"Грязные" избирательные технологии в современном российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Цель моей дипломной работы - подробное рассмотрение «грязных» избирательных технологий в современном российском обществе их влияние на избирательную систему в целом, и на каждого избирателя в частности, как «участие» незаконных методов в выборах влияет на демократическую основу целого государства и как бы изменилась современная действительность, если бы «грязные» технологии прекратили, или бы изменили свое существование.
грязный выборы незаконный избирательный

Работа содержит 1 файл

Грязные технологии.docx

— 64.86 Кб (Скачать)

Законы смежных  отраслей права, регулирующие отдельные  аспекты избирательных отношений. Федеральными законами, предметом регулирования  которых не являются избирательные  отношения, могут определяться некоторые  правовые понятия, имеющие значение для избирательного процесса.

Среди них следует  выделить: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82 - ФЗ «Об общественных объединениях», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г., в ред. от 20 июня 2000 г. №2124 -1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О политических партиях» с последующими изменениями и дополнениями от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ.

Международно-правовые акты. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора.

Основу избирательной  системы и избирательного права  Российской Федерации составляют основные гарантии избирательных прав граждан  Российской Федерации, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан  на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы участия граждан Российской Федерации

1.2 Виды информационно-политических  технологий в российском  избирательном процессе

В XXI веке - веке информационного  общества наивно полагать, что выборы в той или иной стране являются делом только жителей этой страны и не имеют никакого отношения  к мировой политике. В мире наблюдается  глобальное информационное противоборство, которое с каждым годом только усиливается. В глобальном информационном пространстве ведущие государства  мира не только оперативно отслеживают  ход избирательного процесса борьбы за власть, но и постоянно пытаются влиять на исход борьбы, используя  широкий арсенал известных на сегодняшний день методов, способов и средств от экономического и  дипломатического давления до применения информационно - политических технологий, в том числе и деструктивного характера. Часто при разработке стратегии наличие в арсенале команды особенно эффективных избирательных  технологий может кардинально изменить всю конфигурацию хода избирательной  компании. Особенно распространенным способом политической агитации с древнейших времен является публичное выступление.

Умение хорошо и  образно говорить, увлекать слушателя - это один из важных ресурсов политика, неотъемлемая составляющая его имиджа. Именно через личное общение, через  умение говорить и слушать, убеждать и впечатлять собеседника зарождается  карьера политика, возникает команда  единомышленников, которая в дальнейшем сумеет привести кандидата к победе в избирательной кампании.

В ходе публичных дебатов  с несколькими соперниками кандидату  желательно определить своего основного  оппонента и сформировать у избирателей  представление о сопернике как  о лице нарушающем основные этические  правила: честность, искренность доброжелательность, предупредительность.

Главным способом борьбы с оппонентами является метод  доведения до абсурда его основных идей. Любого «экологиста» можно представить  «антииндустриалистом», демократа - экстремистом, партиста - шовинистом управленца - бюрократом и т.д. Главное - в публичных выступлениях кандидат не должен допускать выпадов  личного характера против оппонента.

Ни одна современная  избирательная кампания не обходится  без листовок. Листовка - это надежное, недорогое, оперативное и достаточно эффективное средство ведения избирательной  борьбы, обладающее большим потенциалом  творческого самовыражения для  ее авторов. Опыт показывает, это грамотно организованная и профессионально  подготовленная листовочная кампания по эффективности воздействия на избирателей сопоставима, а в  ряде случаев превосходит как  электронные, так и печатные СМИ.

Важнейшим каналом  влияния на избирателей в кампании любого уровня являются СМИ. Хорошо спланированная реклама в прессе или на телевидении  может в кратчайший срок привлечь к кандидату внимание избирателей, готовых оказать ему кредит доверия. Эффективная работа со СМИ предполагает тщательное планирование такой работы, координацию с другими агитационными  технологиями. Надо помнить, что любая  реклама может остаться незамеченной или стать антирекламой, если ее подать в соответствующем окружении  и оформлении. Необходимо определить популярность и охват аудитории  жителей СМИ в регионе, найти  наиболее грамотные и эффективные  подходы к работникам СМИ. Как  правило, агитация разбивается на несколько  этапов: к примеру, агитационные материалы  в СМИ на этапе «обеспечения узнаваемости»  должны основной акцент делать именно на имени и личности кандидата, на этапе «создания имиджа» агитация должна быть нацелена на создание и  укрепление имиджа кандидата и т.д. Задача штаба конкретного кандидата  состоит в том, чтобы подать, информация о своей кампании так, чтобы она  получила статус новостей или сенсации.

Использование наружной рекламы-один из самых распространенных способов доведения обращений кандидата  до широкой публики. При этом под  наружной рекламой понимается не только реклама, расположенная на улице, но и в общественных местах, например, стадионах, в метро.

Успех избирательной  кампании любого уровня во многом зависит  от того, насколько полно содержание агитационных материалов связано с  насущными нуждами избирателей, насколько глубоко воздействуют они на их чувства и эмоции. Чем  к более узкой и сплоченной группе обращено рекламное сообщение, тем более конкретные проблемы оно  может затронуть и, соответственно, больше уверенности, что она достигнет сознания и чувств избирателей. Именно поэтому американские организаторы выборов сравнивают прямую агитацию с «винтовкой», противопоставляя ее «дробовику». Прямая политическая агитация позволяет добиваться точного попадания информации именно к тем людям, для которых она предназначена. Адресная политическая агитация еще более конкретизирована. Она предполагает наличие базы данных об избирателях и ее постоянное наполнение. Подобная информация совершенно необходима для составления личного обращения.

Привлечение известных  людей для агитации за кандидата - один из классических способов ведения  предвыборной борьбы. Нужно сказать, что участие известных людей  в избирательных кампаниях, их положительные  отзывы о кандидате не всегда напрямую приносит голоса избирателей.

Но их участие в  избирательной кампании создает  необходимый положительный фон  кампании, повышает интерес к ней  избирателей оказывает существенное влияние на имидж кандидата («скажи, кто твой друг, и я скажу, кто  ты»). К примеру, во время выборов  губернатора Красноярского края А. Лебедь пригласил французского киноактера Алена Делона, а его соперник В. Зубов - певицу Аллу Пугачеву.

Подобные технологии «засветки» на фоне известных людей  составляют необходимый элемент  практически любой крупной избирательной  кампании.

Трудно добиться того, чтобы люди приходили и встречались  с кандидатом - нужно, чтобы кандидат сам приходил к ним, существует множество  способов организации таких встреч. Наиболее эффективная агитационная кампания проводится прямо на улице, например, с использованием следующих  вариантов: Посещение предприятий  торговли - кандидат посещает магазины и пожимает руки покупателям и  работникам торговли. Рекомендуется  заранее предупредить местных торговцев  о приезде кандидата. Посещение  предприятий - может быть очень эффективной  формой проведения кампании. При этом следует избегать сопровождения  начальниками, которых рабочие недолюбливают. Можно организовать сопровождение  кандидата лидером профсоюза  или сторонниками, работающими на данном предприятии. Посещение вузов  и школ - хороший способ поговорить с молодежью и потенциальными добровольными помощниками. Дома престарелых, больницы и др. - люди, живущие в  домах престарелых чутко реагируют  на личное внимание и обычно участвуют  в голосовании.

Места отдыха, дискотеки - могут стать хорошими местами  для встречи с молодыми избирателями. Обычно в таких заведениях не привыкли к появлению кандидатов, поэтому  встреча с кандидатом может дать неплохой агитационный эффект. В то же время чаще всего такие встречи  оказываются бесполезными для окончательного результата, т.к. молодые редко голосуют.

Спортивные мероприятия - в тех случаях, когда кандидат собирается присутствовать на таких  мероприятиях, нужно заранее «обработать  публику». Использование кандидатом для этого помощников более эффективно, чем деятельность самого кандидата. Собрания общественных организаций - на таких собраниях обычно требуется  выступление, поэтому кандидат должен быть хорошо информирован о проблемах  организации.

Агитационные поездки - являются эффективным способом привлечения  внимания избирателей. Агитпоезда позволяют  кандидату «вырваться на простор» и  одновременно не дают ему «увязнуть» в полемике с избирателями. Особенно активно такие формы использует ЛДПР. Для успеха поездок необходимо массовое сопровождение кандидата. Тщательная выверка маршрута и плана  встреч. На каждой встрече нужно  иметь «основное ядро толпы», состоящее, по меньшей мере, из 10-20 человек.

Кампании «От двери  к двери», которые часто называют «от дома к дому», «с глазу на глаз», являются неотъемлемой частью избирательной  кампании любого уровня. Обходы по квартирам  обеспечивают личные контакты агитаторов, помощников кандидата с избирателями. Обычно агитаторы делают обходы в  доме или районе, где они сами проживают.

Анализ показывает, что эта кампания эффективна лишь при грамотной организации, тщательном подборе и обучении агитаторов, скрупулезной работе со списками избирателей и  т.д. Там, где кампания проходит по принципу «лишь бы отчитаться», ее результаты обычно отрицательны. Особенно результативны такие кампании на региональном и местном уровне, где они часто заменяют все другие виды агитации. Обязательное условие проведение эффективной кампании - согласование ее со стратегией и тактикой избирательной кампании, другими методами проведения агитации, прежде всего, агитации на территории. Наиболее эффективна кампания «от двери к двери» проводит КПРФ. Грамотная работа их активистов дает значительный агитационный эффект.

Одной из эффективных  форм предвыборной политической борьбы являются массовые предвыборные акции: митинги, демонстрации, встречи политиков  с избирателями, посещение политиками массовых мероприятий пикеты, забастовки, перфомансы и т.д. Массовые акции  являются традиционным способом политической борьбы. Они создают иллюзию непосредственного  участия масс в политической жизни, в ходе них часто озвучиваются идеи, которые по различным причинам нецелесообразно озвучивать самому кандидату или партии. Массовые акции  могут принимать различные формы, менять свою форму в период их проведения и трансформироваться в иную форму  протеста, например, митинг - в демонстрацию, забастовку, голодовку, блокаду транспортных магистралей, общественные беспорядки. Одной из разновидностей массовых акций  является митинговая «волна», т.е. практически  единовременная организация митингов по всей стране. Такой стратегией часто  пользуется ЛДПР, а также коммунисты в дни памятных годовщин. Наибольшее разнообразие стратегических приемов  при организации массовых акций  демонстрируют «левые» организации.

Митинги, как правило, проводятся для создания в среде  сторонников психологического подъема, что позволяет «взбодрить» сторонников, влить в них дополнительную энергию, преодолеть «усталость» от лобовой  агитации в среде избирателей  накануне выборов. Участие в митингах надолго откладывается в памяти людей и благотворно влияет на их мотивацию участия в избирательной  кампании. В случае если митинг легальный, разрешенный властями, его участники  могут получить удовлетворение от безопасного  для них лично «разрешенного  бунта», от устроенного ими беспорядка. Это создает «митинговую эйфорию», в которой участники находятся  довольно долгое время - до 10 дней после  митинга. Для того чтобы митинг достиг своей цели необходима четкая организация  и подготовка, решение вопросов: где и когда проводить митинг, кто должен в нем участвовать, какие требования и лозунги необходимо предъявить, какую подготовить атрибутику. У организатора митинга существуют две «заповеди»:

1. обеспечение иерархии  участников;

2. обеспечение эмоционального  вовлечения участников в митинг.

Без хорошего сценария и ораторов нет митинга.

Забастовка, т.е. сознательное нарушение обычного трудового процесса с целью изменения условий  производства или производственных отношений - неотъемлемый атрибут российской политики. Забастовки эффективно применяют  и власть, и оппозиция. Существует около двадцати видов забастовок. Например, можно вообще не выходить на работу, можно выходить. Но ничего не делать. Забастовка может трансформироваться в митинг, в голодовку, а также  в другие формы протеста. Поскольку  экономическое положение предприятий  и страны в целом в неудовлетворительном состоянии, забастовки будут случаться  чаще, при этом политические партии будут использовать их для формирования имиджа.

За последние десять лет по России прокатилась волна  митингов демонстраций, забастовок. Эти  формы общественной активности уже  никого не удивляют, к ним стала  «нечувствительна» местная и  федеральная администрация. Ими  «пресытилась» пресса и телевидение. Во многом агитационный эффект таких  акций во время проведения выборных кампаний стал снижаться.

Во время избирательной  кампании предполагается реализация комплекса  различных мероприятий. Чтобы эта  деятельность была успешной, она должна быть спланированной, последовательной. Это означает, что проект избирательной  кампании должен иметь стратегию  и тактику: одна дает ответ на вопрос, что необходимо донести до избирателей  чтобы они проголосовали за данного  кандидата (стратегия), вторая в какой  форме это сделать (тактика).

Информация о работе "Грязные" избирательные технологии в современном российском обществе