономерной связи не существуют никакие явления. 2) Движение, изменение, развитие и обновление природы и общества (слабомощны в субъективном и социальном планах, тем более в исторической ретроспективе, если не учитывать сверхчувственные аспекты и собственные желания людей, от которых как раз и отказался материализм). 3) Переход количественных изменений в качественные (не учитывает субъективных тенденций, которые наиболее важны в общественном устройстве и могут значительно влиять на поступательное движение конкретных процессов в связи с исполнением других диалектических тенденций). 4) Борьба противоположностей, в т.ч. как источник и внутренне содержание любого процесса развития (по Гегелю, не борьба противоположностей, а противоречие есть корень всякого движения и жизненности).
Диалектика Маркса венчается раскрытой им диалектикой буржуазного общества: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов. Основной тезис марксизма - Не сознание определяет бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание. Эта идея позволила выстроить концепцию истории, в которой классовая борьба, начинаясь в области экономических отношений, охватывает все сферы общества и двигает его вперед по ступеням — общественно-экономическим формациям: 1.первобытно-общинной. 2.рабовладельческой, 3.феодальной, 4.капиталистической и коммунистической.
Основы материалистической теории познания. Обосновал, познание - диалектический процесс отражения предметов и явлений, их связей и закономерностей на основе общественно-исторической практики человечества. Критерий проверки – практика. Историческое и логическое – едины. Но 1) в более широком и диалектическом смысле основа указанных положений была впервые высказана и обоснована Гегелем. 2) материалистическое представление не является всеобъемлющим представлением. 3) практика пролетариата не является практикой человечества.
Основы диалектического материализма. Основоположения материалистической теории познания: 1.материальности мира, 2. первичности материи и вторичности сознания, познаваемости мира.
Аспекты диалектического материализма: 1) методологические аспекты (был изменен предмет философии - отвергнуты претензии на ее понимание как науки наук, было утверждено субъективное рационально-материалистическое использование диалектики, диалектический материализм стал инструментом познания) 2)общественные аспекты (был определен и распространен материалистический подход на область общественных явлений, на жизнь отдельных людей и всего общества)
3)классовые аспекты (
4) аспект теоретического развития
(диалектический материализм
Марксистская идеология. Диалектический материализм Маркса оказался принципиально важным для понимания материального развития мира, открытия политико-экономических законов развития общества, обоснования негативности капитализма и возможности перехода к социализму на основе диктатуры пролетариата. Но в силу своей ограниченности он оказался нежизненным, догматизированным и превратился в ряде стран марксизм объявлялся идеологией, которая была лишь прикрытием замыслов верхушки.
Развитию идеологии