Авторитарные политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства, так или иначе, был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.
Политический режим – более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем – в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии – в режим коллективного руководства при Л. И. Брежневе.
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и неэлитарными слоями.
В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.

Содержание

Ввдение………………………………………………………………………….3
Понятие и типология политических режимов………………………………5
2. Сущность, признаки и формы авторитаризма………………………………7
3.Пути эволюции авторитаризма в истории России (общее и особенное)…17
Заключение………………………………………………………………….. 20
Список используемой литературы………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Авторитарные политические режимы.docx

— 47.22 Кб (Скачать)
 

Авторитарные  политические режимы. Пути их эволюции

Ввдение………………………………………………………………………….3

  1. Понятие и типология политических режимов………………………………5

2. Сущность, признаки и формы авторитаризма………………………………7

3.Пути  эволюции авторитаризма в истории  России (общее и особенное)…17

Заключение………………………………………………………………….. 20

Список  используемой литературы………………………………….22 
 
 
 

http://www.sima-land.ru/item/293422.html    163,75

http://www.sima-land.ru/item/456281.html    192,66 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет  дать определение каждому элементу формы государства.

     Четкого соотношения между типом и  формой государства нет. Из-за этого, с одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные  формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы  государства любого исторического  периода определяется, прежде всего  уровнем зрелости общества и государственной  жизни, целями и задачами, которые  ставит перед собой то, или иное государство. Другими словами, категория  формы государства непосредственно  зависит от его содержания и определяется им.

     Кроме того, серьезное влияние на форму  государства оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы  государства определяет также характер взаимоотношений государства и  его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями.

     Для характеристики формы государства  имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так  и в широком понимании (уровень  гарантированности демократических  прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных  конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

     В этой характеристике формы государства  отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования тюрем, и других карательных  учреждений, диктаторские или демократические  приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия народа или  не участие народа в политической жизни, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

     Цель  данной работы - рассмотреть сущность, формы и признаки авторитарных политических режимов, дать им характеристику, а также изучить эволюцию авторитаризма в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и типология  политических режимов

     Политический  режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

     Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса1.

     В политическом режиме действительно  проявляется функциональная сторона  государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство  оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности  основных институтов политической системы  общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти.

     Политический  режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего  социальной сущностью соответствующего государства.

     Античный  философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

  • по тому, в чьих руках власть
  • по тому, как эта власть используется

     О характере режима, существующего  в той или иной стране, могут  свидетельствовать разнообразные  факторы. Однако наиболее важны из них  следующие:

  • способы и порядок формирования органов государственной власти,
  • порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений,
  • степень гарантированности прав и свобод граждан,
  • роль права в жизни общества и решении государственных дел,
  • место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,
  • основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

     Типология политических режимов определяется не только социальными факторами  соответствующего государства, но и  нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая  и разнообразная нравственная природа  демократического режима предполагает признание таких общегуманистических  ценностей, как свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм  и т.д.

     Нравственная  природа авторитарного режима –  это, наоборот, навязываемая сверху единообразная  идеология, подавляющая духовную и  культурную самостоятельность личности и плюрализм мнений, безраздельно господствующая над обществом и  правом. Эта идеология соединяется  силой государства, гарантируется  его репрессивными органами и  стремится унифицировать и контролировать даже мышление и вкусы граждан. Авторитарное, в особенности тоталитарное, государство  активно и прямо вторгается в  не принадлежащую ему сферу внутренней, духовной жизни личности.

     Анализ  различными школами политологов  более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.

     Одна  из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

     Типология политических режимов:

  • демократический политический режим
  • авторитарный политический режим
  • тоталитарный политический режим
 

     2. Сущность, признаки  и формы авторитаризма

     Авторитарный  режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.2

     Существенно значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие, т.е. неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

     В отличие от демократического режима власти, где репрессивный аппарат  действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот, держатся на виду.

     Однако, несмотря на отсутствие поддержки со стороны народа, автократии могут  существовать длительное время и  достаточно успешно. Они способны эффективно решать стратегические задачи, несмотря на свою нелегитимность.

     Власть, подчинение и порядок ценятся  при авторитарном режиме правления  больше, чем свобода, согласие и участие  в политической жизни народа. В  таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить  налоги без личного участия в  их обсуждении.

     Существующие  в авторитарных государствах для  ширмы демократические институты  реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия  одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности  и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация  всей государственной власти. Главой государства и правительства  пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный  принцип. Теория и практика авторитарного  правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном  Людовиком XIV.

     Представительные  органы на всех уровнях, даже если и  сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические  связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

     Авторитарный  режим обеспечивает власть индивидуального  или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой  конкуренции политических субъектов. Монополия на власть – принцип  авторитаризма. Вместе с тем авторитарная власть не вмешивается в те области  жизни, которые непосредственно  не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается  также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

Информация о работе Авторитарные политические режимы