Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:59, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе.
3. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.

Работа содержит 1 файл

2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществ.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

9. Преднаука  и наука в собственном смысле  слова. Обобщение практического  опыта и конструирование теоретических  моделей, в структуре получения  научного знания.

В Ф наук используют модель развития В.С. Степина: Миф  (антропол) ® Логос (рацион мифол)® Пред наука (обобщение опыта) ® Наука (конструир идеальных объектов) ® | классич; неклассич; постклассич|

1) Миф – начальная форма мировоз-я. Черты: коллективный хар-р мировоззрения, неразличение естественного и сверхъестественного миров, неразличение вещи и ее образа, отсутствие субстанций в мифе (все превращается во все), основной способ объяснения сущности вещи – гинетический (ее происхождение), отсутствие причино-следственных связей, замещалась координацией причина-знечение, антропоморфизм. т.е. очеловечивание мира. Этапы развития: 1.тотемизм - родство с объектами природы. 2.анамизм - тотальная одухотворенность мира. 3.фетишизм-вера в посредников м/у естественным и сверхъестественным мирами.

2) Стадия логоса (Разум, закон, слово). Зарождение рационального связано с процессами: 1. систематизация и рационализация мифов. 2. различие объективного и субъективного знания. 3. замещение причино-значимых отношений, причино-следственными. 4. поиск субстанционального и константного.

3) Преднаука Др.Востока. Несмотря на накопленные знания в математике, астрономии, механике, геометрии в Др. Индии, Китае, Египте их нельзя считать научными т.к.: 1. основным способом получения знания были индуктивные обобщения, практически значимого опыта, что оставляло знания исключительно в эмпирической сфере, лишая его теоретичности. 2. знание циркулировало лишь в узких кругах посвященных и носило тайный хар-р. 3. знание носило рецептурный хар-р к нему отсутствовало критическое отношение, оно не являлось обоснованным. 4. динамика знания - замещения менее оптимальных рецептов, более оптимальными. Вывод: преднаучное знание представляло собой наборы алгоритмов действий без его логического обоснования. 

4) Стадия собственно науки. Началом считается деят-ть философов Др. Греции. Элиты (созерцательная деят-ть, т.е. теория: физика, математика)® простолюдины ® рабы (практическая деятельность: механика, логистика). Теоретическая деят-ть рождается в след-ии соц причин: неприятие опытной формы познания, аристократии рождает специализацию лишь на созерцательной чисто интеллектуальной д-ти, которая развивает обобщение до идеализации по след схеме: вещь ®наблюдение ®обобщение ® абстрагирование [отвлечение от несущественных св-в объекта - Восток]®идеализация [Др.Греция]. Идеализация – это создание на основе абстрагирования мысленных объектов, которые не могут сущ-ть в действительности, но имеют в ней отдаленные аналоги, т.е. в результате идеализации происходит конструирование идеальных объектов, осуществляемое 3-мя способами: 1.минимизация св-в эмпирических объектов: точка (объект не имеющий пространственных параметров), атом, фонема (идеальный эталон звука). 2.максимизация эмпирических объектов: абсолютно черное тело, идеальный газ, математич маятник, вечный двигатель. 3.конструирование в не всякой связи с эмпирическими объектами: иррациональные числа, комплексные числа, не Евклидова геометрия, черные дыры. Вывод: основу преднауки составляет движение от опыта к вне опытному знанию, а конструирование идеальных объектов и движения от них к опыту (выдвижение гипотез и их эмпирическая проверка). (пример: деревья зимой сбрасывают листву – сделаем вне опытное знание).

Стадии развития науки, критерий - соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:

1. Классическая наука (XVII-XIX вв.) стремилась при описании и  теоретическом объяснении объекта  устранить все, что относится  к субъекту, средствам, приемам  и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось  как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Парадигма - механика, картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

2. Неклассическая наука (1ая пол. XX в.) связана с разработкой релятивистской  и квантовой теории, отвергает  объективизм классики, отбрасывает  представление реальности как не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается как условие объективноистинного описания и объяснения мира. Парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

3. Существенный признак постнеклассической  науки (2ая пол. XX - начало XXI в.) - постоянная  включенность субъективной деятельности  в "тело знания". Она учитывает  соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации.

10. Наука и  философия Античности. Становление  научно-философской методологии.

Предпосылками зарождения науки в Др. Греции: 1) полисная организация жизни (полис-город-госуд), в основе которой принцип 3И: 1. Исигория - свобода слова. 2. Исатомия - равенство в возможности замещения должностей. 3. Исономия - равенство всех пред законом. 2) относительная (по сравнения с Востоком) секуляризованность гражданской жизни: Восток - законы общества выводились из Божественной воли, а Запад - создавались в ходе демократических процедур в полисе. 3) этический и гносеологический релятивизм (относительность: человек мерило бытия: погибли дети – для родителей горе, для гробовщиков - прибыль). 4)агональный хар-р культуры (состязательность) - развитие интел.способностей и их оттачивания на диспутах.

Формирование объективного знания: Социальные условия античной цивилизации определяли объективность знания, прежде всего результатами борьбы низших слоев общества за свои права. Были произведены реформы: юридические нормы письменно зафиксированы и унифицированы, была предложена выборность судей, позволена состязательность в суде и обжалование приговоров, аристократию ущемили в территориальном делении полиса и введена имущественная дифференциация населения по сбору налогов.

В мировоззренческом плане эти  реформы обусловили: 1) уважение к личности, достоинством считалась не знатность, а уровень культуры и достигнутое положение в обществе; 2) изменилось отношение к закону – он стал носить не божественный, а рациональный характер, т.к. изобретался самими людьми; 3) возникает конкуренция идей, что требует обращения к логике и риторике, чтобы побеждать в спорах; 4) возникает убежденность в относительном характере знаний – никакое знание не является абсолютно истинным, все можно оспорить или предложить альтернативу. На этой базе возникает идея обоснованности знания.

Освоение идеализированных объектов. Теоретический характер знаний был обусловлен негативным отношением к практической деятельности (удел рабов). Оперировали с отрицат. и действительными числами.

Появление научных  программ: преодоление мифологич. Мировоззрения, результаты важные для науки.

1) Математическая программа Пифагора. а) обоснование числа как первоначала (все вещи существуют подражая числам, число-идеально, цифра-материальна, отождествляли числа с фигурами 1-точка) б) философия числа, приписали каждому числу значение, на основе нумерологии объясняли сущность вещей, разделили числа на группы, выделив совершенные и несовершенные, мужские и женские, четные и нечетные. в) рассмотрение вселенной как космоса (с греч-порядок). Вселенная - не борьба стихий, а упорядоченный числом космос, а т.к. числа не только основы бытия, но и мышления, то мир умопостигаем и выразим.

2) Атомистическая программа Демокрита. а) обоснование атомизма: материальность, неделимость, движение, интеллигибельность (умозримость), вечность, все разные – свойства атома, объясняющие бытие. б)построение теории познания – проникновение эйтосов (атомерных копий вещей ч/з органы чувств в мозг).  Формулировка принципа объективности через различение субъективных и объективных свойств вещей: объективно сущ-ют атомы и пустота, а субъективно: вкус, цвет, запах. в) концепция детерминизма - всеобщей причино-следственной связи явлений, важнейшим следствием которой является отрицание чудесного.

3) Натуральная программа Аристотеля (неделимый мир). а) Метафизика - учение о сущности бытия: а.1) всеобщие св-ва вещей – 10 категорий, легшие в основу терминологического языка науки: сущность; качество-мера проявления сущности вещи (при покупке стол - выбор по качеству); количество (длина стола); время (сколько прослужит); пространство (стол из магазина в дом); движение; покой; отношение (стол и интерьер); обладание (столу не хватает ящичков); страдание (стол поцарапан).

а.2) бытие актуальное (то, что есть в наличие - занимаемся философией) и потенциальное (в наличии нет, но предпосылки существования оформились - сдача кан.мин)).

а.3) различие случайного (то, что переходит  из потенциального, в актуальное несколькими способами – бросание монеты) и закономерного (переходит из потенциального в актуальное одним способом) бытия.

а.4) бытие как истина: «Истинным  признается то, что соответствует  действительности» (снег белый). 

а.5) рационально обосновал способ происхождения вещей на основе действия 4-х причин: *материальная – это субстрат вещи;  *формальная – способ организации материи; *действующая – это тот, кто соединяет материю и форму; *финальная, целевая – то, зачем нужна эта вещь.

б) Физика (физика-природа): «Развивать в себе можно только то, что заложено в тебе потенциально». 1.Движение - переход вещи из потенциального состояния в актуальное, 4 вида: изменение субстанции (рождение/умирание вещи); изменение по качеству  (превращение), по количеству, по месту (перемещение).

2.Пространство – вместилище, где  происходит движение вещи, граница  объемлющего и объемлемого.

3.Время - способ бытия пространства, фиксирует дв-ние вещи «с начало  и потом», не существует объективно.

в) Теория науки. Познание проходит 4 этапа: Чувственные впечатления ® Опыт (сумма впечатлений в голове, умение ориентироваться в ней)® Техно (искусство – это знание общего и причин, знание о классах объекта - вождение машины)® Научное знание (доказательное, объясняющее, систематический характер). Канон научного исследования: описание проблем; история вопроса; выдвижение собственной позиции; выявление аргументов «за» и «против»; принятие окончательного решения.

г) Логика. Аристотель – основатель формальной логики, как теории доказательства. Сам называл аналитикой.

г.1) выявил понятие логическая форма (способ связи элементов мышления): Все люди смертны - Сократ человек = Сократ смертен.

г.2) сформулировал 3 закона формальной логики: закон тождества (нетождество-рядом с ателье вывеска: увеличим вашу семью за 15 минут), закон не противоречия (противоречия: в ЗАгсе прошу развести меня, но согласия я не даю).

г.3) построил теорию понятий, суждений и умозаключений: Понятие – форма мышления, фиксирующая наиболее общие и существенные черты ряда однородных объектов (береза, каштан, пальма - кора, листья) Понятие существует только в голове и является идеальным объектом, его нельзя показать в действительности!

Суждение – форма мышления, которая фиксирует наличие или отсутствие взаимосвязи между понятиями, в силу чело оно является истинным или ложным. Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, связанное с исходным.

г.4) разработал основы аргументации и  правила доказательства.

г.5) разработал рационалистическую космологию. Основные положения: земля центрально, неподвижна и шарообразна; вселенная  конечна, ограничена прозрачными кристаллическими сферами находящимися за самыми дальними видимыми звездами; в основе земли 4 элемента; Основу космоса составляет эфир; Источник движения в мире это Бог перводвигатель, у всего в мире есть своя цель (финальная причина).

4) Феномен эллинистической  культуры. Центром культуры эллинистической эпохи (3-1 вв до н.э.) становится Александрия, где центром культуры были Библиотека и Муйсеон. Важнейшим научным достижением в этой эллинистической эпохи является формирование 2-х научных школ: математической (Евклид и Архимед) и астрономической. Евклид: систематизировал математические знания в книге «Начало», где разработал аксиоматический метод построения научных теорий. Архимед: совмещал теоретическую и практическую научную деятельность; работал в области гидродинамики, в области статики - закон рычага; разработал способ записи сверх больших чисел. Астрономическая школа: Птоломей предложил 1-ю карту неба, на основе геоцентрической модели Аристотеля, проводил расчеты по определению особенностей движения небесных тел. Аристарх Самовский впервые высказал гипотезу теоцентризма. Особенности эллинистической науки: 1-проявление специализации в научных исследованиях. 2-относительная дистанцированность науки от фил-ии религии. 3-сугубая теоретичность, как идеал научного познания.

Методология науки – область науки, изучающая общие и частные методы научных исследований, а также принципы подхода к различным типам объектов действительности и к разным классам научных задач.

Возникновение философии связано  с кризисом мифологического сознания. Относится к (-6) веку. Причины кризиса: 1. Разложение родовых и возникновение рабовладельческих отношений; 2. Невозможность с помощью мифологии ответить на следующие вопросы, ставшие перед людьми.  3. Происходит переход от традиционного мышления к самостоятельному; 4. Вместо образов стали мыслить абстрактными понятиями.

Черты античной философии: Сильная связь с мифологией; и Космоцентризм, т.е. мир – это единый космос, кроме него и вне его ничего нет, всё находится в нём, даже Боги; он никем не сотворён, всегда был и всегда будет; Космос мыслится по аналогии с человеком, он имеет тело, душу и разум.

Периодизация античной философии

1. VI-V вв. до н.э. – философия физиса, или натуралистический период (Гераклит – огонь, Пифагор – число, Демокрит - атом);

2. V в. до н.э. – обращение внимания на человека, гуманистический период (Софисты - Сократ);

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"