Ясперс о смысле и назначении истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Карл Ясперс (1883-1969) – выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, основоположник экзистенциализма, влиятельнейшего течения философской мысли. Философский экзистенциализм К.Ясперса мало известен у нас в стране, между тем Ясперса, расцвет творчества которого пришелся на 30-40 гг. ХХ века, можно с полным правом назвать одним
из духовных лидеров Германии и Западной Европы тех лет.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3 стр.
ГЛАВА 1. "Мировая история"…………………………………………4-9 стр.
ГЛАВА 2. "Настоящее и будущее"……………………………………10-14 стр.
ГЛАВА 3. "Смысл истории" …………………………………………..15-19 стр.
Заключение………………………………………………………………20-21 стр.
Список литературы………………………………………………………22 стр.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.docx

— 54.70 Кб (Скачать)

        Б)История как стадия перехода.

        В истории ежеминутно присутствует природа. Она – та реальность, которая является основой истории, нечто повторяющееся лишь очень медленно – как это всегда свойственно природе – меняющееся. Чем уникальнее неповторимое, чем менее идентична повторяемость, тем подлинее история.

        История представляет собой движение, и чем более радикально это движение, тем более глубокие пласты истины открываются нам. Наиболее ярким подтверждением этого тезиса философа являются переходные эпохи, когда в момент высочайшего напряжения человечество создавало выдающиеся духовные достижения. Так, например, неповторимая греческая трагедия есть порождение эпохи, когда происходил переход от мифологии к философии как новой форме общественного сознания, нового способа постижения мира. Немецкий идеализм (классическая немецкая философия) создан на сломе между верой и безверием.

        Но, по мнению автора, переход не локализуется исключительно на каких-то определенных этапах истории, - он присутствует всегда. Любое, даже величественное, обращенное в вечность событие, есть лишь переходное явление. Именно поэтому мы не можем найти для себя образцы совершенства или абсолюта в достижениях предыдущих эпох; они создавались в время, когда их творцы уже ощущали приближение нового и даже в момент создания начинали свою гибель. Истории вообще не присуща продолжительность, она сама и есть переход.

       3) Единство истории. Это свойство истории - объект наибольшего внимания Ясперса, оно лежит в основе всей его исторической концепции. Он делает акцент на том, что при всем разнообразии людей, культур, исторических эпох существует нечто важное, что их объединяет. Встречаясь, люди познают себя в другом и само явление "человек" есть движение к единому.

        Философ предлагает целый ряд фактов, которые, по его мнению свидетельствуют о существовании такого единства. Ни один из них его до конца не устраивает, но в каждом он находит определенный аспект общего единства:

  • единство человеческой природы, которое не изменилось на протяжении истории. Для понимания единства человеческой природы, которая открывается в истории, необходимо выйти за пределы биологического и психологического уровня. В истории перед нами постоянно предстает изменение в человеческом знании, сознании и самосознании. Возникают и исчезают духовные возможности, растет отчуждение, которое завершается полным непониманием друг друга. Единство, к которому стремится в своей жизни человек, когда он действительно становится историческим, может быть основано не на единстве биологического происхождения, а на высоком представлении, согласно которому человек создан непосредственно Богом;
  • универсальность – единство человечества находит свое отчетливое выражение в том несомненном факте, что повсеместно на Земле обнаруживается близость религиозных представлений, форм мышления, орудий и форм общественной жизни. Сходство людей при всем их различии очень велико. Психологические и социологические данные таковы, что позволяют повсюду проводить сравнение и установить множество закономерностей, свидетельствующих о характере основных структур человеческой природы в ее психологическом и социологическом аспекте. Если обратить внимание на универсальное, то обнаружится совпадение в существенном, особенности же обретут локальный характер, связанный с определенным местом и определенной целью. То, что в масштабе универсального составляет просто случайную особенность, может быть воплощением подлинной историчности. Основой человечества может быть только соотношение в истории того, что в своей сущности составляет не отклонение, а позитивное изначальное содержание, не случайность в рамках всеобщего, а звено единой всеохватывающей историчности человечества;
  • прогресс - единая линия всевозрастающего обретения человеком нового. Но это свойство касается лишь знания и умения, а не субстанции человека, его духовных качеств. Прогресс приводит к единству в области знания, но не к единству человечества. Единство общезначимой и одинаковой истины в ее бесконечном прогрессе так, как она предстает только в науке и технике не составляют единство человечества. Такой прогресс ведет к единству в области рассудка. Он объединяет людей в сфере рассудочного мышления таким образом, что они могут вести рациональную дискуссию, но могут и уничтожить друг друга одинаковым оружием, созданным их техникой. Рассудок объединяет только сознание как таковое, а не людей;
  • единство в пространстве и во времени. Человечество объединено уже самой территорией планеты Земля, а также определенными временными границами;
  • существуют и особые виды единения:

    - единство отдельных культур, как единство фактически общего мира жизненных форм, институтов, представлений, верований;

    - единство народов в зависимости от языка, происхождения, судьбы;         - единство религий в их мировом значении;

    - единство  государств в качестве носителей  единой власти, формирующей все  остальные стороны существования.

        Но эти единства не могут дать представления о целостном феномене единства истории человечества.

        Поскольку фактический материал оказывается непригодным для выяснения источников такого единства, Ясперс использует другой подход, также довольно известный в истории человеческой мысли. Он делает попытку определить единство как цель. Он приводит несколько концепций всеобщей истории, в которых отображается стремление исторического знания найти свой смысл, но приходит к выводу, что ни одна из подобных конструкций не дает исчерпывающего ответа на поставленный вопрос.

         Причина такой сложности в освещении проблемы в том, что использование каждой из отдельных линий развития, каждой группы фактов о разных единствах - это упрощения, и задача исследователя состоит в объединении разных аспектов, постижении единства линий и образов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

         Создание концепции всемирной истории остается лишь задачей; ее, в частности, и старался решить Ясперс. Созданная им схема мировой истории, по его мнению, наиболее отвечает требованиям открытости, единства и эмпирической реальности.

         Он старается достичь исторического единства с помощью определения общего для человечества осевого периода. Реальное осевое время - это воплощение идеальной вехи, вокруг которой двигается объединенное человечество, здесь раскрывается то, что является общим и важным для всех, взаимосвязь человечества находит свое выражение в безграничной коммуникации.

         Понятие “осевого времени”, введенное Ясперсом, является у него своеобразной точкой отсчета истории как таковой. Временную “ось мировой истории” он относит к середине первого тысячелетия до нашей эры (между 800 и 200 гг. до н.э.) когда произошел самый резкий поворот в истории - появился тип человека нашего времени.

         Предложенная схема разрешает лишь определиться с единством предыдущей истории, но единство истории в понимании полного единения человечества никогда не будет завершено. Такое единство, по мнению Ясперса, есть граница истории, ее начало и конец.

         Карл Ясперс не только характеризует ведущие периоды развития человечества с точки зрения реализации духовной и социальной сущности человека, не только делает попытку осмыслить важнейшие тенденции современности, которые дают нам возможность спрогнозировать будущее, но и раскрывает те глубинные сущностные черты истории, которые характеризуют исторический процесс в целом.

         Можно выделить основные положения в концепции Ясперса:

  • мировая история может рассматриваться и познаваться лишь при условии признания идеи исторической целостности;
  • концепция “осевого времени” позволяет высказать суждение о том, что духовный и интеллектуальный потенциал, накопленный в период “осевого времени” составляет основу человеческой духовности вплоть до сегодняшнего дня;
  • собственно историческая, единичная данность в осевое время носит всеохватывающий характер - отсюда возможность возникновения во всемирно-историческом смысле параллелизма в целостности культур их расцвет и развитие;
  • если в доосевое время история разворачивалась как история локализованных культурных процессов, то в осевое время она приобретает универсальный и роковой характер;
  • в постижении смысла истории огромную роль играют мировые религии, а также философская вера, связывающие воедино экзистенцию с трансценденцией, ориентирующие сознание и самосознание человека на представлении о Едином или Божественном.

Ясперс разработал целостную концепцию философии истории, направленную на то, чтобы осветить современную ситуацию в границах мировой истории.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

1.Ясперс К.  «Смысл и назначение истории»: Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1991 г.

2.Сидоренко И.  Н. «Мыслители XX столетия. Карл Ясперс». – Мн.: Книжный Дом, 2008 г.

3.Спиркин А.  Г. «Философия», 2001 г.

4.История философии:  Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис;  Книжный Дом, 2002 г. 
 
 
 
 

Информация о работе Ясперс о смысле и назначении истории