Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Ф.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

10. Социально-политические идеи эпохи Просвещения. 

  Просвещение – это большой и важный этап в развитии культуры и общест. мысли. По своему соц. содержанию идеи Просвещения представляли собой острую беспощадную критику отживающего феодально-крепостного строя, выражая интересы молодой буржуазии, а в ее лице – основной части передового челов-ва. Основным мотивом этой критики была оценка крепо-стнических абсолютистских и клерикальных порядков как нецивилизованных, паразитирующих на темноте и невежестве масс. Отсюда и смысл слова Просвещение – свет науки, куль-туры и знания должен, полагали просветители-идеологи, в корне преобразовать жизнь человека и человечества. Родиной Просвещения в середине XVIII в. стали Англия и Франция, где неумолимо приближался открытый полит. взрыв – революция.

  Свою  главную задачу мыслители-просветители видели прежде всего в критике религ. догм и освящаемых ими знаний, принимаемых на веру без опытно-рационального обоснования.

  В центре просветительских теорий была теория естественного права и общественного договора, идеологически подготавливающая и оправдывающая грядущую социально-политическую перестройку.

  Анг. философ Т. Гоббс разработал теорию, согласно которой все люди от природы одинаковы и стремятся к хорошей жизни. Так как по природе люди равны, то ни один не хочет уступить другому. До возникновения гос-ва, в «естественном», т. е. догосу-дарственном, состоянии, идет «война всех против всех». В гос-ве, созданном путем договора, граждане отчуждают свои права в пользу носителя власти, который в ответ на это заботится о безопасности их существования, препятствуя развязыванию гражд. войны. Любая деспотическая власть лучше, чем гражд. война. Вся власть – и испол-я, и законод-я, и суд., и духовная – принадлежит одному – правителю, который силой сохраняет ее. Истинная вера – та, кот. культивирует правитель («суверен»), «суеверие» есть то, во что он верить запрещает. Народ не имеет

права на свержение власти, которую он сам учредил.

  Соц.-правовые идеи Просвещения нашли свое отражение в учении анг. философа Дж. Локка. По его убеждению, к дейст-вию чел-а побуждает желание собственного счастья и удоволь-ствия. Поскольку мы живем в обществе, то должны учитывать такие же стремления других, без чего личное счастье может оказаться разрушенным. Благоразумие делает человека моральным. Придерживаясь договорной теории происхождения гос-ва, Локк выступал с обоснованием принципа разделения властей, что делает его одним из первых теоретиков либерализма. Чел., утверждал он, имеет основные неотчуж-даемые права на жизнь, на свободу, на собственность. Собствен-ность каждого человека есть результат его труда. Все индивиды обладают правовым равенством. Власть должна обеспечить правопорядок, дающий каждому возможность получать выгоду, не ущемляя свободу и интересы других.

  Большое влияние на развитие философской и полит.мысли в Европе 17 – 19 вв. оказал Жан-Жак Руссо. В области общест-венного устройства он был противником угнетения человека человеком, общест. неравенства и пытался найти практические средства, для уничтожения неравенства между людьми.

  Радикальные идеологи Просвещения  Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Гельвеций, П. Гольбах настаивали на том, что королевская власть свои обязательства перед народом не выполняет, что общест. договор ею не соблюдается, а поэтому другая договаривающаяся сторона – народ – вправе такую власть свергнуть! На место абсолютной власти должна прийти власть «просвещенная», выражающая сбалансированные интересы различных общественных групп.

   Соц. идеи английских и французских просветителей влились в общую систему философского мировоззрения и оказали огромное влияние на развитие либерализма.  
 
 
 
 

11. Немецкая классическая философия. 

Нем. класс. ф-фия – завершающий этап в  развитии европейской класс. ф-фии. Классический этап (5 в. до н.э. – 19 в. н.э.) при всем многообразии истории-ческих форм и теоретических моделей философ-ствования имеет одну общую фундаментальную черту. Это – полагание разума в качестве приоритетной характеристики человека. Традиции рационализма продолжают и представители немецкой классики: Кант, Гегель, Фейербах. И. Кант целью своих исследований считает исследование стр-ры познавательной активности чел-ка. Этому посвящен его основной труд «Критика чистого разума». Основная цель – поиск тех интеллектуальных основа-ний, благодаря которым знание становится общезначимым. Исследуя структуру познавательной активности, Кант выделяет три уровня: чувственность, рассудок и разум. Подобное знание необходимо: К. согласен с тем, что любое знание начинается с опыта, но остановиться на данном этапе оно не может. На уровне чувственности знание фрагментарно, зависит от особенностей восприятия конкретного человека, содержит в себе как истинное знание, так и заблуждения. Рассудок – основной уровень нашей интеллектуальной активности, и он исследуется Кантом наиболее обстоятельно. Именно на данном уровне знание утрачивает свои «недостатки» – индивидуальность и конкретность. На уровне рассудка К. выделяет пространство и время, которые он считает идеальными формами созерцания. По его мнению, роль пространства и времени как механизмов интеллектуальной активности в том, что они упорядочивают наши впечатления, располагая их в определенном пространственно-временном режиме, который является общим для всех людей. Более высоким уровнем упорядочивания чувств выступают категории (качество, количество, причина, следствие и т.п.), которые на уровне разума задают категориальный «каркас» мышления, схематизируют, обобщают и типизируют чувственную информацию.

С одной стороны, разум – это ориентир, к которому должно стремиться человеческое познание, горизонт, к которому человек идет, но так никогда и не придет, с другой – в разуме заложено стремление человека к абсолютной истине, но достичь ее он не может. В сфере практической этики к основным требованием чел-го поведения провозгласил свой знаменитый категорический императив: «Относись к другому только так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе». Гегель также сосредоточивает свое внимание на исследовании разума, рассматривая его как субстанцию, первопричину мира. Поэтому ф-фия Г. – вершина объективного идеализма. В его ф-фии можно выделить две основные идеи: 1)диалектическая идея саморазвития разума как мировой субстанции. Мировой разум, будучи единственной субстанцией, способен к саморазвитию, в котором проходит три основные стадии: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Суб. дух – это индивидуальное сознание человека, подразделяемое, в свою очередь, на сознание, самосознание, разум. Об. дух – это «отчуждение» мирового разума в конкретных формах реальной истории и государства. Аб. дух реализует себя в формах искусства, религии и философии. Таким образом, все существующее имеет единое духовное основание, которым и является Мировой разум. 2)идея совпадения субъекта и объекта познания. Благодаря Гегелю был впервые преодолен разрыв между познающим субъектом и познаваемым объектом; у Гегеля они тождественны именно благодаря наличию общего основания – разума, представленного как в индивидуальном мышлении чел-ка, так и «отчужден-ного» в любом предмете окружающего мира. Идея о взаимосвязи субъекта и объекта познания существует и в диалектическом материализме, но формой их связи считается практика. Основным ф-ким изречением Гегеля можно считать его фразу «Что разумно, то действительно; что действительно, то разумно». Фейербах является представителем антропологического материализма: в центре его внимания – проблемы сущности чел-ка, исследование чел-ка как «природного существа». Человек, по мысли Фейербаха, не является богосотворенной сущностью, он – психофизиологиическое существо, являющееся одновременно материальным объектом и мыслящим субъектом. Большое внимание Ф. уделяет критике религии. Он полагает, что причина религиозных верований коренится в самой природе человека, в его чувстве зависимости, бессилия перед природными и социальными явлениями. Человек нуждается в сострадании и утешении и по принципу компенсации создает себе бога. Бог – это форма проекции человеческого духа, которой затем приписывается самостоятельное существование. Не Бог создал человека, а человек создал Бога – таков итог философских размышлений Фейербаха. Значительный вклад внесен Фейербахом в этику. Он создал новое учение о нравственности как единстве и взаимосвязи Я и Ты. Стремление к счастью – основная движущая сила в жизни чел-ка, но чел. не может быть счастлив эгоистически, в его сознании обязательно присутствует образ Другого (Ты). Ф-фия Ф. гуманистична: счастье возможно только на основе единения людей.  

8. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. 

Возрождение интереса к античной ф-фии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Свящ. Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция. Возникают и новые философские направления – деизм и пантеизм. Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневное вмешательство в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира. Деизм давал возможность рассматривать закономерности природы и общества вне божественной предопределенности. В пантеизме Бог и мир отождествлялись. Одним из первых представителей пантеизма был Николай Кузанский. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой, пока не стал, по существу, ее псевдонимом. Главная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят чел. и природа, а затем религия с ее проблемами. Эпоха Возрождения – это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.). Для ф-фии эпохи Возрождения движение и становление предпочтительнее неподвижно неизменного бытия. Это позволило человеку почувствовать силу и власть над всем сущим, совершенствоваться и развиваться без божественной милости. Чел. осознал себя творцом. В творениях Бога, т. е. природных вещах, чел. стремится увидеть закон их построения и выразить его в научных знаниях. Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества и не спорить о дефинициях (определениях).  Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень). На основе рациональности создаются первые утопии, рисующие идеальное гос-во, – «Утопия» Т. Мора; «Город солнца» Т. Кампанеллы и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 

12. Философия марксизма. 

Классический  марксизм сформировался в 40 – 90 гг. XIX в. Соц.-эк-кие предпосылки формирования марксизма были связаны с ускоренным развитием капиталистических отношений, когда все в большей степени стали обнажаться противоречия между трудом и капиталом, а также формировался новый субъект исторического процесса – пролетариат. В 30 – 40 гг. 19 в. он открыто заявил о своих эк-ких, соц-х, полит-х правах. Классовая борьба пролетариата с буржуазией приняла острый характер. Ф-фия марксизма подразделяется на две части: диалектический и исторический материализм. В своей ф-фии М. и Э. попытались преодолеть ограниченность, односторонность положений учений как Гегеля, так и Фейербаха. М. и Э. в объяснении действительности исходили из всего многообразия законов. Они утверждали, что мир, материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противо-положностей, свойственных всем вещам и явлениям природного и социального мира. Основоположники диалектического материализма ввели в теорию познания практику, которая выступает у них в качестве основы познания и критерия истины. Они утверждали, что мир познается не путем созерцания происходящих явлений, а в ходе активной деят-ти людей, направленной на изменение тех или иных сторон действительности, в процессе практического воздействия на нее. В марксистской ф-фии материализм и диалектика обрели свое истинное содержание в результате органической взаимосвязи, которая придает им целостность и качественно новую методологическую функцию. М. и Э. показали несостоятельность идеалистического подхода к объяснению общественно-исторических явлений. Признавая значимость побудительных идеальных сил в исторической деят-ти чел-ка, они выяснили причины этих сил, кот. так или иначе коренятся в материальных условиях жизни общества. Они ввели в научный оборот понятие «материалистическое понимание истории», суть кот. заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. Они осуществили системный подход к проблеме чел-ка. М. показал, что сущность человека представляет собой «ансамбль» всех общественных отношений. Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, М. и Э. пришли к выводу о решающей роли производителей материальных благ – народных масс – в общественном развитии и к пониманию классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ. Из всей массы общ-ных отношений М. и Э. в качестве определяющих выделили производственные, что дало возможность обнаружить повторяемость в историческом развитии различных народов и обобщить сходные общественные порядки разных стран в понятии «общественно-экономическая формация». Она характеризуется производственными отношениями, возникающими на основе определенного уровня развития производительных сил, соответствующими им политической и правовой надстройкой, формами общественного сознания, семьей, бытом. Данное обобщение позволило перейти от простого описания общественных явлений к их научному анализу и открытию обусловливающих их законов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13. Русская религиозная философия. 

Ведущими  идеями рус. религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.

   Всеединство понималось в трех аспектах:

–гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпи-рического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;

–соц.-практическом – единство гос-ва, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

–аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра.

   Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Бердяев и др.).

   Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение из корня (Достоевский). Все пороки человека – следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности. Начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием (Толстой). Свобода человека есть мощь духа творить не из природного, а из себя. Необходимость – дурная, слабая свобода (Бердяев),

  Кроме указанных направлений рус. философии XIX – XX вв., в ней выделяют нередко философию русского космизма и эсхатологическую философию.

  Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (Соловьев).

   Распространение деятельности человека на весь космос, овладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения (Федоров).

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"