Демократия: понятие формы признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:36, реферат

Описание работы

Одной из отличительных особенностей последнего десятилетия является расширение числа стран, осуществляющих переход к демократическим методам правления. В юридическом плане это находит выражение в закреплении в конституционном праве значительного числа государств институтов непосредственной демократии (выборов, референдума, народной законодательной инициативы). Данный процесс прослеживается в Восточной Европе, Латинской Америке, Африке, в государствах, образовавшихся после распада СССР. Указанные институты используются в различных странах по-разному. Если выборы, которые были предусмотрены уже в самых первых конституциях, стали привычной практикой для большинства государств, то иные формы непосредственной демократии применяются не повсеместно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие демократии …………………………………………………4
1.1 Понятие и признаки демократии…………………………………4
1.2 Принципы демократического правления………………………...8
1.3 Сущность демократии……………………………………………13
2. Формы демократии…………………………………………………..16
2.1 Плюсы и минусы каждой формы демократии …………………..18
Заключение……………………………………………………………...20
Список используемой литературы……………………………………22

Работа содержит 1 файл

Реферат Демокра́тия.docx

— 60.08 Кб (Скачать)

     Основные  принципы демократического режима

     Исходя  из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических  государств, можно выделить следующие  основные принципы демократического режима:

     Признание народа источником власти, сувереном  в государстве. Народный суверенитет  выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная  власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может  периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно  участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив  и референдумов.

     Участие граждан при формировании органов  власти, принятии политических решений  и осуществлении контроля за органами власти. Идеальной формой участия  была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная  воля были бы тождественны. Весь народ  непосредственно участвовал бы в  принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к  минимуму и находиться полностью  под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается  не возможной. В современных демократических  странах принцип участия граждан  реализуется через принцип их представительства. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих  представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень тех полномочий, которые граждане передают своим  избранникам и определяют меру ответственности  за принимаемые ими решения. В  пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.

     Носителями  представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные  органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители  исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных  классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируют невыборные органы исполнительной власти. Главным признаком всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.

     Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые  индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права  и политические свободы, в том  числе право на жизнь, свободу  и безопасность личности, на равенство  перед законом, на гражданство и  участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство  в личную и семейную жизнь и  т. д.

     Граждане  обладают большим объемом прав и  свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено -- разрешено».

     Политическое  равенство всех граждан. Этот принцип  означает, что каждый гражданин имеет  право быть избранным в органы власти и принимать участие в  выборах в избирательном процессе, если для этого нет ограничений  установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.

     Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной  власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие  демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных  выборов, исключающих всякое принуждение  и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны  на основе установленных законом  процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и  возможность для отзыва своих  представителей.

     Верховенство  закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство -- это  правовое государство. Правовое государство  в интересах гарантирования прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

     Четкое  разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции, которые  институционально рассредоточены. Судебная властъ имеет полномочия отменить как  решения законодательной, так и  исполнительной власти.

     Сформировались  и свободно, без вмешательства  государства действуют институты  и организации гражданского обществ  развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов  удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.

     Политический  плюрализм, многопартийность. Представительство  и защита большого спектра социальных интересов при демократическом  режиме осуществляются через многообразие политических партий. При демократическом  режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей  и за свое представительство в  органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам. В соответствии с  результатами выборов политические партии, на бравшие большинство голосов  избирателей, получают право формировать  органы власти и статуса правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Оппозиционные  партии должны пользоваться теми же политическими правами и свободами, как и находящаяся у власти правящая партия.

     Политический  плюрализм дополняется идеологическим плюрализмом. В обществе отсутствует  какая-то одна официальная бидеология. Многие идейные течения противостоят друг другу и свободно конкурируют  в борьбе за влияние и умы людей.

     Свобода слова, обеспечивающая возможность  выражать свое мнение, включая и  критику правительства, правящие режимы, господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто конкурирующие  между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.

     Полиция, спецслужбы и армия -- важные части  государственного аппарата выполняют  функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства  и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию  правопорядка принадлежат не армии  и спецслужбам, а полиции и  судам.

     Власть  в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений  преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается  применение средств массового насилия  и террора по отношению к населению  со стороны властей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Сущность демократии

          На сегодняшний день в политической  науке существует несколько основных  подходов к определению сущности  демократии:

     Первый  подход - этимологический, т.е. рассматривающий  происхождение и изначальное  значение термина "демократия". Дословно же "демократия" переводится с  греческого языка на русский как "народовластие", или, по сделанной  в XIX в. американским президентом А. Линкольном расшифровке, "правление  народа, избранное народом и для  народа". То есть, иначе говоря, согласно этому подходу, демократия - это форма  общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений  большинством. Но подобный подход к  пониманию природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом  греческом языке составляющее его  корень слово "демос" одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл  понятия "демократия" снова от нас ускользает. Кроме того, при  этом остается неясным, как конкретно  народ осуществляет свою власть при  народовластии? Какие условия должны быть для этого созданы? Должны ли при этом существовать какие-либо ограничения  власти народа?

     Второй  поход - нормативный - состоит в понимании  демократии как определенного идеала общественного устройства, основанного  на принципах свободы, равенства  и братства, выдвинутых Великой Французской  революцией. Сразу же бросающаяся  в глаза слабость данного подхода  состоит в том, что он не учитывает  оторванность любого идеала от реальной жизни общества (в реальности зачастую недостижимы даже формальная свобода  и равенство, а братство - вообще не политическая категория), противоречий, существующих между самими принципами свободы, равенства и братства (как  показывает исторический опыт, свобода  быстро сводит на нет равенство, а  равенство - свободу).

     Третий  подход - социально-политический - трактует демократию как массовое общественное движение за осуществление демократических  целей и идеалов. Как полагают специалисты по политической истории, оно возникло в Новое время в странах Европы под флагом борьбы с абсолютизмом за права третьего сословия, пережило несколько волн и продолжает действовать и поныне. Слабость этого подхода к пониманию природы демократии заключается в том, что остается неясной связь массового устремления к демократии, массовых движений под демократическими лозунгами с реальным достижением демократии. Как показывает исторический опыт, массовые движения под демократическими лозунгами (например, рабочее движение начала ХХ в. в России под руководством РСДРП) могут вести и к тоталитаризму.

     Четвертый подход - так называемая "гражданская  теория демократии" (российский политолог  В. Махнач и др.) - рассматривает ее не просто как власть большинства (толпы), а именно как власть сознательных, активных, цивилизованных и политически  культурных граждан. Главной проблемой  понимаемой таким образом демократии является то, что такие граждане, как правило, составляют меньшинство  общества.

     Пятый подход - негативный - рассматривает  демократию буквально как власть черни и толпы, власть людей с  низменными наклонностями, попирающими  все общественные устои (так, например, понимали демократию ее античные критики - Платон, Аристотель, Фукидид, так толкуют  ее некоторые современные правые и консерваторы). Слабость этого  подхода - в его очевидной односторонности, поскольку ни в одном социальном явлении, тем более таком сложном  и многогранном, нельзя видеть одни только отрицательные стороны.

     Шестой  подход - эмпирический (эмпирия - непосредственное чувственное восприятие событий  и явлений окружающего мира) - призывает отойти от рассмотрения идеальных  и несуществующих моделей демократии, и рассматривать ее такой, какая  она есть на самом деле. С позиций  этого подхода демократия представляется как форма правления, основанная на свободной и честной конкуренции  политиков в борьбе за власть с  добавлением еще некоторых признаков - подотчетность правительства парламенту, власть закона, открытость общества, уважение к частной собственности и правам граждан, и т.д.Слабость такого понимания демократии проявляется в том, что, несмотря на отвлеченный характер идеальных моделей демократии, определенный идеал все-таки нужен для того, чтобы на него можно было ориентироваться в реальной политической жизни и усовершенствовать действительность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формы демократии

     В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.

     1. Прямая демократия . В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредованных звеньев: народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе, известно, что народные собрания, как правило, собирались каждые девять лет для принятия важных решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собрания, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространение подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализованный процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа относительно своих представителей в органы государственной власти.

Информация о работе Демократия: понятие формы признаки