Внутренний мир человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:46, реферат

Описание работы

Работа состоит из 4 глав. В первой главе рассмотрена личность в философии, во второй главе свобода и ответственность, в третьей религия и свобода, в четвертой вера и знание.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблема личности в философии……….………………………………...5
2. Свобода и ответственность – вечная дилемма…………………………...7
3. Религия и свобода совести………………………………………………...9
4. Вера и знание…………………………………………………...…………12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

реферат по соц фил.1.docx

— 36.89 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Внутренний  мир человека 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Проблема личности в философии……….………………………………...5
  2. Свобода и ответственность – вечная дилемма…………………………...7
  3. Религия и свобода совести………………………………………………...9
  4. Вера и знание…………………………………………………...…………12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список  литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

           Общепризнанно, что внутренний  мир человека  -  это  уникальный  объект познания. Его уникальность  заключается  в  опосредованной  наблюдаемости  и недостаточной эмпирической уловимости.

     Человека, в его частных проявлениях, изучают  специально посвященные ему науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно  понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью  выявить его место в мире.

     Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые трактовки  проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и отношением к миру: менялись приоритеты и аспекты  ее осмысления.

     В конце 19-го и в 20-м веках проблема человека и его бытия приобрела  наибольшую актуальность и выдвинулась  на передний план философских поисков.

     Данная  тема является достаточно актуальной, т.к. внутренний мир человек с давних времен в той или иной мере постоянно был объектом философских размышлений.

     Цель  работы – изучение внутреннего мира человека

     Задачи работы:

  • выявить проблемы личности в философии;
  • ознакомиться с религией и свободой совести;
  • рассмотреть веру, знание, свободу и ответственность как вечную дилемму.

     Работа  состоит из 4 глав. В первой главе  рассмотрена личность в философии, во второй главе свобода и ответственность, в третьей  религия и свобода, в четвертой вера и знание.

     При написании реферата были использованы учебные пособия и журналы по философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Проблема личности  в философии 

     Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке  издавна употребляется термин «лик»  для характеристики изображения  лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль человека как некое целостное  существо, особенно в юридическом  смысле. Раб не рассматривался как  персона. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса  в определенной иерархии.

     Начинать  изучение проблемы личности надо с  индивида – неделимой дальше частицы  какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом, отдельный человек, рассматривается не только как единичный  представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Эта самая простая и  абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо содержательней другой термин – «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личных качеств  и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступает сначала  как особь, «случайный индивид», затем  как социальный индивид, персонифицированная  социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений.

     Сущность  «особой личности», по словам К. Маркса, составляют не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в  ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности –  это не то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие  его как личность.

     Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к  проблеме генезиса, происхождения  личностных особенностей человека. Прежде всего возникает вопрос: когда  рождается личность, что этому  способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» неприменим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности, т. е. в каждом новорожденном ребенке неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

     Становление личности происходит в процессе социализации, т. е. усвоения ею опыта и ценностных ориентаций данного общества. Человек  учится выполнять социальные роли (вести  себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, родителя и т. д.). Все эти роли имеют выраженный культурный контекст и, в частности, сильно зависят от стереотипа мышления. Если сравнить европейский канон  личности, скажем, с японским, то очевидны существенные различия. Европейцами  личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом  действует в разных ситуациях, сохраняя свой ведущий «стержень». Для японцев  более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей»  – по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т. д. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна  и не самоценна, а реализуется  лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как «твердая личность», напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец более  озабочен установлением и поддержанием связей с окружающими.

     В европейской традиции становление  личности прошло этапы осознания  чувства страха, любви к Богу, греховности человека, утверждение  самоценности человеческой индивидуальности и появление феномена отчуждения (Новое время).

     2. Свобода и ответственность  – вечная дилемма 

     Чтобы разобраться в проблеме свободы  и ответственности личности, необходимо выделить основные элементы ее структуры. Прежде всего выделяют физическую личность, или «физическое Я». Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и  самоощущениях. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно, как много  о человеке можно сказать по этим компонентам его мира. Это же относится  и к произведениям ручного  и интеллектуального труда человека – украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, своего ближайшего окружения относится к числу древнейших личностных качеств человека как в истории общества, так и в истории индивида.

     Социальная  личность складывается в общении  людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она вырастает из системы  социальных ролей человека в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в  профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру  личности.

     Духовная  личность – ядро нашего «Я». Это  внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Рано или  поздно каждый человек начинает задумываться над смыслом своего существования  и духовного развития. Его духовность не является чем-то внешним, ее нельзя обрести путем образования или  подражания. Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной  ценностью, во имя которой даже жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. История  дает массу примеров того, как интенсивная  духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных  подвижников) была залогом не только физического воспитания, но и активного  долголетия. Люди, сохранявшие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький  опыт ХХ в.

     Выделение физической, социальной и духовной личности (как и соответствующих  потребностей) носит достаточно условный характер. В человеке все эти стороны  личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах развития приобретать доминирующее значение. В них, собственно говоря, и реализуется вечная дилемма  свободы и ответственности личности. Человек, действующий несвободно в  отношении своего физического, социального  и духовного статуса, равно как  и в отношении других, не может  нести свою меру ответственности  за происходящее. Эта проблема чрезвычайно  обострилась в настоящее время, когда резко возросла ответственность  каждого человека за все происходящее на планете, и в то же время миллиарды  людей не могут в должной мере реализовать свою свободу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Религия и свобода  совести 

     Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая  на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Этимологически термин «религия» означает восстановление утраченной связи, ибо, согласно христианской традиции, после грехопадения первого  человека такая связь была утеряна  и может быть восстановлена в  полном объеме после второго пришествия и полного обновления человека и  мира. Главным в понимании феномена религии и ее роли в жизни человека является уяснение сущности веры. Термин «вера» происходит от древнеиранского  корня «вар», что означает «правда» и «верность». Содержательно вера понимается как мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, направленная на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. Вера дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасении души, воскресении, вечной жизни и т.д.), и в этом смысле она не требует доказательств. Важно подчеркнуть, что мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения. Вера или неверие выбираются человеком свободно и являются актом личностного самоутверждения, но, сделав этот выбор, личность не может не измениться внутренне, не изменить своего отношения к миру и людям, своего поведения. В этом смысле нужно подчеркнуть как сходство, так и различие религиозного и философского подходов к реальностям мира и человека. Философия есть осознание самого человеческого сознания, его границ и возможностей в смысле решения самых коренных вопросов человеческого бытия – о жизни и смерти, смысле существования и его противоречиях, материи и духе, пространстве и времени. Религиозное сознание пытается понять Откровение, замысел Творца относительно человека и его истории, исходя из того, что человек в христианской теологии — «образ, подобие» Бога. Если в классической теории познания объект «дается» субъекту в зависимости от своей природы и возможностей познающего, то по отношению к Богу это невозможно в принципе.

     Несомненно, одной из важных и наиболее притягательных для человека религиозных ценностей является сама идея Бога как творца всего сущего в богословском понимании или. Имеется в виду, что Бог не только творец мира и человека, но и объект высшего поклонения, бесспорная и безусловная высшая ценность. Для ислама понятие «неверного», или иноверца, может рассматриваться в качестве объекта для обращения в истинную веру.

       Особенно  ярко такая позиция проявляется  у представителей религиозного фундаментализма, когда отрицаются такие ценности, как автономия личности, авторитет Разума, понятие прогресса и т.д. В то же время религиозный фанатизм и экстремизм как духовная основа фундаментализма несут в себе черты тоталитарной идеологии с ее отрицанием гражданского общества и прав человека. Вот почему феномен религиозных ценностей во всем объеме его проявлений, от постановки свечи в храме до гибели религиозного фанатика, может быть рассмотрен в связи с системой нерелигиозных ценностей.

Речь  идет о феномене свободомыслия как своеобразном явлении духовной культуры, берущем свои истоки еще в древневосточных и античной цивилизациях. Свободомыслие принимало различные исторические формы, такие как богоборчество, скептицизм, пантеизм, атеизм и светский гуманизм и др. Ученые убеждены в том, что человек должен иметь мужество для критического рассмотрения всех феноменов своей жизни, в том числе и религиозной веры, оставаясь на позициях здравого скептицизма. Не отвергая необходимости религиозных ценностей для миллионов верующих и признавая, что человек, видимо, нуждается в мире иллюзий, мифов и фантазий, помогающих ему выжит, они исходят из того, что искушение таится в сердце человека. Его невозможно преодолеть чисто рационалистическими умозаключениями и выводами, а тем более силой и насилием. Необходимы диалог и дискуссия, выработка компромиссов и взаимодействие науки и религии на основе принципа взаимодополнительности в рамках общечеловеческой культуры. В любом случае нужно избежать фанатизма, связанного с ортодоксально-догматическим подходом, культивировать две главные гуманистические добродетели: разум и мужество.

     Реализация  этих принципов возможна при соблюдении одного из важнейших прав человека — право на свободу совести и свободу вероисповедания. Эта проблема в виде веротерпимости и преследования иноверцев прослеживается на протяжении всей истории. Она не раз была предметом острейших политических споров, столкновений, в том числе и кровавых, на религиозной почве.

Информация о работе Внутренний мир человека