Форма государства( форма правления ,форма государственного устройства , политический режим)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности , характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Содержание

I. Введение.
1. Форма государства( форма правления , форма государственно-
го устройства , политический режим ).
II. Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III. Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV. Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V. Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI. Заключение.
VII. Библиография.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА(формы гос)№1.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

    Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию , Данию и др.

    При дуалистической монархии  государственная власть носит двойственный характер . Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .

    В некоторых государствах монарх возглавляет  не только светское, но и религиозное  управление страной . Такие монархи  носят название теократические ( Саудовская Аравия ).

    Такова  краткая характеристика основных разновидностей монархической формы государственного правления .

        1. Республика

    Республика - это такая форма правления , при  которой верховная власть осуществляется выборными органами , избираемыми  населением на определенный срок .

    Общими  признаками республиканской формы  правления являются :

  • существование единоличного и коллегиального главы государства ;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти ;
  • осуществление государственной власти не по своему велению , а по поручению народа ;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях , предусмотренных законом ;
  • обязательность решений верховной государственной влас-          
  • ти.

    Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве . По мере развития общественной жизни  она видоизменялась , приобретала  новые черты,  все больше наполнялась  демократическим содержанием .

    Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления . В свою очередь они делятся по форме  государственного устройства на :

  • парламентарные
  • президентские

    Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту .

    В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов , принадлежащих  к тем партиям , которые располагают  большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом  в своей деятельности   . Оно  остается до тех пор у власти , пока в парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство  членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу  государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских  выборов .

    Как правило , глава государства в  подобных республиках избирается парламентом  либо специально образуемой парламентской  коллегией . Назначение парламентом  главы государства является главным  видом парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура  избрания главы государства в  современных парламентарных республиках  неодинакова . В Италии , например , президент  республики избирается членами обеих  палат на их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой области , избранных областным советом . В  федеративных государствах участие  парламента в избрании главы государства , также разделяется с представителями  членов федерации . Так в Германии президент избирается федеральным  собранием , состоящим из членов бундестага , и  такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на началах пропорционального  представительства . Выборы главы государства  в парламентарной республике могут  осуществляться и на основе всеобщего  избирательного права , что характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.

    Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями : обнародует законы , издает декреты , назначает главу  правительства , является верховным  главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

    Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета министра , канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство , которое  осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед  парламентом . Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то , что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством , когда оно пользуется доверием парламента.

    Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными  финансовыми полномочиями , поскольку  он разрабатывает и принимает  государственный бюджет , определяет перспективы  развития социально-экономического развития страны , решает основные вопросы  внешней , в том числе оборонной  политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую  структуру высших органов государственной  власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу  личности , создает справедливые условия  человеческого  общежития , основанные на началах правовой законности . К  парламентарным республикам можно  отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию , Швейцарию , Исландию , Индию и др.

    Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства .

    Наиболее  характерные черты президентской  республики :

  • внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства ;
  • ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом ;
  • более широкие , чем в парламентарной республике , полномочия  главы государства .

    Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки . В  соответствии с конституцией США , в  основе которой лежит принцип  разделения властей , четко определено, что законодательная власть принадлежит  парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному суду . Президент  США избирается населением страны путем  косвенного голосования ( выборов ) - через  коллегию выборщиков . Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте ( конгрессе ) . Правительство формируется победившим на выборах президентом , из лиц принадлежащих  к его партии .

    Президентская форма правления в различных  странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием . Избранным  считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов . Такой же порядок  избрания президента установлен в России в 1991 г.

    Характерным для всех президентских республик , несмотря на их разнообразие , является то , что президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства и участвует  в формировании кабинета или совета министров ( Франция , Индия ) . Президент  наделяется и другими важными  полномочиями : как , правило , он имеет  право роспуска парламента , является верховным главнокомандующим , объявляет  чрезвычайное положение , утверждает законы путем их подписания , нередко представительствует в правительстве , назначает членов Верховного суда .

    В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей  нормально  функционирует законодательная  и судебная власти . Эффективно действующий  механизм издержек и противовесов , существующих в современных президентских  республиках , способствует возможности  гармоничного функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

    В странах Латинской Америки часто  встречаются “ суперпрезидентские республики “ . Эта форма правления - практически независимая , слабо  контролируемая законодательной и  судебной властью . Это особый конгломерат  традиционной формы с полудиктаторским управлением.

    В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами  не существует . Их сближают общие задачи и цели . 
 

                                III. Форма государственного устройства . 

    Форма государственного устройства - это  национальное и административно-территориальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями , между центральными местными органами государственного управления , власти .

    В отличии от форм правления организация  государства рассматривается с  точки зрения распределения государственной  власти и государственного суверенитета в центре и на местах , их разделение между составными частями государства .

    Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства ;
  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения  этих органов ;
  • как строятся отношения между центральными и местными государственными органами ;
  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на этой территории .

    По  форме государственного устройства все государства можно подразделить на  три основных группы :

         - унитарное ;

         - федеративное ;

         - конфедеративное . 
     
     

                                    3.1.Унитарное государство  

    Унитарное государство - это единое цельное  государственное образование , состоящее  из административно-территориальных  единиц , которые подчиняются центральным  органам власти и признаками государственной  независимости не обладают.

      Унитарное государство характеризуется  следующими признаками:

  • унитарное устройство предполагает единые , общие для всей  страны высшие исполнительные , представительные и судебные  органы , которые осуществляют верховное руководство  соответствующими органами ;
  • на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства , одно гражданство ;
  • составные части унитарного государства ( области , департаменты , округа , провинции , графства ) государственным суверенитетом не  обладают ;
  • унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по численности национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию ;
  • все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы , которые официально представляют страну на   международной арене ;
  • имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти .

    Различия  в степени и формах контроля центральной  власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных  государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления .

    К унитарным государствам относятся  такие государства , как Франция , Турция , Япония , Финляндия . 

                                                3.2. Федерация

    Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство .

    Федеративное  государственное устройство неоднородно . В различных странах оно имеет  свои уникальные особенности , которые  определяются историческими условиями  образования конкретной федерации  и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов , входящих в союзное  государство.

Информация о работе Форма государства( форма правления ,форма государственного устройства , политический режим)