Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:47, курсовая работа
Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства, так или иначе, был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.
Политический режим – более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем – в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии – в режим коллективного руководства при Л. И. Брежневе.
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и неэлитарными слоями.
В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.
Ввдение………………………………………………………………………….3
Понятие и типология политических режимов………………………………5
2. Сущность, признаки и формы авторитаризма………………………………7
3.Пути эволюции авторитаризма в истории России (общее и особенное)…17
Заключение………………………………………………………………….. 20
Список используемой литературы………………………………….22
Еще одну разновидность авторитаризма представляют теократические режимы, подобные режиму аятоллы Хомейни в Иране.
Авторитарные
режимы не следует рассматривать
как орудие выражения интересов
меньшинства. Современные авторитарные
режимы используют достаточно широкую
палитру ресурсов, а не только средства
принуждения и политические репрессии.
Их особенностью является заметное сокращение
удельного веса методов идеологической
обработки и политического
В
связи с этим можно отметить, что
авторитарные режимы обладают значительными
мобилизационными и ориентационными
возможностями благодаря
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. научный и политический интерес к авторитаризму значительно возрос в связи с крахом преимущественно тоталитарных политических систем в Советском Союзе и ряде стран Восточной Европы. Попытки многих из них, в том числе и России, быстро, в духе большевистских «кавалерийских атак» ввести демократию без наличия необходимых для нее общественных предпосылок, не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия.
Стало очевидным, что для проведения радикальных общественных реформ необходима власть, обладающая высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы, преодолевать сопротивление политических противников.
В
современных условиях постсоциалистических
стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся
на активную массовую поддержку и
ряд демократических
Поэтому
сочетание авторитарных и демократических
элементов, сильной власти и ее подконтрольности
гражданам - важнейшая практическая
задача конструктивного реформирования
общества.
Способы реализации политической власти в истории российского общества не оставались неизменными. Трем периодам российской политической истории, качественно отличающимся друг от друга - досоветскому, советскому и постсоветскому - соответствовали конкретные способ и характер государственного правления.5 Сходство же этих трех периодов заключалось, прежде всего, в том, что российскому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демократия.
Традиционной абсолютной монархии, существовавшей со времен правления Ивана III до 1917 года, была характерна диктатура, то усиливавшая свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), то переходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной Думы и многопартийности (например, в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредоточивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на насилие.
Особой
разновидностью диктаторского политического
режима является диктатура пролетариата,
установленная после
Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии привела к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления. В 1993 году была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма функционирования власти в стране.
Однако
по характеру государственная
Слабая
степень разделения политических ролей
и функций говорит о
Это
обстоятельство обусловливает и
недостаточно высокую эффективность
режима. Прежде всего, имеется в виду
его неспособность надежно
В
условиях чрезмерной концентрации власти
в руках президента и исполнительных
органов фактически отсутствуют
возможности постоянно
Эволюция
политического режима в направлении
его демократизации связана с
более рациональным разделением
функций и полномочий между различными
ветвями власти, что позволит защитить
общество от субъективизма политических
лидеров, элит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политический
режим каждой страны не только влияет
на политическое развитие общества, на
его социально-классовую
Политический
режим – более подвижное и
динамичное явление, чем система
власти. В этом смысле эволюция одной
политической системы может осуществляться
по мере смены нескольких политических
режимов. Например, установившаяся в XX
столетии в СССР система советской
власти трансформировалась в сталинский
режим, затем – в режим, сформировавшийся
в годы так называемой хрущевской
«оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии
– в режим коллективного
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и неэлитарными слоями.
В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Однако
независимо от того, режим какого типа
складывается в той или иной конкретной
стране или какой политический курс
предлагается стране, вся деятельность
властей в конечном счете подчиняется
целям сохранения стабильности контролируемых
ими политических порядков в стране.
Список используемой литературы