Государство, формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:01, реферат

Описание работы

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных политическом отношении сил.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование понятия «государство»
1.1 Термин «государство», его значение и понимание в современной литературе
1.2 Исторические пути возникновения государства
1.3 Исторические формы «государства»
Глава 2. Формы государственного правления современных государств
2.1 Признаки современного государства
2.2 «Традиционные» формы государственного правления
2.3 Российская Федерация: пути развития государственного правления
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат..docx

— 50.61 Кб (Скачать)

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры  рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его  функциях. К внутренним функциям относились: охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения, и профилактики; идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Общесоциальные  функции рабовладельческое государство  осуществляло в той мере, в какой  они соответствовали интересам  господствующего класса.

Формой  организации рабовладельческой  государственной власти были унитарные  монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она  пришла на смену республиканской  форме правления, и долгое время  несла на себе ее черты. Но в III в. Древний  Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская  форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов  государства участвовало все  свободное население. Второй вид  — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах  высших органов государственной  власти принимали участие представители  крупной военно-земельной аристократии.

В императорский  период рабовладельческое право  Рима достигло наивысшего развития. В  это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования  соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права  и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной  собственности. Оно пережило рабовладельческую  эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права. Пройдя период своего становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство. На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, неизвестных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства  выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность  на крепостных крестьян. Феодальная собственность  на землю служила основой социального  неравенства.

Основными классами общества были феодалы и  крепостные крестьяне. Вместе с тем  существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Феодальное  государство было орудием диктатуры  феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд  стадий: децентрализованной феодальной раздробленности; усиления централизации  и установления сословно-представительной монархии; централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

В государственный  аппарат феодального государства  входили войско, отряды полиции и  жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды. Доминирующей формой феодального государства  была монархия различных видов. Республиканская  форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.). ……На последнем этапе в недрах феодального  общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых  отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций.

Россия  была феодальным государством с древних  времён до 1861 года, когда сеньоре-вассальные отношения регулировались крепостным правом.

Но вскоре и феодализму пришёл конец. Начали всерьёз  задумываться о создании сверх идеального государства, в котором главное место будет занимать человек. Его назвали социалистическим. Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе содержатся во многих мировых религиях, в частности христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основы  учения о государстве диктатуры  пролетариата заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Широкий демократизм пролетарского  государства основан на системе  Советской власти, при которой  буржуазный парламентаризм заменяется пролетарским, основанным на производственном принципе выборности депутатов, их сменяемости  в любое время. Избираемые депутаты наряду с представительными (законодательными) функциями осуществляют и функции  исполнительные. Иначе говоря, т.н. разделение властей, за которое так ратуют современные  буржуазные идеологи, прекращает свое существование, но его место приходит ответственность единого государственного органа за принятие и исполнение решений. ……Пролетариат берет общественную власть и обращает силой этой власти, ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность  всего общества. Этим актом он освобождает  средства производства от всего того, что до сих пор было им свойственно  в качестве капитала, и дает полную свободу развитию их общественной природы. Отныне становится возможным общественное производство по заранее обдуманному  плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных  общественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия общественного  производства, отмирает политический авторитет государства. …….Политический переворот октября 1917 года положил  начало переходному периоду диктатуры  пролетариата в нашей стране. В  последующем в СССР боролись противоположные  тенденции: реставрации капитализма, с одной стороны, и развития диктатуры пролетариата, с другой. Эта борьба закончилась откатом в капитализм.

На протяжении всего существования государства  оно характеризовалось разнообразными формами и способами существовании. В одни времена государство существовало для человека, а в другие - человек  для государства.

 

 

Глава 2. Формы государственного правления  современных государств. 

2.1 Признаки современных государств

Государства разных исторических эпох и народов  мало схожи между собой. И все  же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей  степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою  достаточно размыты. Общими для государства  являются следующие признаки:

1) Наличие  публичной власти (совокупность  аппаратов управления и подавления). Государственную власть в обществе  осуществляет особый слой людей,  которые наделены государственно-властными  полномочиями.

2) Административно-территориальная  организация населения. Смысл  — в наилучшей (рациональной) организации государственной власти  и управления на занимаемой  территории.

3) Население.  Характеризует принадлежность людей  к данному обществу и государству  (реализуется через институт гражданства).

4) Государственный  суверенитет. Независимость государственной  власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри или за пределами страны, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно  и свободно решать все государственные  дела. Государственный суверенитет  имеет две стороны: внешнюю  (самостоятельность и независимость  во внешних делах страны, недопустимость  вмешательства во внутригосударственные  дела извне, кроме ограниченного  числа случаев, предусмотренных  международным правом), и внутреннюю (исключительное право на законодательство, на управление и юрисдикцию  внутри страны в пределах всей  государственной территории). Суверенитет  может быть формальным, когда  он провозглашается юридически  и политически, а фактически  не осуществляется в силу зависимости  от другого государства, диктующего  свою волю. В некоторых случаях  можно говорить об ограничении  государственного суверенитета, которое  может быть добровольным и  принудительным.

5) Налоговая  система – общеобязательные и  безвозмездные платежи, взыскиваемые  в установленных размерах и  в определенные сроки. Налоги  необходимы для содержания государственного  аппарата, поддержания обороноспособности  государства, развития науки и  культуры, социальной защиты населения.

6) Государственная  территория — часть земного  шара, находящаяся под суверенитетом  определенного государства. В  ее состав входят: суша с ее  недрами, водные территории, а  также лежащие над сушей и  водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды. Находящиеся под сухопутной и водной территорией нефа являются принадлежностью данного государства до технически доступной глубины. В воздушное пространство входит тропосфера, стратосфера, а также значительная часть вышележащего пространства (приблизительно до высоты 100км). Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами — продолженными в натуре или воображаемыми линиями на земной и водной поверхности, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

7) Правотворческая  деятельность, реализующая тесную  связь государства с правом. Законодательство - это особые социальные нормы,  закрепленные в издаваемых государственной  властью нормативно-правовых актах:  законах, указах, постановлениях. Такие  нормы называются юридическими, а систему, их содержащую, принято  называть законодательством.

8) Государственные  символы – герб, флаг, гимн.

9) Монополия  на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон  государственного принуждения простирается  от ограничения свободы до  физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших  ценностей, каковыми являются  жизнь и свобода, определяет  особую действенность государства,  имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. д.), а также органы  — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

10) Обязательность  членства в государстве. В отличие,  например, от такой политической  организации, как партия, пребывание  в которой добровольно и необязательно  для населения, государственное  гражданство человек получает  с момента рождения.

11) Претензия  на представительство как целого  и защиту общих интересов и  общего блага. Ни одна другая  организация, кроме разве что  тоталитарных партий — государств, не претендует на представительство  и защиту всех граждан и  не обладает для этого необходимыми  средствами.

Это признаки государства-идеала. По отдельности  они присутствуют у большинства  современных государств, но собранными воедино – таких государств не существует.

Определение общих признаков государства  имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для  международного права. Государство  — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации  признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном  международном праве выделяются 3 минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные  выше признаки отмечают государство  от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь  с обществом, факторы, лежащие в  основе его возникновения и эволюции.

Государство — одно из самых совершенных, сложных  и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной  нам истории народов — это  полная драматизма картина, повествующая о формировании, столкновениях и  гибели государственных образований, об изощренной борьбе за власть, в которой  люди не щадили ни себе подобных , ни самих  себя.

С первых и до последних дней своей жизни  человек в большей или меньшей  степени зависит от государства, призванного защищать его права  и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил. Возникший еще в античных государствах, исполненный трагизма конфликт между  стремящейся к свободе человеческой личностью и жестокими ограничениями, налагаемыми на нее государством и обществом, не разрешен и по сей  день.

2.2 «Традиционные»  формы государственного правления

Каждое  государство в современном мире отличается от других целым набором  специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его  исторической эволюции, степени остроты  социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно подразделить на два самых  общих типа: монархия и республика.

Информация о работе Государство, формы правления