Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:59, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе.
3. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.

Работа содержит 1 файл

2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществ.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

23. Постмодернизм:  отказ от универсализма и тотальности  ради "инаковости" и проблема симулякров. Понятие постнеклассической науки.

Модернистская модель начала XX в. носит антитрадиционалистский характер. В результате попыток одновременно сохранить и преодолеть современный мировоззренческий потенциал структурализма, марксизма, фрейдизма и ницшеанства возникает постмодернизм. Круг философских идей постмодернизма укладывается в течение постструктурализма. Оно было вызвано осознанием ограниченности структурализма (устойчивые порядки – структуры везде), постструктуралисты (Фуко, Деррида, Делез, Лакан) подвергают критике понятие структура. Вместо поиска «структур» предлагают исследовательские стратегии, избегающие иерархического упорядочивания реальности. Деррида говорит о «диссеминации», Делез и Гваттари выдвигают термин ризома против базовой метафоре прежней философии – метафоре дерева. Образ дерева предполагает наличие основного ствола, ризома –корневая система, где нет главного корня. Здесь все – «главные».

Для мыслителей постмодернизма, при всем несходстве их подходов, характерна общая черта: критика основных концептов классики: субъект, исток, идентичность, бытие и смысл как континуум.

Критика «мышления  тождества». Важнейшее понятие классики - тождество или идентичность (положение о тождестве мышления и бытия у Гегеля). Структурализм, занимался поиском универсального шифра действительности, которому подчинены все знаковые системы. Постмодернисты считает, что изначальная «бесформенность» и «хаотичность» жизни не подвластны никаким выдвигаемым наукой схемам, поэтому выдвигается категория различия, дифференции. Деррида и Делез критикуют мышление тождества. Различие не сводится к тождеству. Различия не отсылают к подобиям, а указывают на другие различия. Мыслить различие – значит не держать перед мысленным взором идею целого, системы, иерархии, единства.

Серийная  событийность против «события бытия». В классике событие - не всякое происшествие, а нечто значимое, наполненное потаенным смыслом (поиск первосмысла, заключенного в глубине события содержания). Для мыслителей постмодернизма статусом события обладает любой телесно-жизненный акт. Жизненная событийность самодостаточна и не нуждается в возведении к трансцендентальному основанию.

Для духовной основы Модерна характерны три идеи - Разума, Прогресса и  Эмансипации. Главное в этом триединстве - Разум, от него зависят и Прогресс, и Эмансипация. Постмодернизм критикует не сами по себе разум, прогресс, эмансипацию, а их новоевропейскую версию, их определенность. Разум плох своей инструментальностью (занят определением целерациональной эффективности деяний) и мало коммуникативен (любит монолог, а не диалог, игнорирует участливость, радость взаимопонимания), что универсальность в нем несовместима с локальностью и индивидуальностью (с одинаковым успехом строит дворцы и тюрьмы, атомные станции и атомные бомбы, воздушные лайнеры и планы по их захвату с заложниками). В прогрессе не устраивает его техногенность, имеющая мало общего с истинно человеческими претензиями к жизни (с совершенствованием нравственности и морали, с экологически чистой средой обитания). Прогресс что-то лечит, но при этом что-то и калечит. Эмансипация критикуется за трудности совмещения индивидуальной свободы и общественного порядка, за то, что научное знание не освобождает от суеверий и предрассудков, что вместе с развитием науки растут и силы, обогащающиеся за счет манипулятивного использовании ее приложений и материализаций (пиар-технологии), за то, что обещанное эмансипацией освобождение человека от зависимости, угнетения и неравенства так и не наступило.

Симуля́кр  — «копия», не имеющая оригинала в реальности. В постмодернистской симуляции копия не всегда хуже оригинала. До оригинала часто вообще не добраться. Нередко и на оригинал мы смотрим сквозь очки копии. В этом нам усердно помогают различные имиджмейкеры, пиар-технологи, костюмеры, звукорежиссеры и другие специалисты по сервису и инфраструктуре. Шоу-спектаклей теперь много не только на телевидении, но и в самой жизни. Особенно в политике. Все носят какие-то маски, играют какие-то роли. Общество превращается, если уже не превратилось в один сплошной спектакль. Главное же и по-настоящему новое, что открыл постмодернизм в проблеме симуляции, симулякров, сводится к тому, что никакой такой естественной в смысле подлинной или образцовой реальности вообще нет. А значит нет, не может быть и (ее) искажения. Симулякр - не подделка. А если и подделка, то только на первом, быстро преодолеваемом этапе. Истина теперь в том, что человек живет в знаковой среде, в окружении образов и подобий, «подлинных» имитаций. Современные информационные технологии их легко уплотняют, превращая в особую - виртуальную реальность. На продуцирование знаков-символов ориентированы сегодня все виды и формы человеческой деятельности. Перспективным и ведущим - словом, всеобщим, становится производство знаков, а не товаров и услуг (постиндустриальное информационное общество, в экономике – торговая марка).

Постнеклассическая наука формируется в 70-х XX в, чему способствует компьютеризация науки, невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. В это время развиваются генные технологии, клонирование, эволюционная химия, создание микропроцессоров, создание искусственных нейронных сетей, микроэлектроника и наноэлектроника.

Поскольку объектом исследования все  чаще становятся системы, экспериментирование  с которыми невозможно, то важнейшим  инструментом научно-исследовательской  деятельности выступает математическое моделирование. Его суть, что исходный объект изучения заменяется его математической моделью, экспериментирование с которой возможно при помощи программ, разработанных для ЭВМ.

На этапе постнеклассической науки  преобладающей становится идея синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т.д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

Системный подход внес новое содержание в концепцию эволюционизма, создав возможность рассмотрения систем как  самоорганизующихся, носящих открытый характер. Как отмечал академик Н. Н. Моисеев, все происходящее в мире можно представить как отбор и существуют два типа механизмов, регулирующих его: 1) адаптационные, под действием которых система не приобретает принципиально новых свойств; 2) бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой системы. Эволюция может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой, более сложной.

Идея принципа универсального эволюционизма основана на 3 концептуальных направлениях конца XX: 1) Теории нестационарной Вселенной. В основе идея "инфляционной фазы": после колоссального расширения в течение малого отрезка времени установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Несимметричность Вселенной выражается в преобладании вещества над антивеществом и обосновывается "великим объединением" теории элементарных частиц с моделью раздувающейся Вселенной. На этой основе удалось описать электромагнитные, слабые и сильные взаимодействия при высоких энергиях, а также достичь прогресса в теории сверхплотного вещества. Согласно последней, возникла возможность обнаружить факт, состоящий в том, что при изменении температуры в сверхплотном веществе происходит ряд фазовых переходов, во время которых меняются свойства вещества и свойства элементарных частиц, составляющих это вещество. Подобного рода фазовые переходы должны были происходить при охлаждении расширяющейся Вселенной вскоре после "Большого взрыва". Следствием является положение о существовании множества развивающихся вселенных.

2) синергетики, изучающей согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных, но открытых системах различной природы. Система должна состоять из элементов и подсистем (электронов, молекул, органов), взаимодействие между которыми может быть подвержено лишь малым флуктуациям и находиться в состоянии нестабильности. Синергетика использует математические модели для описания нелинейных процессов, устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, какого типа нелинейные законы управляют этими процессами и при каких условиях, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос может играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен. Применение ограничено: 1.Изучает только массовые процессы, но не индивида. 2.Не учитывает роль сознательного фактора духовной сферы (не рассматривается противодействие макротенденциям). 3.Применима к исследованию процессов, которые детерминированы небольшим количеством фактов (но при развитии они увеличиваются).

3) теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы. Развитые идеи Вернадского вводят парадигму целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность, проявление которой, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него. Как следствие - сближение естественных и общественных наук. Концепция открытой рациональности: европейская наука стала ориентироваться и на восточное мышление. Принцип коэволюции: сопряженного, взаимообусловленного изменения систем, или частей внутри целого.

 

24. Научное знание как  сложная развивающаяся система.  Эмпирический и теоретический  уровни науки, критерии их различения.

Научные знания - сложная развивающаяся система, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска. В своих развитых формах наука предстает как дисциплинарно организованное знание, в котором отдельные отрасли - научные дисциплины выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой.

Научные дисциплины возникают и  развиваются неравномерно. В них  формируются различные типы знаний. Специфика предмета каждой науки  может привести к тому, что определенные типы знаний, доминирующие в одной  науке, могут играть подчиненную роль в другой. При возникновении развитых форм теоретического знания более ранние формы не исчезают, хотя и могут резко сузить сферу своего применения.

В системе любого научного знания можно выделить различные формы знания: законы, принципы, гипотезы, теории, схемы, программы, эмпирические факты, которые относятся к двум основным уровням: эмпирическому и теоретическому. Соответственно существует 2 типа познавательных процедур. Наличие этих уровней научного познания было зафиксировано в рамках неопозитивизма в 30-х XX столетия в условиях обнаруженного различия языкового смысла теоретического и эмпирического использования терминов.

Различение  эмпирического и  теоретического уровней осуществляется с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии различия:

1) Характер предмета исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними, сущностные связи не выделяются еще в чистом виде. На уровне теории происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта - взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории – воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта. Следует различать эмпирическую зависимость (вероятностно-истинные знания) и теоретический закон (знания достоверные). Теория и эмпирика имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирика изучает явления и их корреляции, улавливая в отношениях между явлениями проявление закона. В чистом виде он дается в результате теоретического исследования.

2) Тип применяемых средств исследования. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. Эмпирическое исследование базируется на практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. В теоретическом исследовании отсутствует практическое взаимодействие с объектами, на этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

3) Особенности метода. В эмпирическом познании: наблюдение, использование приборов и других средств реального наблюдения и эксперимента, эмпирическое описание. В теоретических исследованиях: метод построения идеализированного объекта (идеализация); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

Эмпирика и теория отличаются по предмету, средствам и методам исследования. В реальной действительности эти два слоя знания всегда взаимодействуют. Выделение же конкретной категории в качестве средств методологического анализа позволяет выяснить, как устроено и развивается научное знание.

Эти уровни знания имеют сложную организацию. Выделяют подуровни, характеризующиеся специфическими познавательными процедурами и особыми типами получаемого знания. На эмпирическом уровне выделяются два подуровня: наблюдение и эмпирические факты, которые не являются достоверным знанием и на них не может опираться теория. Базисом теории - эмпирические факты, где нет субъективности.

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает: 1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания; 2) истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания с использованием ранее полученных теоретических знаний.

При установлении эмпирического факта  требуется применение ряда теоретических  положений (из  области механики, электродинамики), но возникает проблема теоретической нагруженности – для установления факта нужны теории, а они должны проверяться фактами. Т.о. в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т. п.

 В организации теоретического  уровня знания выделяют два подуровня: частные теоретические модели и законы, развитая теория. Частные теоретические модели и законы выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. Теоретическое знание включает теоретическую модель, которая объясняет явление, и закон, который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные объекты и связи между ними. Закон характеризует отношения идеальных объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию эмпирической реальности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"