Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 19:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Ф.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

1. Понятие мировоззрения,  его структура  и исторические  типы 

  Мировоззрение это с-ма взглядов на мир и место в нем чел-ка, на отношение чел-ка к окруж.его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деят-ти, ценностные ориентации. Мировоззрение явл-ся интегральным образо-ванием. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.

  Структура мировоззрения:

  – устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

  – оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

  – целеполагающая идея, определяющая программу деятельности. Т. о., суть философ. мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех «царств»: действительности, ценности и смысла. В мировоззрении различаются также интеллектуальная и эмоциональная составляющие. Интел-лектуальная составляющая мировоззрения охват-ся понятием «миропонимание». Оно достаточно устойчиво, т. к.к вкл-т систему точных знаний о мире: законы, теории, принципы, регулятивы. Эмоц. составляющая мировоззрения отражена в понятиях «мировосприятие» и «мироощущение».

  Философия является одной из форм мировоззрения, составляющей его теоретический уровень. Ей предшествовали дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия.

  Мифология – это форма общест. сознания, способ понимания природной и соц. действиительности на ранних ступенях общест. развития. Миф выполнял разнообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифология закрепляла принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни. Религия это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую сис-му, приобретают характер вероучения. Третьей исторически сложившейся формой миро-воззрения является философия. Она унаследовала от мифо-логии и религии всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения – с позиции разума, рациональной оценки. Ф-фия – это теоретически сформулированное мировоззрение.

  Одной из характерных черт философского размышления  является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век.

История философии выд. следующие типы мировоззренческих установок: 1. Космоцентризм - свойственнен Антич. философии; в центре размышлений упорядоченный мир - космос; 2. Теоцентризм - характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений Бог (Теос); 3. Антропоцентризм - философия эпохи Возрождения (Ренесанс); идея человека становится центральной для философских размышлений; 
4. Эгоцентризм - философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм, в центре отдельное "Я", субъективность. 
5. Эксцентризм - современная философия; дословно - не центризм, эго и рациональное начало определено вне человека.
 
 
 

2. Специфика философских проблем и структура философского знания. 

     В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Что же означает любить мудрость?

     Во-первых, это означает, что человек  в своем отношении к миру  и самому себе не склонен  полагаться лишь на авторитет,  веру, традицию. Он стремится сам, силой своего индивидуального мышления проникнуть в тайны мироздания. В этом коренится отличие философии от религии и мифологии, которые основаны на силе традиции и непререкаемости авторитета (Писания, жреца и т.п.). Философия всегда персональна, отражает мышление Автора.

      Во-вторых, основанием философии  является знание, а не вера. Философия  является формой критического  отношения к миру, она не довольствуется  лишь констатацией существующего, она нацелена на выяснения первопричин, сущностных оснований мира. Философия – форма рационально-теоретического знания. Данная черта роднит философское и научное знание, но между ними существует и различие.

    В этом - третья особенность философии.  Если научное знание безразлично  к проблемам смысла человеческой жизни, его предназначению и ценностным ориентациям, то философия именно отношение человека к миру делает своим непосредственным предметом. Философия – это знание о месте и роли человека в мире.

      Таким образом, философия – это форма мировоззрения, осмысливающая сущностные основания мира и культуры, а также статус человека в мире посредством теоретического (рефлексивного) знания.

     В структуре философского знания выделяют 4 основных раздела: онтология, гносеология, философская антропология и социальная философия.

     Онтология – это философское учение о бытии. В него входят такие вопросы как - что есть Универсум, в чем различие и взаимосвязь объективной и субъективной реальности, на каких структурных принципах основано мироздание, что такое материя, пространство, время, движение, существует ли их социокультурная специфика и в чем она проявляется, каковы различные стратегии взаимодействия человека и природы.

     Гносеология – это философская теория познания, исследующая проблему познаваемости мира, структуру и закономерности познавательного процесса, многообразие форм познавательных отношений (религиозное, художественное, научное, философское, обыденное и т.п.), статус и перспективы науки в современном мире, понимание истины, правды, лжи, их критериев.

     Философская антропология ориентирована на исследование специфики бытия сознания, сущности человека и многообразие его бытия в культуре, соотношение биологического и социального, понимание человека как единства личности, индивида и индивидуальности, значимости для человека таких экзистенциальных форм его бытия как любовь, страх, ненависть, одиночество, абсурд и др.

     Социальная философия ориентирована на понимание человека как общественного существа. В центре ее внимания – исследование общества как целостной самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, анализ механизмов развития общества и многообразие форм его исторического развития. Актуальными проблемами социальной философии являются проблемы соотношения политики и власти, общества и государства, пути и механизмы формирования гражданского общества. 
 
 
 
 
 
 

3. Философия и культура. 

     Термин «культура» в переводе с лат. означает обработку земли, т.е. культивирование.

      Специфика философского подхода к исследованию культуры состоит в  рассмотрении ее как формы проявления сущностной характеристики чел-а – его способности к преобразовательной деят-ти. Вне чел. деятельности культура не существует и сущ-ть не может. Именно созидательная культур-ная деят-ть является основанием для выделения двух видов природного бытия – «первой природы» как совокупности естественно-природ. закономерностей и «второй природы» как искусственной природной среды, т.е. среды, созданной посред-ством челов. деят-ти. В основе культуры лежит способность человека к творчеству, именно посредством культуры осуществляется прогресс истории.

     Конкретизацией деятельностного  подхода являются символический,  аксиологический и социологический подходы к культуре. В рамках символического подхода культура рассматривается как особый внебиологический механизм передачи соц. опыта посредством закрепления знания в особых знаковых структурах. Последние понимаются предельно широко: в качестве знака может выступать как опред. артефакт (предмет искусственного, т.е. культурного происхождения), так и любые способы обозначения нац.  культур (нац. костюм, нац. обычаи и обряды) или культура в целом как специфическое соц. образование. Аксиологический подход рассматривает культуру как совокупность матер-х и духовных ценностей, сложную систему идеалов и смыслов, принципиально важную для человека конкретной эпохи. В данном контексте культура выступает как основание межличностной коммуникации, осуществляемой человеком в конкретной социокульт. среде. Социологический подход рассм-т культуру как соц. институт, способ функционирования человека в рамках конкретной общест. системы. В данном контексте культура рассматривается с точки зрения ее места в различных подсистемах общества (материальная культура, духовная культура, политическая культура и т.п.), личностный аспект при этом игнорируется.   

     Культура это исторически обусловленная совокупность матер. и духовных ценностей, а также способов их создания, хранения и трансляции, характеризующая человека с точки зрения его креативно-преобразовательных способностей.

     Для более глубокого понимания  сущности культуры в философии  существует различие между понятиями  «культура» и «цивилизация». Данный подход был предложен в трудах О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Данилевского, исследовательские позиции которых во многом сходны. Эти философы рассмат-ривают культуру как уникальное конкретно-историческое образование, имеющее в своей основе духовно-религиозный фактор. Критерии сравнения («прогресс»-«регресс») к культурам неприменимы, каждая из них уникальна и самобытна. Каждая культура развивается и в своем развитии проходит стадии, аналогичные фазам живого организма: рождение, юность, зрелость, старость и смерть. Цивилизация – это предсмертная фаза в жизни культуры. Отлич. признаки цивилизации: города-гиганты, забвение истинной религии и возникновение вместо нее атеизма или сектанства, преобладание вещно-матер. ценностей над духовными.

     В соврем. философии понятие «цивилизация» имеет более выраженный инструментально-технологический хар-р, обозна-чая степень и меру вмешательства чел-а в динамику биосфер-ных и соц. процессов. Цивилизация характеризует степень «окультуривания» жизненного пространства человека. Понятие «культура» в большей мере ориентирована на духовно-нравствнный потенциал человека, потенциал его человечности.  
 
 
 
 
 
 

4. Философия Древнего Китая. 

    Философия в Китае  возникает  в период  8 – 3 в.в. до н.э.  Это период «борющихся царств»,  в то же время его часто  называют «золотым веком кит. философии». В этот период свободно и творчески развивались 6 осн. философских школ, среди которых наиболее популярными являлись даосизм и конфуцианство.

     В большинстве школ преобладала  практическая философия, связанная  с проблемами житейской мудрости, нравственности, упр-я. Кроме того, кит. философия не систематизирована, т. к. мало была связана даже с той наукой, кот. была в Др. Китае. Она характеризовалась слабым развитием древнекитайской   логики, низким уровнем рационализованности.

      Конфуцианство.   Родоначальником древнекит. философии считается Кон Фу-цзы (Конфуций). Он был историком и гос. деятелем, основателем учения, которое представляет собой философию морали, облаченную в религиозную форму. Конфуций преклонялся перед древними книгами и вообще перед стариной. Большую часть своей жизни  он упорядочивал и составлял комментарий к «Книге перемен».

    Этическое начало воззрений Конфуция  нашло свое выражение в соот-щих его высказываниях и поучениях. Осн. принципами этического учения Конфуция считались след.: 1. взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе («Золотое правило нравственности»); 2. человеколюбие (почитание родителей, культ предков); 3. сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства).

Конфуцианцы стремились к осмыслению проблемы места чел-а в жизни общества и рассматривали возможности становления человека как гр-на,  изменения общества в лучшую сторону. На основе своих нравст. принципов Конфуций разработал правила упр-я гос-вом. Это упр-е было  уподоблено им упр-ю колесницей: справедливый, образованный император правит, чиновники – вожжи, закон и мораль – узда, угол.наказание – вожжи, народ  - лошади. Моделью гос. устройства  он считает семью. Отец – го-сударь, подданные – дети. Конфуций выступал против чрезмер-ного насилия. «Умело держишь вожжи, лошади побегут сами».

     Даосизм Основоположником традиционно считают Лао – цзы (VI – Vвв. до н.э.). Даосизм основан на древнем, принадле-жащим Востоку миросозерцании, по которому коренной причиной всего сущест-го признается высшее вечное духовное существо, а человеческие души –излиянием этого существа. Дао – одно из важнейших понятий кит. философии. Согл. фило-софии Лао-цзы, дао означает всеединое. Оно не имеет ни име-ни, ни формы; неслышимо, невидимо, непостигаемо, неопре-деляемо, но совершенно. Оно корень всего, мать всех вещей. Лао-цзы ищет пути гармонии между человеком и Дао. Дао – это   путь. Чел., который способен слиться с Дао (путем) и отказаться от заботы общества, будет счастлив и здоров и проживет долгую жизнь. Лао-Цзы учил, что лучший способ прожить жизнь в соответствии с Дао – это следовать принципу у-вей (не деяние). Следовать у-вей означает принимать все как есть, двигаться с потоком и не пытаться изменить естественный ход вещей. Даосисты считают, что все вокруг рождается, живет и умирает. Даже смерть не так уж и плоха, она часть всего происходящего. Мир пребывает в постоянно меняющемся равновесии.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"