Демократия: понятие формы признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:36, реферат

Описание работы

Одной из отличительных особенностей последнего десятилетия является расширение числа стран, осуществляющих переход к демократическим методам правления. В юридическом плане это находит выражение в закреплении в конституционном праве значительного числа государств институтов непосредственной демократии (выборов, референдума, народной законодательной инициативы). Данный процесс прослеживается в Восточной Европе, Латинской Америке, Африке, в государствах, образовавшихся после распада СССР. Указанные институты используются в различных странах по-разному. Если выборы, которые были предусмотрены уже в самых первых конституциях, стали привычной практикой для большинства государств, то иные формы непосредственной демократии применяются не повсеместно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Понятие демократии …………………………………………………4
1.1 Понятие и признаки демократии…………………………………4
1.2 Принципы демократического правления………………………...8
1.3 Сущность демократии……………………………………………13
2. Формы демократии…………………………………………………..16
2.1 Плюсы и минусы каждой формы демократии …………………..18
Заключение……………………………………………………………...20
Список используемой литературы……………………………………22

Работа содержит 1 файл

Реферат Демокра́тия.docx

— 60.08 Кб (Скачать)

     Законодательство многих стран предусматривает: непосредственные формы участия граждан в законодательстве - референдум и инициативные движения.

     Референдум , который иногда называется плебисцитом (что в исследовательском переводе - народное решение), является прямым голосованием народа из важнейших государственных вопросов. Различают два вида референдумов. Одни из них являются своеобразным опросом, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 года был проведен референдум бывшего Советского Союза по поводу сохранения СССР в обновленном виде, в декабре того года 1991 г. - украинский референдум - о независимости Украины. Результаты референдумов второго вида имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995), разрешение разводов и абортов (Италия) и т.д.

     Инициатива - это процедура, средством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос, непосредственно на референдуме, либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума. К другим формам демократического участия, которые позволяют гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, обращения к властным структурам всех уровней и в СМИ .

     2. Представительная (репрезентативная) демократия . В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее называют делегированной демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в законах и решениях, которые принимаются. Между народными представителями и теми, кого они выражают, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.

     
 
 

  2.1 Плюсы и минусы каждой формы демократии .

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы  демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргументы ее неэффективности, указывая:

  • сложность принятия согласованных решений;
  • на недостаточную компетентность и на эмоциональную неуравновешенность народа;
  • на высокую степень манипульованости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;
  • на значительное распространение различных мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно, и дорого стоит, важной проблемой является низкий уровень  гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

Сторонники прямой демократии, напротив, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора  граждан, и критикуют представительную демократию за возможность возникновения определенных негативных моментов:

  • отрыв депутатов от народа и их бюрократизация;
  • приоритетное влияние на принятие решений сильных групп давления;
  • отчужденность рядовых депутатов от принятия решений;
  • рост влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;
  • на ослабление демократического контроля снизу.

Однако в представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя меняется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

Развитие современных  компьютерных технологий приносит новые  моменты в развитие современной  демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Во телематикой понимают соединение в единую сеть компьютер, телевизора и телефона . Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но у нее могут быть и свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности") может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о тех, кто голосовал.

Современные потребности  демократического развития требуют  сбалансированного соотношения  прямой и представительной демократии. Демократия является постоянным процессом  усовершенствования, так как современные  ее формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей  формой правления, за исключением всех других форм, которые время от времени  испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она  позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень  потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь.

Заключение

Демократия имеет  превосходства и недостатки, сильные  и слабые стороны. В противоположность  безоглядному политическому оптимизму, особенно ярко проявившемуся, к примеру, в СССР во второй половине 80-х годов, когда казалось, что демократия есть нечто высшее и окончательное, что  стоит только ее достигнуть и все  остальное приложится, следует признать, что демократия не путь, а «распутье», не достигнутая цель, а только лишь 
«промежуточный пункт».

Это - «опушка  леса с неизвестно куда расходящимися  тропинками». «Мы надеемся, что прямой путь еще не утерян; но в то же время  видим, что уводящие в сторону  перекрестные пути таят в себе великие  соблазны».

Своими широчайшими  возможностями и перспективами  демократия как будто бы вызвала  ожидания, которые она не в силах  удовлетворить. А своим духом  терпимости и приятия всех мнений она открыла простор в том  числе и для направлений, стремящихся  ее уничтожить. Другой она быть не может, ибо это - ее природа, ее преимущество. Но этим она могла удовлетворить  лишь некоторых, но никак не всех. У  людей всегда остается потребность  продолжать совершенствование до бесконечности  призрачного абсолютного идеала и никакой политической системой их не удовлетворить. Поэтому вопрос о том, может ли демократия смениться  другими формами имеет ясный  ответ: это случалось ранее, происходит сейчас и, в принципе, может произойти  в будущем.

Демократия всегда есть «распутье», так как она есть система свободы, система релятивизма, для которого нет ничего абсолютного. Демократия есть пустое пространство («опушка»), в котором могут развиваться  самые разнообразные политические стремления («тропинки»). Проявляемое  недовольство демократией в принципе можно трактовать, как усталость  людей от неопределенности, желание выбрать конкретный манящий путь, «тропинку» развития. Однако трудно дать однозначный ответ на вопрос «а не вернемся ли мы в конце концов снова на опушку?». На данный момент мы более всего склонны соглашаться с известным высказыванием Черчилля: «демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество пока не придумало». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1) Политика и право – «Монархия» - стр. 29-31-А. Ф. Никитин.

2) Политика и право – «Демократия» –стр.37-39. – А. Ф. Никитин.

3) Скакун О. Ф. – Теория государства и права: Учебник. Харьков: Консум; Ун-т внутренних дел, 2000. – 704 с.

4) Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., «Наука», 1991.

5) Новгородцев П.И. Сочинения. М., «Раритет», 1995.

6) Брайс Д. Современные демократии. М., «Прогресс», 1992.

7) Кельзен Х. О сущности и значении демократии. М., «Проспект», 1996.

Информация о работе Демократия: понятие формы признаки