Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 20:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 60.80 Кб (Скачать)

30. Философия как  форма общественного  сознания.

   С целью  осознания предмета и особенностей  философии важно не только  определить место философии среди  исторических типов мировоззрения,  но и выяснить, какую роль играет  философия в обществе.

    Основными  функциями философии считают:  мировоззренческую, методологическую  и культурологическую функции. 

   Мировоззренческая  функция заключается в том,  что, овладевая философию, человек  воспроизводит определенный взгляд  на мир. Характер ее представлений  о мире способствует определению  определенной цели. Их обобщение  создает общий жизненный план, формирует идеалы человека. Мировоззрение  не может быть лишь суммой  знаний. В мировоззрении происходит  определенное отношение к миру. Мировоззрение должно направлять  поведение, деятельность человека  в сфере практики и в познании. Но когда мировоззрение начинает  выполнять роль активного регулятора деятельности, то выступает и в роли методологии.

   Методологическая  функция. Методология - это мировоззрение,  которое выступает в виде метода  и теории метода. Иначе, методология  - это совокупность наиболее общих  идей и принципов, применяемых  в решении конкретных теоретических  и практических задач, это и  научное обоснование, разработка  идей и принципов, путей и  средств познания и практики. Какие общие пути методологического  воздействия философии на другие  науки и, в частности, на  военное дело? Их два. Один из  них связан с функционированием  философии как общего метода, который направляет постановку  и решение проблем и задач.  Действительно, военный теоретик  или практик, решает любую проблему, должна рассмотреть ее объективно, всесторонне, конкретно, выявить  связи и характер развития  изученных процессов и явлений.  Другое направление связано с  тем, что философия выступает  не только как метод, но и  как теория метода. Здесь философия  играет значительную роль в  постановке и решении методологических  проблем военной теории и практики. Для решения любой проблемы  военной теории или практики, которая возникает, необходима  правильная исходная позиция.  Но позиция не будет исходной  и правильной, пока не определена  ее отношение ко всей мировой  философии, к достижениям различных  философских школ и направлений,  к диалектическому, метафизического, системного методов мышления.

      Культурологическая функция предусматривает  экспликацию, рационализацию и  систематизацию. Экспликация предназначена  для выявления Найза-гальниших идей, представлений, форм опыта. Важное место среди них занимают: категории, обобщенные способы бытия - учение о бытии-онтология; теоретическое осознание отношение к миру и человека-практические (праксеология), познавательные (гносеология), ценностные (аксиология). Рационализации в отражение в логичной, понятийный форме результатов человеческого опыта. Систематизация - теоретическое отражение суммарных результатов человеческого опыта.

      Следовательно, предмет философии  обусловливает выполнение философией  функций: мировоззренческой, методологической  и культурологической. Уже с характеристики  структуры современной философии  философского знания следует  вывод, в современном мире что философия есть часть культуры и выполняет важные функции в развитии общества. Основные функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, интегративная, оксиологична, критическая. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия - учение о всеобщем в системе человек - мир - служит теоретическим почвой мировоззрения, систематизирует, расширяет знания людей о мире, человечество, общество, помогает понять мир как единое целое и определить в окружающем мире место человека. Гносеологическая функция философии проявляется в разработке и выборе средств и методов изучения и изменения предметного мира или общества с учетом действующих законов и особенностей объекта. Методологическая функция позволяет определить направление научных исследований, ориентироваться в разнообразии процессов и явлений, анализируя их с определенных теоретических позиций. Философские знания помогают формировать методологическую культуру мышления ученого. Интегративная функция состоит в объединении практического, познавательного и ценностно-ориентированного опыта жизни людей. Это важное условие сбалансированного развития общественной жизни. В процессе общественного развития или при реализации сложных научных проблем люди отказываются от устаревших взглядов и представлений, стереотипов, ценностей, ложных мировоззренческих установок. Философия помогает устранять ошибки, освободиться от застоя, отжитого догм. Так реализуется критическая функция философии в системе культуры. Аксиологический характер философских знаний оказывается в помощи человеку определить ценности и самоценности жизни, моральные принципы, гуманистические идеалы. Это особенно важно в условиях обострения глобальных проблем современности, когда актуальными становятся мировоззренческие аспекты различных видов деятельности. Большая роль философии в мире, постоянно развивается, изменяется.

31. Понятие мировоззрения  и его структура.

     МИРОВОЗЗРЕНИЕ  – система обобщенных взглядов  на мир и место человека  в нем, на отношение людей  к окружающей их действительности  и самим себе, а также обусловленные  этими взглядами основные жизненные  позиции людей, их убеждения,  идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение  – это далеко не все взгляды  и представления об окружающем  мире, а только их предельное  обобщение. Содержание мировоззрения  группируется вокруг того или  иного решения основного вопроса  философии. В качестве субъекта  мировоззрения реально выступают  группа и личность. Мировоззрение  является ядром общественного  и индивидуального сознания. Выработка  мировоззрения – существенный  показатель зрелости не только  личности, но и определенной социальной  группы, общественного класса. По  своей сущности мировоззрение  – общественно-политический феномен,  возникший с появлением человеческого  общества.

     Будучи  важной составной частью внутреннего  мира человека, мировоззрение имеет  сложную структуру.

     Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его  духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках  и т.п. Но в них самих следует  видеть лишь отдельные проявления более  глубоких структур или слоев мировоззрения.

     Основной  структурообразующий элемент мировоззрения  – вопросы, которые возникают  перед человеком вместе с началом  его сознательной жизни:

- «О  сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);

- «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

-«О  реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).

     Центральная проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят  ответы на другие мировоззренческие  вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.

     Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных  стратегий.

32. Философия и наука.

     Связи  между наукой и философией  фундаментальны и многие крупнейшие  философы были одновременно и  выдающимися учеными. Достаточно  вспомнить имена Пифагора и  Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского  и Рассела. Науку и философию  роднит то, что они являются  сферами рациональной и доказательной  духовной деятельности, ориентированными  на достижение истины, которая  в ее классическом понимании  есть «форма согласования мысли с действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных различия: 

    1). любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, – она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;

    2). наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ней прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону материальную действительность или устраняем безобразные вещи.

    В  трактовке взаимоотношений с  наукой у философии есть две  тупиковых крайности. Это, с  одной стороны, натурфилософия, как  попытка строить универсальные  картины мира без опоры на  данные науки, а, с другой  – позитивизм, призывающий философию  отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики  и сосредоточиться исключительно  на обобщении положительных фактов  науки. Прохождение между Сциллой  натурфилософии и Харибдой позитивизма  подразумевает постоянный творческий  и взаимообогащающий диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях.

33. Основной вопрос  философии. Антитеза  материализма и  идеализма. 

    Основной  вопрос философии - вопрос об  отношении сознания к бытию,  мышления к материи, природе,  рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным  - дух или природа, материя или  сознание - и, во-вторых, как относится  знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли  сознание бытию, способно ли  оно верно отражать мир. Последовательное рег шение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, являющиеся сторонниками материализма, признают первичным материю, бытие, вторичным - сознание и считают сознание результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира. Философы-идеалисты принимают за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Промежуточную, непоследовательную позицию в решении О. в. ф. занимают дуализм, агностицизм. Прежней философии был присущ метафизический подход к решению О.-в. ф., проявляющийся либо в недооценке активности сознания, в сведении познания к пассивному созерцанию (метафизический материализм), в отождествлении сознания и материи (Вульгарный материализм), либо в преувеличении активности мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный от материи (Идеализм), либо в утверждении их принципиальной несовместимости (дуализм, агностицизм). Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность материи она видит в том, что:

   1) материя  является источником сознания, а  сознание - отражением материи; 

   2) сознание - результат длительного процесса  развития материального мира;

   3) сознание  есть свойство, функция высокоорганизованной  материи головного мозга; 

   4) существование  и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой  материальной оболочки, без речи;

   5) сознание  возникает, формируется и совершенствуется  в результате материальной трудовой  деятельности человека;

   6) сознание  носит общественный характер  и определяется материальным  общественным бытием. Отмечая абсолютную  противоположность материи и  сознания лишь в пределах О.  в. ф., диалектический материализм  одновременно указывает на их  взаимосвязь и взаимодействие. Будучи  производным от материального  бытия, сознание обладает относительной  самостоятельностью в своем развитии  и оказывает обратное активное  воздействие на материальный  мир, содействуя его практическому  освоению и преобразованию. Человеческое  сознание, опираясь на практику, способно к достоверному познанию  мира. Вопрос об отношении материи  и сознания, будучи основным, определяет  не только решение частных  проблем, но и характер мировоззрения  в целом, дает надежный критерий  для различения осн. философских направлений. Поэтому научная формулировка О. в. ф. позволяет последовательно провести принцип партийности философии, четко разграничить и противопоставить материализм и идеализм, решительно отстаивать научное мировоззрение диалектического материализма.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"