Форма государства( форма правления ,форма государственного устройства , политический режим)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности , характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Содержание

I. Введение.
1. Форма государства( форма правления , форма государственно-
го устройства , политический режим ).
II. Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III. Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV. Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V. Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI. Заключение.
VII. Библиография.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА(формы гос)№1.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

    Вместе  с тем можно выделить наиболее общие черты , которые характерны  для большинства федеративных государств:

              1. Территория федерации  состоит из территорий ее отдельных  субъектов : штатов , кантов , земель , республик и т.д.

  1. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .
  2. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции , имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы .
  3. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц .
  4. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата , представляющая интересы членов федерации.
  5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США , Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).

    Федерации строятся по территориальному и национальному  признаку , который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру государственного устройства .

    Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации характеризуются более  сложным государственным устройством . Основное различие между территориальной  и национальной федерацией состоит  в различной степени суверенности их  субъектов . Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к  высшим государственным органам  членов федерации . Национальное государство  ограничивается суверенитетом национальных государственных образований . 

                                               3.3. Конфедерация  

    Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств , созданный  для обеспечения общих интересов.

    При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации  сохраняют  свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних делах .

    В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :

  • конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , в отличии от федерации ;
  • конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов , единого государственного бюджета ;
  • сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во  временном союзе ;
  • государства могут договориться о единой денежной системе ,  о единых таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

    Как правило конфедеративные государства  не долговечны , либо они распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867 ) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация . 

                              1.Формы государственного режима 

    Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов  осуществления власти государством .

    Государственный режим - важнейшая составная часть  политического режима , существующего  в обществе . Политический режим -понятие  более широкое , поскольку оно  включает в себя не только методы государственного властвования , но и характерные  способы деятельности негосударственных  политических организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).

    Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому  основным критерием классификации  государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления  государственной власти . Для рабовладельческих  государств характерны и деспотия и  демократия ; для феодализма - и неограниченная власть феодала , монарха и народное собрание ; для современного государства - и тоталитаризм , и правовая демократия .

    Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует . В том  или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования . Тем не менее можно выделить наиболее общие  черты , присущие той или другой разновидности  государственного режима. 

                               4.1. Антидемократические режимы  

    Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками :

  • определяет характер государственной власти - это соотношение          государства и личности ;
  • антидемократический режим характеризуется полным( тотальным ) контролем государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой , политикой , идеологией , социальным , культурным и национальным строением ;
  • ему свойственно огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов , молодежных , спортивных и др. );
  • личность в антидемократическом государстве фактически   лишена каких-либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях ;
  • реально действует примат государства над правом , что является следствием произвола , нарушением законности , ликвидации правовых начал в общественной жизни ;
  • всеохватывающая милитаризация общественной жизни ;
  • игнорируют интересы государственных образований , особенно  национальных меньшинств ;
  • не учитывает особенностей религиозных убеждений населения .

    Антидемократический режим может устанавливаться  как при  монархической , так и  при республиканской форме правления ,однако , будучи отрицанием принципов  парламентаризма , он  не согласуется  с парламентарной монархией и  республикой . Приводя к сильной  централизации государственной  власти , авторитарный режим не соглашается  с буржуазным федерализмом. 

                                        4.2.Демократический режим 

    Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования  власти , которые реально обеспечивают свободное развитие личности , фактическую  защищенность ее прав , интересов .   Конкретно режим демократической  власти выражается в следующем :

  • режим представляет свободу личности  в экономической сфере , которая составляет основу  материального благополучия  общества ;
  • реальная гарантированность прав и свобод граждан , их  возможность выражать собственное мнение о политике государства , активно участвовать в культурных , научных и других общественных организациях ;
  • создает эффективную систему прямого воздействия населения   страны на характер государственной власти ;
  • в демократическом государстве личность защищена от  произвола , беззакония , так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия ;
  • власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства ;
  • основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм ;
  • государственный режим базируется на законах , которые отражают объективные потребности развития личности и общества .

    История знает различные формы демократических  режимов. Наибольшее распространение  в настоящее время получил  режим парламентской демократии , основанный на передаче власти парламенту . Так же существует либерально-демократический режим. 
 

            V.Причины и особенности изменения форм государственного и

                                          политического режима

            

    Политические  формы современных государств складывались в течении нескольких столетий . Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества , его базисом . Большое влияние  на форму государства оказывают  исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании , Швеции , Японии и  других странах ), условия образования  государства ( федеративная форма государства  США , Швейцария ) , равно как и  особенности современного развития данной страны и ее международного положения.

    Разнообразие  форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы , когда на политической карте  мира появился ряд молодых суверенных государств . Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации  государственных форм.

        Понятие исторического типа связывается  с установлением законо -

        мерной  зависимости классовой сущности государства и права от

        экономических отношений , которые господствуют в  классовом 

        обществе  на определенном этапе его развития . 
     

                                       Заключение. 

    Рассмотренные три стороны формы государства ( форма правления , форма государственного устройства , политический режим ) хоть и различны , но все же относятся  к одному явлению ,они обладают единством , органически связаны между собой , взаимообусловлены в их признаках . В зависимости от конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться вокруг той  или иной стороны формы организации  государственной власти . Так , к  примеру , истории известны случаи напряженной  борьбы за республику , против монархии , т.е. за изменение формы правления . В послевоенные годы такая борьба развертывалась в Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран Арабского Востока . В определенных случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства .

    Таким образом , взятые в единстве три организации  государственной власти образуют форму  государства . В процессе развития государства  имеется диалектическая взаимозависимость  всех сторон проявления его содержания и всех граней устройства и организации  этого содержания . Однако и в различных конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного государства может переходить от одной стороны его организации к другой .

    В ходе исторического развития государства  содержание его меняется  быстрее , чем форма , которая , несмотря на ее активную служебную  роль , является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и  старой формой государства . Это противоречие решается в пользу в конечном счете  в пользу содержания государства : форма  претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти .

    С научной точки зрения невозможно такое положение , при котором  форма государства оставалась бы неизменной , несмотря на изменение  содержания этого государства . Форма  государства обслуживает вполне определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания . В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы , процесс ее постоянного обновления , диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти. 
 

                                 VII. Библиография  
 

    1 ) Хропанюк В.Н. - “Теория государства  и права “ Москва 1993 г.

    2 ) Общая теория права “ Учебник  Москва 1993 г.

    3 ) “Государственное право буржуазных  и освободившихся стран” 

          Учебник Москва 1988 г.

    4 ) “Общая теория права и государства  “ Учебник Москва 1994 г.

    5 ) Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория  государства и права “ 

       1997 г.

    6 ) Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев   “Государственное

       ( конституционное ) право Российской  Федерации” 1997 г.

    7 )Теория права и государства  .// Под редакцией Венгерова А.Б. 

Информация о работе Форма государства( форма правления ,форма государственного устройства , политический режим)