Государство, формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:01, реферат

Описание работы

Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и «обреченного» взаимодействовать с другими людьми.
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных политическом отношении сил.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование понятия «государство»
1.1 Термин «государство», его значение и понимание в современной литературе
1.2 Исторические пути возникновения государства
1.3 Исторические формы «государства»
Глава 2. Формы государственного правления современных государств
2.1 Признаки современного государства
2.2 «Традиционные» формы государственного правления
2.3 Российская Федерация: пути развития государственного правления
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат..docx

— 50.61 Кб (Скачать)
 

Реферат 
 
 
 
 

Государство, его основные признаки. Формы правления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов

2012 
 
 

Содержание 

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование понятия  «государство»

1.1  Термин  «государство», его значение и  понимание в современной литературе

1.2  Исторические  пути возникновения государства

1.3  Исторические  формы «государства»

Глава 2. Формы государственного правления  современных государств

2.1 Признаки  современного государства

2.2 «Традиционные»  формы государственного правления

2.3 Российская  Федерация: пути развития государственного  правления

Заключение

Список  использованных источников и литературы

 

 

Введение 

Во все  времена, а в наши дни особенно, политика оказывает, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей  и целых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации. Как отмечал  величайший ум античности Аристотель, политика коренится в природе  человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в  коллективе, обществе и «обреченного»  взаимодействовать с другими  людьми.

Политические  знания и культура нужны сегодня  любому человеку, независимо от его  профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими  людьми и государством. Без обладания  такими знаниями личность рискует стать  разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования  и порабощения со стороны более  активных политическом отношении сил.

Массовая  политическая грамотность необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как  искусства совместного цивилизованного  проживания людей в государстве  — забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Как отмечает руководитель Академии политического образования ФРГ  Т. Майер, «там, где политическое образование  отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое  общественное внимание. Ненужным же оно  не будет никогда».

Овладение гражданами основами политической науки  и демократической культуры —  одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России.

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики.

Форма государства характеризуется взаимосвязью трех структурных элементов: политического  режима, формы правления и формы  государственного устройства.

Цель  данной работы раскрыть существующие формы правления государства.

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование понятия  «государство» 

1.1  Термин  «государство», его значение и  понимание в современной литературе

В современном  мире существует огромное множество  значений понятия «государства». Современная  наука, постоянно двигаясь вперед, не может позволить себе остановиться на чем-то одном. Сам термин «государство»  обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство  понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически  организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все  предоставляемое им общество.

Примерно  до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства  применялись многие конкретные термины: «полития», «княжество», «королевство», «правление» и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной  власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием  реальной организации государства.

Четкое  разграничение государства и  общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями  либерализма. В них эти понятия  разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально  в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем  для защиты своей безопасности и  естественных прав договорным путем  создали специальный орган —  государство. В современной науке  государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими  организациями: партиями, профсоюзами  и т. д.

Государство, в теории права, это способ организации  общества, основной элемент политической системы, организация публичной  политической власти, опирающаяся на средства и меры принуждения. Как  управляющая обществом система  государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для  реализации своих полномочий — государственный  механизм, государственный аппарат. В конституционном праве под  понятием государства подразумеваются  все официальные властные органы власти (правительство, парламент, суды), действующие в масштабе страны или  территориально-политической единицы  с местными представителями властных органов. В международном праве  государство является основным участником международных отношений, включает политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным качеством государства является его суверенитет. Государство имеет определенную форму правления (монархия, республика), по форме государственного устройства может быть унитарным или федерацией.

В данной работе под государством мы понимаем: сложный институт для осуществления  государственной власти. Выделяют следующие  типы государств: республика, монархия. В последующей работе мы более  подробно остановимся на них.

Однако  не сразу государства пришли к  перечисленным выше формам. Исторический путь рождения государства к современным  формам долог и тернист.

1.2  Пути  возникновения государства

государство форма правления

Государство в его современных формах сложилось  в ходе длительного исторического  развития. Предшественниками государственных  институтов были догосударственные  формы социальной саморегуляции, самоорганизации  человеческих сообществ. Долгое время  вполне эффективно регулировали отношения  между людьми, скрепляли человеческие сообщества, делая их способными к  совместной деятельности и взаимной поддержке, традиции, нормы, обычаи, которые  поддерживались авторитетом старейшин  и мнением всех членов племени, рода, патриархальной семьи.

Возникло  государство не сразу: постепенно от общества обособились институты  политического руководства, которым  шаг за шагом передавались функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Наиболее важной причиной, вызвавшей усложнение системы социально-политического  руководства, стало развитие хозяйственной  деятельности человека. Она породила более развитые формы кооперации и организации совместной деятельности, способствовавшие повышению эффективности  труда людей и появлению избыточного  продукта. Поначалу незначительное, но с течением времени все более  явное имущественное расслоение привело к необходимости создания специфических норм, правил и структур, регулировавших имущественные отношения. Учащавшиеся столкновения между  численно возросшими племенами из-за плодородных земель, охотничьих территорий и т.д. вызывали необходимость сохранять  достояние племени и увеличивать  его за счет других с помощью специально для этого созданной вооруженной  силы.

Уже первые институты политического руководства, самой логикой жизни поставленные над обществом, отделенные от него и  опиравшиеся на профессиональную вооруженную  силу, получили известную независимость  и самостоятельность. У них стали  формироваться свои интересы, далеко не всегда совпадавшие с интересами индивида, рода, племени. Возникновение  этих институтов дало примитивным обществам мощный стимул развития, но одновременно и усложнило процесс принятия решений в сфере управления. Усиление имущественного неравенства, а также укрепление все более отдалявшихся от общества органов политического руководства обостряли соперничество за контроль над ними между различными группами людей, объединенных сходными социальными интересами. По мере развития общества на основе этих групп формировались социальные классы, занимавшие различные позиции в системе властных отношений.

 Кроме  общих причин возникновения государства,  можно выделить ряд факторов, также ускорявших появление государственных  структур и придававших им  определенную специфику. К ним  относятся завоевания и необходимость  создания механизма власти для  сохранения покорности порабощенных; наличие внешней угрозы, требовавшей  создания вооруженных формирований  и регулярного сбора средств  на их содержание; необходимость  проведения крупных хозяйственных  работ, немыслимых без мобилизации  значительных материальных и  человеческих ресурсов и создания  аппарата для их рационального  распределения и использования.

Повышение частоты и периодичности контактов  между различными сообществами людей  усиливало их взаимное влияние друг на друга, на их уклады жизни и системы  правления. Достаточно вспомнить, сколь  мощным стимулом для образования  государства у германских, кельтских  и других племен стало их близкое  знакомство с античными Грецией  и Римом. После завоевания Древнего Рима в варварских племенных союзах процесс образования государств пошел гораздо быстрее. Они позаимствовали у покоренной империи не только многие институты и правовые нормы, но и  внешнюю атрибутику, символы власти, часть которых сохранилась до наших дней. Такие понятия, как  «царь», «август», «империя», «императорский», пришли во все европейские языки  из латыни.

Дополнительным  импульсом для возникновения  государственных структур могли  служить и конфликты этнически  разнородных сообществ. Ведь в ходе завоеваний господствующее племя обычно превращало завоеванные племена, принадлежавшие к иным этносам, в своих рабов, и понадобились особые институты, регулировавшие отношения между ними. Рабовладельческие  государства складывались прежде всего  там, где шел постоянный приток иноплеменных пленников, которых нужно было держать  в подчинении.

Однако  сохранение и упрочение власти господствовавших в том или ином сообществе социальных групп было хотя и важной, но отнюдь не единственной задачей государства. Разумеется, в течение длительного  времени классовая борьба оказывала  огромное воздействие на содержание деятельности государственных институтов, на типы и формы государственных  образований. Вместе с тем государство  всегда выполняло важные и для всего общества функции — организационно-хозяйственную, политического управления, защиты от внешней угрозы, культурно-идеологическую.

 В  ходе исторического развития  сфера деятельности государства  постоянно расширялась. В соответствии  с главной своей функцией государство  всегда выступало и выступает  в качестве арбитра и активного  участника отношений между основными  социальными группами, стремясь  не допускать опасного для  общества обострения социальных  конфликтов и решать их мирными  политическими средствами. Усложнение  хозяйственных связей, необходимость  обеспечения нормального функционирования  экономики, от которого зависит  благосостояние общества, потребовали  от государства постоянного участия  в регулировании и этой сферы  жизнедеятельности людей, гибкого  реагирования на сбои в экономическом  механизме. Кроме того, оно оказывает  прямое или опосредованное воздействие  на систему образования, СМИ,  от него во многом зависит  состояние системы здравоохранения,  науки, культуры.

 Наконец,  в условиях усиления взаимозависимости  современного мира, когда события,  происходящие в одной стране  влияют на обстановку в целом  регионе, а это в свою очередь  оказывает воздействие на весь  ход мировых событий в огромной  мере возрастает значение внешней  функции государства. 

1.3 Исторические  формы «государства»

Первые  государства зародились ещё в VIII-VII веке до н.э. Самое первое появилось  в Древнем Египте. Все государства  того времени были рабовладельческими. Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления  частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие  государства были созданы в Греции (VIII — VI вв. до н. э.) и в Древнем  Риме (VI в. до н. э.).

Основные  классы рабовладельческого общества —  рабовладельцы и рабы. Помимо них  существовали социальные прослойки  — ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но, будучи неимущими, так же, как и рабы эксплуатировались  рабовладельцами. Между рабами и  рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений — восстаний.

Информация о работе Государство, формы правления