Форма государства( форма правления ,форма государственного устройства , политический режим)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности , характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Содержание

I. Введение.
1. Форма государства( форма правления , форма государственно-
го устройства , политический режим ).
II. Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III. Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV. Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V. Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI. Заключение.
VII. Библиография.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА(формы гос)№1.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

                         КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

      По предмету  : ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

      На тему : “ФОРМА  ГОСУДАРСТВА( форма  правления ,

      форма государственного  устройства , политический  ре-

      жим”. 
 

           

                       
 
 
 
 
 

                                         ОГЛАВЛЕНИЕ. 
 
 

    I. Введение. 

       1. Форма государства(  форма правления  , форма государственно-

           го  устройства , политический режим  ). 

    II. Форма правления. 

        2.1. Монархия 

        2.2. Республика 

    III. Форма государственного устройства. 

         3.1. Унитарное

         3.2. Федеративное

         3.3. Конфедеративное 

    IV. Форма политического режима. 

          4.1. Антидемократический

          4.2. Демократический 

    V. Причины и особенности изменения  форм государственного и 

         политического режима. 

    VI. Заключение. 

    VII. Библиография. 

                                          
 
 

                          

                                                  Введение

                  

                         

    Для постижения такого сложного социального  института , как государство в  отечественной теории государства  и права особое место выделяется изучению формы государства .

    Для изучения формы государства , раскрытие  ее роли в политических процессах  чрезвычайно важное значение приобретает  подход  к форме как к организации  содержания .Понятие “организация”  предполагает выяснение своеобразия  внутренних аспектов формы с точки  зрения принципов объединения взаимодействующих  элементов целого в системе , а  также внешнего выражения этих принципов  в деятельности как элементов  системы , так и всей системы в  целом ( по отношению к другим системам).Посредством  такого подхода в общей теории государства и права открывается  возможность не только решения новых  проблем , но что не менее важно , также и возможность нового подхода  к традиционным , “старым “ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства  следует обратить внимание на следующие  аспекты.

    Во - первых , форма в связи с сущностью  государства как общественного  явления .В данном аспекте под  формой государства понимается специфический  способ выражения сущности, система  органов , “машина” ,  посредством  которой осуществляется классовое  господство в противоположность  неклассовым , неполитическим ,негосударственным  способам .Существование государственной  власти находит свое отражение в  ее органах , армии , администрации , судьях и других учреждениях , которые составляют специфическую и постоянную  форму  бытия государства .

    Во-вторых , форма в ее непосредственной связи  явлением ( как обнаружение сущности  проявление ее вовне ).В соотношении  “форма--явление”  выступает внешняя  форма государства  , т.е. проявление вовне определенной  его организации (устройства) . Различают организацию  верховных органов власти ( монархию , республику ) , взаимоотношение органов  классовой власти с населением , территориальную структуру  государственной  власти .

    В третьих , форма в соотношении  форма - содержание выступает внутренняя форма государства как форма  вполне определенного , данного классового содержания. “Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах организации властвования , в которых выражается специфика классового господства определенного типа на определенных этапах его развития .  Эти принципы неповторимы , они коренятся в социально-экономической системе . Вместе с ликвидацией экономического и политического господства исторически определенных классов ликвидируются и соответствующие принципы организации государственной власти. В аспекте “форма-содержание” выражается также и политический режим как внутренняя форма государства , охватывающая главным образом две стороны : механизм государства ( внутренняя структура власти , связь элементов власти в данной государственной системе) и функции государства ( методы и формы осуществления функций данной государственной власти).

    “Форма - содержание” индивидуализирует  каждое конкретное государство , которое  существует в пространстве и времени  в единстве содержания  и формы . Внутренняя форма всегда содержательна , она сама есть момент содержания государства  и как таковая непосредственно  и органически связана с сущностью  государства в данном историческом этапе его развития . Внутренняя форма по отношению к внешней  форме государства выступает  как определяющая специфику ее содержания , т.е. играет  роль взаимосвязи сущности , содержания и формы государства.

      “Форма-содержание” имеет общее  с чисто внешней формой-явлением”:  она изменчива , текуча , соответствует  изменяющемуся непрерывно содержанию  государства. Поэтому в рамках  исторических типов государства  возможны вариации внутренней  формы сообразно объективным  условиям господства исторически  определенных классов. кроме того , политический режим , как внутренняя  форма государства, имеет внешнюю  оболочку , которая может рассматриваться  в качестве внешней формы .

    Четкого  соотношения  между  типом  и  формой государства нет . С одной  стороны  в  пределах  государства  одного и того же типа могут  встречаться  различные формы  организации  и деятельности государственной  власти, а с другой стороны государства  различного типа могут обличаться в  одинаковую форму . Своеобразие конкретной формы  государства  любого исторического  периода определяется прежде всего  степенью зрелости общества и государственной  жизни , задачами и целями , которые  ставит перед собой государство. Другими словами , категория формы  государства непосредственно зависит  от его содержания и определяется  им.

    Серьезное влияние на форму государства  оказывает культурный уровень народа , его исторические традиции , характер религиозных мировоззрений , национальные особенности , природные условия  проживания и другие факторы . Специфику  формы государства определяет также  характер взаимоотношений государства  и его органов с негосударственными организациями  партиями , профсоюзами , общественными  движениями , церковью и другими организациями ).

    В юридической науке форма государства  анализируется по преимуществу  как внешняя форма сущности , содержания и явления государства . Под формой государства понимается обычно его  организация, выступающая в единстве формы правления , формы государственного устройства и политического режима, т.е. соответственно основным , узловым  моментам этой организации. Таким образом  можно дать следующее  краткое  определение формы государства :

        ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.

    В различных странах государственные  формы имеют свои особенности , характерные  признаки , которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии  . Вместе с тем форма существующих государств , особенно современных , имеет  общие признаки , что позволяет  дать определение  каждому элементу формы государства. 
 
 
 
 

                                      II. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ. 

    Форма  правления представляет собой структуру  высших органов государственной  власти , порядок их образования  и распределение компетенции  между ними .

    Форма государственного правления дает возможность  уяснить:

  • как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами ;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны ;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина .

    По  указанным признакам формы государственного правления подразделяются на :

  • монархические ( единоличные , наследственные )
  • республиканские ( коллегиальные , выборные )

                                             2.1. Монархия    

    Монархия - это такая форма правления , при  которой верховная власть единолична и переходит , как правило , по наследству.

    Основными признаками классической монархической  формы управления являются :

    • существование единоличного главы государства , пользующегося своей властью пожизненно ( царь , король , император , шах ) ;
    • наследственный порядок преемственности верховной власти ;
    • представительство государства монарха по своему усмотрению ;
    • юридическая безответственность монарха .

    Монархия  возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала  основной формой государственного правления . В буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления .

    В свою очередь монархия делится на :

  • абсолютную
  • ограниченную ( парламентскую )
  • дуалистическую
  • теократическую
  • парламентскую

    Абсолютная  монархия - такая форма правления , при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу .

    По  формуле Петровского воинского  устава - “ самовластный монарх , который  никому на свете о своих делах  ответу дать не должен“. Основным признаком  абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов , ограничивающих компетенцию монарха . Возникновение абсолютизма связано  с процессом зарождения  буржуазных отношений и начинающимся процессом  разложения феодализма и старых феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся  ликвидация или полный упадок сословных  представительных учреждений , юридически неограниченная власть монарха , наличие  в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции  и развитого бюрократического аппарата .

    Власть  в центре и на местах принадлежит  не крупным феодалам, а   чиновникам , которые могут назначаться и  увольняться монархом. Государственное  вмешательство в частную жизнь  в эпоху абсолютизма приобретает  более цивилизованные формы , получает юридическое  закрепление , хотя  по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории такими странами были Россия XVII - XVIII века и  Франция до революции 1789 года.

    Конституционная монархия представляет собой такую форму правления , при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом . Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию .

    Как форма правления , конституционная  монархия возникает в период становления  буржуазного общества . Формально  она не  утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и  до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).

    Конституционная монархия характеризуется следующими основными признаками :

  • правительство формируется из представителей определенной партии ( или партий ), получивших большинство голосов на выборах в парламент ;
  • лидер партии , обладающий наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ;
  • в законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической;
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ;
  • правительство согласно конституции несет ответственность не  перед монархом , а перед парламентом .

Информация о работе Форма государства( форма правления ,форма государственного устройства , политический режим)