В.И.Вернадский о ноосфере – современность и будущее

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 22:04, реферат

Описание работы

Современный этап развития науки и техники подтверждает гений и величие Вернадского (1863 год), которое заключается в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечеcтва. Для Вернадского наука была средством познания природы. Он не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями.

Содержание

Введение 3
Ноосфера. 3
К истории понятия "ноосфера". 4
Основы концепции ноосферы В.И.Вернадского 6
Задачи по созиданию ноосферы 11
Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность 12
Заключение 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

реферат философия 2011.DOC

— 150.50 Кб (Скачать)

      Вернадский  рассматривал биосферу как одну из геосфер, как геологическую оболочку, а не так, как это упрощенно  понимают некоторые даже видные ученые - лишь как живую пленку планеты, то есть "свободное" от геологического прошлого и физической среды собрание живых организмов. Важно понять и представлять нерасторжимую сопряженность живого вещества, как выражался Вернадский, со всеми вещественными структурами Земли. Твердая оболочка планеты и сейчас, и всегда была связана с биосферой. Совершенно неверно ее разделение на несколько биосфер, она всегда была единой потому, что биосферный процесс на Земле никогда не прерывался. Нельзя отходить от геологического понимания биосферы и соответственно геологического значения человеческого разума. Это уже совершенно новое понимание управляющей планетарной роли человечества.

      Человек - вершина космической эволюции: "С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу".

      Труд  человека, то есть основная форма его  жизнедеятельности, есть в первую очередь  взаимодействие его с природой. Человек  проявляет эту свою способность не столько в качестве источника энергии или массы, сколько в виде специфического регулятора, возбуждающего действие одной силы природы против другой. Именно здесь возникает и проявляется "хитрость разума".

      Особенно  ярко и вдохновенно писал Вернадский о воздействии человеческой деятельности на природу в работе “Несколько слов о ноосфере", созданной в 1943 году: “Лик планеты - биосферы - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры ХХ веке все более резко стали меняться ( химически и биологически ) прибрежные моря и части океана. ...Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений.”

      Вернадский  подчеркивал: " Научная мысль человечества работает только в биосфере и в  ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом.

      Ноосфера  есть новое геологическое явление  на нашей планете. В ней впервые  человек становится крупнейшей геологической  силой. Он может и должен перестраивать  своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней".

      В действительности существует лишь одна последовательность: биосфера-ноосфера, а механизмы, пути в космических, глобальных и региональных масштабах могут быть многочисленные и самые разнообразные. Сегодня преобразование биосферы в промышленных, аграрных и других целях осуществляется различно и не только в результате технического вмешательства человека. Например, все возрастающее число заповедных зон Земли есть важный элемент современного периода превращения биосферы в ноосферу. Вернадский сформулировал и изложил его лишь в самой первоначальной форме.

      Учение  о ноосфере намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека, роста производительности общественного производства, рационального природопользования, сохранения и развития здоровья населения. Таким образом, интересы человечества легли в основу концепции Вернадского.1

      Классические  научные представления Вернадского  и их дальнейшее развитие в современном  естествознании со всей ясностью указывают, что человечество становится все  более мощной геологической силой, кардинальным образом преобразующей  биосферу, поверхность планеты околоземное космическое пространство. Но тем самым человечество берет на себя ответственность за продолжение и регулирование многих важнейших биосферных процессов и механизмов.

      На  сегодняшний день деятельность человека достигла глобальных масштабов воздействия на биосферу, изменяя круговорот веществ, водный баланс планеты, оказывая сильное влияние на почвы, растительность и животный мир. Антропогенная деятельность создала новые токсические источники загрязнения биосферы, что в конечном счете может создать угрозу существования самого человека.

      Взаимоотношения Человека и Природы носят сложный  характер и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потреблении природных ресурсов зависят от познания законов природы  и умелого их использования. Человечество как часть природы может существовать только в постоянном взаимодействии с ней, получая все необходимое для жизни.

      Человечеству  для своего дальнейшего существования  необходимо заботиться о сохранении окружающей среды. И для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое применение их во всех отраслях своей деятельности.

      Следует сказать и о значении таких  проблем, как укрепление здоровья человека, а также борьба с хроническими заболеваниями, патологическим старением, освоение новых экстремальных районов планеты и космоса, совершенствования существования человека в земных условиях. Сейчас актуальны проблемы пресной воды, чистого воздуха, зеленого покрова планеты, загрязнения окружающей среды, приближение к критическим пределам использования невостребованных рудных и энергетических ресурсов.

      Вернадский  всегда реально оценивал значение научных  открытий, их возможные последствия  для человечества и придерживался  всю жизнь высоких эстетических принципов ученого-гражданина. Это отношение к научным исследованиям, открытиям проявилось во всем. Прекрасный пример этого - дальновидное предостережение ученого о последствиях открытия атомной энергии и его беспокойство о том, в чьих она окажется руках и каким целям послужит в будущем - целям добра и зла.

      Владимира Ивановича человек был прежде всего носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе  и людям. Он верил в человека, в  его добрую волю. Человечество не может делать все что заблагорассудится. Оно ограничено в своих действиях, ибо человеческая история - не сумма случайностей. В основных своих чертах она закономерна и направлена."

      В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление" (В.И.Вернадский).

      Владимир  Иванович Вернадский верил в человеческий разум, ему никогда не была свойственна  философия пессимизма. Для этого  достаточно вспомнить, на какой торжествующей ноте он закончил свое научное творчество. В 1944 году, в безоговорочном предвидении крушения гитлеризма, в статье "Несколько слов о ноосфере", он выразил свое убеждение в прекрасных перспективах человека и человечества: "Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в нее - в новый стихийный геологический процесс - в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны.1

      Но  важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.

      Вернадскому была ясна социальная природа ноосферы. В 1925 году в статье "Автотрофность  человечества" он писал: "В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе, представлениях научных или имеющих научную основу. ... Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного". " Биосфера ... переходит в новое эволюционное состояние - в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества". Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках и мы его не выпустим"! 

      Задачи  по созиданию ноосферы 

      Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно  несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие  перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зрения Вернадского.

      Некрушимость  цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:

      -Человечество  стоит на пути создания в  ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.

      -Человечество  в своем развитии стало единым  целым благодаря тому, что интересы  всех, а не отдельных лиц, становятся  государственной задачей.

      -Глобальные  проблемы человечества, такие как  сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.

      -Ставится  задача распространения научного  знания на все человечество.

      Вернадский  писал: “Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания”. 1

      Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог  предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направления организованности ноосферы.

      Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований.

      Вернадский  высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной  человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и  создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это – “вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы”2; идея о государственном объединении усилий человечества.

      Поражает  созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению задач демократических форм организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс. 

      Переход биосферы в ноосферу: прогноз и реальность 

      Вернадский, анализируя геологическую историю  Земли, утверждает, что наблюдается  переход биосферы в новое состояние – в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадский писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий “ноосфера” и даже “биосфера”. О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершённой работе “Научная мысль как планетное явление”, но преимущественно с точки зрения истории науки.

      Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия:

      -Заселение  человеком всей планеты.

      -Резкое  преобразование средств связи и обмена между странами.

      -Усиление  связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.

      -Начало  преобладания геологической роли  человека над другими геологическими  процессами, протекающими в биосфере.

      -Расширение  границ биосферы и выход в космос.

      -Открытие  новых источников энергии.

      -Равенство  людей всех рас и религий.

      -Увеличение  роли народных масс в решении  вопросов внешней и внутренней  политики.

Информация о работе В.И.Вернадский о ноосфере – современность и будущее