Авторитарные политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется, прежде всего, социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства, так или иначе, был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических, внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.
Политический режим – более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем – в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии – в режим коллективного руководства при Л. И. Брежневе.
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и неэлитарными слоями.
В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Однако независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.

Содержание

Ввдение………………………………………………………………………….3
Понятие и типология политических режимов………………………………5
2. Сущность, признаки и формы авторитаризма………………………………7
3.Пути эволюции авторитаризма в истории России (общее и особенное)…17
Заключение………………………………………………………………….. 20
Список используемой литературы………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Авторитарные политические режимы.docx

— 47.22 Кб (Скачать)

     Авторитарные  режимы формируются, как правило, в  результате государственных переворотов  или «ползучей» концентрации власти в руках лидеров или отдельных  внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные  группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного  господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе  харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или  иного правила выступает наиболее часто встречающейся формой организации  авторитарных порядков.

     Авторитарные  режимы утверждаются в условиях кризисных  ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения  авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции  людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

     Механизм  утверждения авторитарных режимов  включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних  политических институтов и правителей, так и формально – демократические  процедуры. Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная база авторитаризма  – господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная  и иные виды идеологий.

     Авторитарному политическому режиму присущи следующие  признаки3:

     - автократизм (самовластие) сосредоточение  власти в руках одного человека  или группы. Носителем власти  может быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная  хунта, олигархическая группа  и т.д.). Как и при тоталитаризме,  общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности.

     - рекрутирование политической элиты  путем введения в состав выборного  органа новых членов без проведения  дополнительных выборов, путем  назначения сверху, а не конкурентной  электоральной борьбы.

     - опора (реальная или потенциальная)  на силу. Авторитарный режим может  не прибегать к массовым репрессиям  и пользоваться популярностью  среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

     - права и свободы граждан ограничены  главным образом в политической  сфере. Законы преимущественно  на стороне государства, а не  личности;

     - в обществе доминирует официальная  идеология, но проявляется терпимость  по отношению к другим идейным  течениям, лояльным к правящему  режиму;

     - политика монополизируется властью.  Деятельность политических партий  и оппозиции запрещена или  ограничена. Профсоюзы подконтрольны  власти;

     - государственный контроль не  распространяется на неполитические  сферы - экономику, культуру, религию,  частную жизнь;

     - обширный государственный сектор  жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует  в рамках рыночной экономики  и вполне уживается с частным  предпринимательством. Экономика может  быть как высокоэффективной, так  и малоэффективной;

     - осуществляется цензура над средствами  массовой информации, которым разрешается  критика отдельных недостатков  государственной политики при  сохранении лояльности по отношению  к системе;

     - при положительных результатах  деятельности режим может поддерживаться  большинством общества. Меньшинство  борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

     - режиму свойственны унитарные  формы государства с жесткой  централизацией власти. Права национальных  меньшинств ограничены.

     Слабые  стороны авторитаризма:

  • полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей,
  • отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола,
  • ограниченность политического выражения общественных интересов.

     Достоинства авторитарного режима:

  • высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок,
  • мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач,
  • преодолевать сопротивление политических противников.

     Каковы  же условия возникновения режима авторитарной власти?

  • Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени.
  • С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание наличной социально-классовой структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, <выбитых> из традиционных <гнезд> существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства.
  • В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к <восстановлению> социальной справедливости путем установления поголовного равенства. Рождается образ врага народа, в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса.
  • В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы - армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия.

     Наконец, решающим условием возникновения авторитаризма  является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что  обеспечивает возможность мирного  захвата власти определенной политической группировкой.

     Среди множества авторитарных порядков можно  выделить следующие их основные типы: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти4.

     Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических или семейных групп, а также правление первых лиц государства с их сплоченными политическими «командами». Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне. Но в отдельных случаях режимы этого типа могут представлять собой и результат эволюции легитимного режима.

     Достаточно  массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы. Они стали возникать после Второй мировой войны в развивающихся странах. Это был период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств. Военные оказывались в традиционных обществах наиболее сплоченной и просвещенной социальной группой, способной объединить общество на основе идеи национального самоопределения. Поведение военных после захвата власти было различным. В одних странах они отстраняли от власти коррумпированную гражданскую политическую элиту и проводили политику в интересах национального государства. В других случаях сами военные оказывались исполнителями воли более могущественных финансовых групп и государств.

     В современное время военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Такие политические порядки отличаются подавлением значительной части  политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции  и внутренней нестабильностью. Государственные  ресурсы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан. Заданные правила игры поддерживаются угрозами и принуждением, не исключающим использование  физического насилия.

     Военные режимы бывают трех видов:

     а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти;

     б) военные хунты, проводящие структурные  реформы;

     в) однопартийные режимы.

     Модели  национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы. В настоящее время такие системы характерны для ряда стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Они еще не обрели законченности, но уже явно демонстрируют стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения, этнизировать органы государственной власти, представить активность инонациональных групп населения как политическую оппозицию. В этих странах проводится негласная политика вытеснения инонациональных групп. В то же время в ряде стран отдельные круги оппозиции (в основном конкуренты в этнически господствующей среде) скатываются к применению методов политического террора. Отсутствие многих механизмов, способствующих либо ужесточению власти правящего режима, либо, напротив, сохранению баланса политических сил, вызывает особую нестабильность, чреватую возможностью обвального развития событий.

     Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации предприятий, отсутствие контроля за деятельностью государственных служащих.

     Наиболее  распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является госпредпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы. Государственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам, контролирующим принятие решений и  девальвирующим значение легитимных каналов  участия населения во власти. Корпоративное  перераспределение ресурсов, как  правило, исключает политические партии и другие специализированные группы интересов из процесса принятия решений.

     В 1990-х гг. в российском обществе сложился олигархически-корпоративный тип политической системы, при которой влияние на рычаги власти имели представители наиболее богатых кругов общества, крупного капитала. По официальному признанию властей, теневые, криминальные структуры контролировали более половины государственной экономики и частного сектора. Корпоративные принципы отношений элитарных групп качественно снизили влияние на власть идеологически ориентированных ассоциаций (партий), представляющих интересы различных широких слоев населения.

     Режимы  личной власти персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Это может привести к гражданской диктатуре, для которой характерна единоличная власть гражданского лица. Обычно такой личностью становится национальный лидер или лидер «группы по интересам», пришедший к власти с помощью государственного переворота. Он может либо проводить относительно самостоятельный политический курс, опираясь на собственную харизму, либо обслуживать интересы своих сторонников. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со стороны оппозиции.

Информация о работе Авторитарные политические режимы