Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 20:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 60.80 Кб (Скачать)

      Таким образом, я вижу логику Канта следующим  образом:

  • Истина – продукт познания
  • Мышление – средство познания.
  • Суждения – инструмент мышления.
  • Категории – детали суждений.

      Значит категории есть элементы истины, соответствующие мыслительному способу познания посредством суждений.

      И в этом, инструменталистском на мой взгляд, подходе к категориям открылись возможности для следующего шага в развитии категориальной системы.

  • Аристотель сказал, что мир таков, каким мы его видим.
  • Кант сказал, что мир для нас таков, каким мы его способны увидеть.
  • Остался только Гегель, который скажет, что мир таков, каким его описывает система диалектических категорий самого Гегеля.

Система категорий диалектики Гегеля

      Система Гегеля синтезировала существовавшие ранее попытки выработать целостную  и всеобъемлющую систему категорий. Ее основным отличием от перечня категорий  Аристотеля и системы Канта явилась, на мой взгляд тотальная внутренняя взаимосвязанность категорий.

      Гегель  начинает с выделения трех сторон логического: а) абстрактной, пли рассудочной, b) диалектической, или отрицательно-разумной, c) спекулятивной, или положительно-разумной,

      а) Мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и отличия последней от других определенностей; такую ограниченную абстракцию это мышление считает обладающей самостоятельным существованием.

      b) Диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность.

      с) Спекулятивное, или положительно-разумное, постигает единство определений в их противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходе.

      Логика  распадается на три части.

      I. Учение о бытии.

      II. Учение о сущности.

      III. Учение о понятии и идее.

        Таким образом, она содержит  учение о мысли: 

  1. В ее непосредственности — о понятии в себе.
  2. В ее рефлексии, и опосредствовании — о для-себя-бытии и видимости (Schein) понятия.
  3. В ее возвращении в самое себя и о ее развитом у-себя-бытии — о понятии в себе и для себя.

Принципы  построения

      Можно выделить четыре принципа построения системы Гегеля;

  1. Продвижение от абстрактного к конкретному
  2. Группировка категорий по этапам познания
  3. Единство противоположных категорий в третьей синтетической
  4. Совпадение логической последовательности категорий с исторической последовательностью их открытия

      Другими словами, стратегию Гегеля можно  охарактеризовать, как переплетение и синтез абстрактно-индивидуального  познания с конкретно-историческим.

Структура категориальной системы

БЫТИЕ
  1. Качество
  1. Количество
  1. Мера
СУЩНОСТЬ
  1. Существование
  1. Явление
  1. Действительность
ПОНЯТИЕ
  1. Субъективное понятие
  1. Объект
  1. Идея

Графическая структура категориальной системы Гегеля

 
 Система категорий бытия

 
        Тезисная  категория Антитезисная категория Синтетическая категория
    БЫТИЕ Качество (Определенность) Чистое  Бытие Ничто Становление
    Возникновение Прехождение Наличное  Бытие
    Нечто Иное Для-себя-бытие
    Одно Многое Количество
    Количество Чистое Дискретность Непрерывность Ограничение
    Определенное Единица

    (= одно + единое)

    Множество Величина
    Единство (квант) Численность Число
    Экстенсивная  величина Интенсивная величина Порядок (градус)
    Кол отн-я Прямо

    пропорциональное  отношение

    Обратно пропорциональное отношение  Степенное отношение
    Мера Специфическая мера

    Реальная мера

    Абсолютная  неразличенность

Система категорий сущности

 
    Тезисная  категория Антитезисная категория Синтетическая категория
СУЩНОСТЬ Существование Тождество Различие Противоположность
Сущность Основание Существование
Материя Форма Вещь
Материя Свойства Явление
Явление Форма Содержание Отношение
Часть Целое  
Сила Обнаружение  
Внутреннее Внешнее  
Действительность Возможность Случайность Условие
Предмет Деятельность Необходимость
Субстанция Акциденция Мощь
Причина в себе Причина для себя Действие
Одна  субстанция Другая  субстанция Взаимодействие

  Система категорий понятия

 
ПОНЯТИЕ Субъективное  понятие   Понятие Единичное (Е) Особенное (О) Всеобщее (В)
Субъект Предикат Суждение
Суждения Наличного бытия (качества) Положительное Отрицательное Тавтологическое
Рефлексии (количества) Сингулярное Партикулярное Универсальное
Необходимости Категорическое Гипотетическое Дизъюнктивное
Понятия Ассерторическое Проблематическое Аподиктическое
    Е-О-В В-Е-О Е-О-В В-В-В
Умозаключения Наличного бытия (качества) Е-О-В Первая фигура Вторая фигура Третья фигура Четвертая фигура математическое умз-е
Рефлексии (количества) В-Е-О Совокупности Индукции Аналогии
Необходимости О-В-Е Категорическое Гипотетическое Дизъюнктивное
Объект Механический Е-О-В Наличность  бытия Единичность тел Всеобщий центр  системы тел
Химический В-Е-О Реакция соединения Реакция разъединения Химический  процесс в целом
Телеологический О-В-Е Субъективная  цель Средство Осуществленная  цель
Идея Жизни Организм Пол (Я) Род
Познания Теория Практика Истина
Абсолютная  идея Бытие Сущность Понятие

Современные системы категорий

      Завершенность, целостность и «всеобъемлимость»  системы Гегеля практически не оставили шансов последующим исследователям внести существенные дополнения или изменения. Конечно, Маркс и Энгельс, выделившие из системы Гегеля законы развития, а также приземлившие это на социально-экономическую реальность, совершили материалистический прорыв, но собственно категорий от этого не прибавилось.

      Рассмотрим  некоторые работы наших современников.

Диалектический  материализм

      А.П. Шептулин выделяет следующие принципы построения системы категорий диалектического материализма

  • Категории, как ступени развития познания. Единство исторического и логического (созерцание – абстракция - практика).
  • Принцип тождества диалектической логики и теории познания (онтология=гносеология=логика)

      После разведения сфер материи и сознания он начинает последовательно перечислять  всеобщие формы бытия, как ступени  развития познания

  1. Отношение (= связь + изолированность) - человеческое познание начинается с отделения себя от среды и установления связей
  2. Движение и покой – замечает, что среда изменяется
  3. Единичное, особенное и общее – отображение на уровне ощущений, восприятия и мышления
  4. Качество и количество – совокупность свойств сущности + величина и размер
  5. Причина и следствие
  6. Необходимость и случайность
  7. Содержание и форма
  8. Сущность и явление
  9. Основа и обоснование
  10. Противоречие
  11. Диалектическое отрицание – отрицание отрицания
  12. Возможность и действительность

      В конце своей работы Шептулин прослеживает движение от одной категории к  другой в системе научного знания и развитие форм мышления в процессе познания от одной категории к  другой.

      М.Г. Макаров рассматривает проблему сложности и вариативности категорий диалектики и приводит смысловые варианты и аспекты некоторых категорий

  • Общее, единичное, индивидуальное
  • Типы целого и уровни целостности
  • Многоформенность формы
  • Сущность, явление, видимость
  • Причина и причинная цель
  • Формы и уровни необходимости и случайности
  • Типы возможностей

      Его подход ценен тем, что сами категории  теряют свою гомогенность и внутреннюю безразличность и предстают в виде конгломерата различных уровней, форм и типов.

Пентабазис

      В.А. Ганзен, развивая системный подход, предложил использовать четыре базовых категории для описания любых объектов действительности. Предложенная им система называется пентабазис.

      На  практике пентабазис стал одним из самых продуктивных инструментов, используемых в ленинградской психологической школе.

Диалектический  монизм

      С.П. Семенов в своей концепции диалектического монизма выделяет три взаимосвязанных и взаимоопределяющих атрибута бытия, которые в свою очередь являются континуумами с полюсами в виде противоположностей.

  1. Атрибут изменчивость — это то фундаментальное свойство Универсума, которое обнаруживает себя в способности всех его компонентов изменяться, иногда — вплоть до взаимного превращения. Полюсами изменчивости являются собственно изменчивость и неизменность. В современной физике частными понятиями, очевидно имеющими отношение к данному атрибуту, являются: скорость, ускорение, масса, время...
  2. Атрибут протяжённость — это то фундаментальное свойство Универсума, благодаря которому его разные компоненты существуют порознь, то есть отдельно друг от друга. Данный атрибут обнаруживает себя прежде всего как протяжённость всего и вся в пространстве: фактически само пространство — его проявление. Полюсами протяжённости являются собственно протяжённость (=непрерывность) и граница (=прерыв). Частными понятиями современной науки, очевидно связанными с атрибутом протяжённость, являются: длина, величина, мера...
  3. Атрибут противоречивость — это то фундаментальное свойство Универсума, благодаря которому он сам одновременно един и многообразен. Данный атрибут обнаруживает себя в различиях несчётных реалий и в том, что все они в той или иной мере сходны, образуя типы, классы и т.д. Полюсами протяжённости являются сходство (=тождественность) и различие (=противоположности). Понятия современной науки, наиболее очевидно связанные с атрибутом противоречивость, суть следующие: энергия, информация, организация, структура...

       Названные три атрибута присущи  всем известным компонентам Универсума и во взаимосвязи друг с другом достаточны для объяснения того, как  из однородной, но обладающей ими субстанции является великое многообразие реальности. Целокупность этих свойств обнаруживает способность к самоотрицанию: благодаря противоречивости изначальное (= неопределённое, неопределяемое, неопределённость, неявленное) направлено вне себя... благодаря изменчивости оно реализует свою вне-себя-направленность — превращается в иное... благодаря протяжённости изначальное и иное оказываются вне друг друга... Таким образом неопределённое Единое производит самоопределение, становясь при этом одной из сторон Универсума: той, посредством которой все его компоненты остаются всегда взаимосвязанными.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"