В. Паули и К. Юнг: Диалог о психоанализе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:10, реферат

Описание работы

Рассматривая тему диалога о психоанализе между учеными, казалось бы, различных сфер наук, прежде всего, стоит начать с небольшой биографии каждого из них и дальнейшим пересечением не только их судеб, но и творчества. Сотрудничество этих ученых позитивно повлияло на открытие нового перспективного направления в психоанализе, что лишний раз доказывает тесную связь между науками естествознания.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………...3
II. Глава 1………………………………………………………………………4
1) Карл Густав Юнг…………………………………………………………..4
2) Научные воззрения К. Юнга………………………………………………6
III. Глава 2………………………………………………………………………8
1) Вольфранг Эрнст Паули…………………………………………………..8
2) Научные воззрения В. Паули……………………………………………..12
IV. Глава 3………………………………………………………………………13
1) Диалог Паули – Юнг………………………………………………………13
2) Теория синхронистичности……………………………………………….13
3) Архетипы физики………………………………………………………….16
4) Архетип как «атом» физического и психического……………………...18
5) Дополнительность науки и религии……………………………………...20
V. Заключение…………………………………………………………………24
VI. Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Паули и Юнг. Диалог о психоанализе.docx

— 80.86 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Российский Государственный  Университет нефти  и газа

  имени И.М. Губкина» 

Факультет – Проектирования, сооружения

и эксплуатации систем трубопроводного транспорта 

Специальность – 131000.19 «Инновационные технологии

 в  системах газоснабжения» 

Кафедра – Философии и социально-политических технологий 
 
 
 
 
 
 
 

В. ПАУЛИ  И К. ЮНГ: ДИАЛОГ О ПСИХОАНАЛИЗЕ 

Тематический  реферат по учебной  дисциплине

«Философия  науки» 

Студент гр. ВНМ-11-01                                       _________________ З.А. Калинина

Руководитель                                                        _________________ Т.В. Семенова 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 г.

 

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………...3

II. Глава 1………………………………………………………………………4

   1) Карл Густав Юнг…………………………………………………………..4

   2) Научные воззрения К. Юнга………………………………………………6

III. Глава 2………………………………………………………………………8

   1) Вольфранг Эрнст Паули…………………………………………………..8

   2) Научные  воззрения В. Паули……………………………………………..12

IV. Глава 3………………………………………………………………………13

   1) Диалог Паули – Юнг………………………………………………………13

   2) Теория синхронистичности……………………………………………….13

   3) Архетипы физики………………………………………………………….16

   4) Архетип как «атом» физического и психического……………………...18

   5) Дополнительность науки и религии……………………………………...20

V. Заключение…………………………………………………………………24

VI. Список использованной литературы…………………………………..25

 

 

Введение 

     Рассматривая  тему диалога о психоанализе между  учеными, казалось бы, различных сфер наук, прежде всего, стоит начать с небольшой биографии каждого из них и дальнейшим пересечением не только их судеб, но и творчества. Сотрудничество этих ученых позитивно повлияло на открытие  нового перспективного направления в психоанализе, что лишний раз доказывает тесную связь между науками естествознания.

     Результатом совместной работы К. Юнга и В. Паули стала теория синхроничности, совместная работа над понятием коллективного бессознательного и архетипов. Существенную часть этого диалога составляет и сегодня еще не решенная психофизическая проблема, объединение коллективного психо с материей, глубинных корней внутреннего мира человека с внешним миром, что Юнг обозначил как unus mundus (единый мир) и Паули как психофизическую действительность единения.

И если для К. Юнга эти открытия имели первостепенное значение и главную задачу, что вполне мотивирует интерес ученого, то современный анализ записей Паули доказывает, что интерес Паули в этой сфере был не только академического характера, а оправдан глубоколежащими собственными переживаниями – экзистенциальными размышлениями об архетипе «дух материи».

     Сын швейцарского реформистского пастора, Карл Густав Юнг обогатил науку психологии изучением мифологии и религии. Воодушевленный толкованием двух сновидений, он поступил на медицинский факультет  Базельского университета, заодно интенсивно пополняя свои знания по философии  и религии. Он «подпал под безвозвратное  очарование» психиатрии, прочтя Lehrbuch der Psychiatrie Крафта-Эббинга, и поступил в Цюрихский университет, чтобы изучать психиатрию под руководством Ойгена Блойлера.

     Паули внёс существенный вклад в современную  физику, особенно в области квантовой  механики. Он редко публиковал свои работы, предпочитая этому интенсивный  обмен письмами со своими коллегами, в особенности с Нильсом Бором и Вернером Гейзенбергом, с которыми он крепко дружил. По этой причине многие из его идей встречаются только в этих письмах, которые часто передавались далее и копировались. Паули, судя по всему, мало заботило то, что по причине малого числа публикаций большая часть его работы была почти не известна широкой общественности.

Рассмотрим  детальнее биографию и личные достижения каждого из них. 

Глава I

1. Карл Густав Юнг(26 июля 1875 г., Швейцария — 6 июня 1961г.) 

     Юнг родился в семье пастора швейцарской  реформаторской церкви в Кесвиле  в Швейцарии. Дед и прадед со стороны  отца были врачами. Карл Густав Юнг  закончил медицинский факультет  университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1909—1913годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом. Будучи поначалу сторонником и Другом Фрейда, около 1913 года Юнг с ним порвал, чтобы основать «аналитическую психологию». Прежде всего он был разочарован фрейдовской теорией сексуальности, так как она, на его взгляд, не только была редукционистской1, но и не оставляла места человеческому духу. Его также все больше беспокоило стремление Фрейда толковать свои идеи, особенно свою теорию сексуальности, как «догму» и «бастион» (против «оккультизма»). Он ценил труды и Фрейда и Альфреда Адлера, но считал, что их теории применимы в первую очередь к ранним периодам жизни. Юнг никогда не оставлял занятий религией, мифами, легендами, народными сказаниями и т.п., с особым интересом изучая философию гностиков и алхимию. Идя своим путем, он приобрел собственных последователей, и сегодня Институты Юнга функционируют во многих крупных городах.

     К. Г. Юнг играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ. В 1907—1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

     В 1922 году Юнг приобрел поместье в  Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню(нем. Turm). Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырех этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощенное в камне исследование структуры психики.

     В 1911 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

     В своих трудах Юнг охватил широкий  спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.

     В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии. Ряд историков обвиняет Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом и Государственным институтом психологических исследований и психотерапии («Институт Геринга»), которым руководил М. Геринг (Goering M.), родственник рейхсмаршала Г. Геринга. Доподлинно известно, что после прихода к власти нацистов в 1933 году Юнг вошёл в правление Немецкого психотерапевтического общества (Allgemeine Ärztliche Gesellschaft für Psychotherapie). Его работа 1936 года «Wotan» об арийской мифологии, где Фюрер назван «медиумом коллективного бессознательного», была высоко оценена Гитлером, а её автор был назначен президентом Немецкого психотерапевтического общества. Размежевание с психоанализом в эти годы стало для Юнга не только теоретически закономерно, но и политически оправдано, поскольку работы Фрейда, еврея по происхождению, были изъяты из всех библиотек и публично сожжены, а психоанализ официально признан вредоносным учением. Однако его биограф Рихард Ноль (Richard Noll), очевидно, оправдывая Юнга, отмечает, что хотя он, «вероятно, разделял антисемитские воззрения, но сам никогда не был членом национал-социалистской партии».

С 1933 по 1942 вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 — в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»), который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг открещивался от редактирования этого журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени. В интервью Кароль Буаман 1948 года в качестве оправдания своего сотрудничества с нацистским режимом Юнг не находит ничего лучше как заявить, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Хотя и тогда и сейчас ряд историков упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера, ему было разрешено продолжить преподавание в университете.

     Среди публикаций Юнга этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten», 1928), «Психология и религия» («Psychologie und Religion», 1940), «Психология и воспитание» («Psychologie und Erziehung», 1946), «Образы бессознательного» («Gestaltungen des Unbewussten», 1950), Символика духа («Symbolik des Geistes», 1953), «Об истоках сознания» («Von den Wurzeln des Bewusstseins», 1954).

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К.Г. Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

     Карл  Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 в Кюснахте. Похоронен на кладбище протестантской церкви города. 
 

2. Научные воззрения К. Г. Юнга. 

     Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой  мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более  высокий приоритет по сравнению  с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

     Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.

     Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.

     Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют  ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных  ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг  предположил, что некоторые сферы  опыта у человека приобретают  автономный характер и не подчиняются  сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

     Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих  ситуаций. Как правило, это моральный  конфликт, целиком проистекающий  из невозможности полного включения  сущности субъекта. Но доподлинно природа  возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание  и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной  с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознанию  комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или  галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Информация о работе В. Паули и К. Юнг: Диалог о психоанализе