Избирательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

В современной науке потребность всесторонне осмыслить избирательный процесс, понять его политическую природу, раскрыть внутреннее содержание обусловлена, на наш взгляд, характером политико-правовых реформ, проводимых в нашей стране, стремлением создать новую структуру организации государственной власти, в наибольшей степени соответствующую демократической модели. Последняя, как известно, основана на юридически гарантированном, полноценном, политически осознанном участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, ответственной перед гражданами и ими контролируемой

Содержание

Введение
Глава 1. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности
Глава 2. Понятие избирательного процесса
Глава 3. Особенности избирательного процесса Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

8096 Кур по политолог_2.doc

— 183.00 Кб (Скачать)


2

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности

Глава 2. Понятие избирательного процесса

Глава 3. Особенности избирательного процесса Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников


Введение

В современной науке потребность всесторонне осмыслить избирательный процесс, понять его политическую природу, раскрыть внутреннее содержание обусловлена, на наш взгляд, характером политико-правовых реформ, проводимых в нашей стране, стремлением создать новую структуру организации государственной власти, в наибольшей степени соответствующую демократической модели. Последняя, как известно, основана на юридически гарантированном, полноценном, политически осознанном участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, ответственной перед гражданами и ими контролируемой. Для того чтобы создать и иметь четкое представление об избирательном процессе, необходимо охватить, по возможности, все его стороны, внутренние и внешние связи.

Любое демократическое государство немыслимо без проведения выборов. Основой представительной демократии и является проведение периодических и свободных выборов.

Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов, главным критерием для присвоения государству статуса республиканского и соответственно суверенного народа. Именно посредством выборов формируются органы местного самоуправления и органы государственной власти. Порядок проведения выборов определяет избирательное законодательство, представляющее совокупность законодательных актов.

В современный период, в условиях нарастающего общественного недоверия ко всем институтам власти все большую актуальность приобретает задача сама проблема изучения данного вопроса.

Становление нового избирательного права накладывает существенный отпечаток на развитие выборных начал в государственном механизме с учетом принципа разделения властей и характеризует иной подход к размежеванию политических функции между обществом и государством. Избирательное право фиксирует политико-правовые основы их взаимодействия: прежде всего время пребывания у власти тех или иных лиц и передачи ее по итогам очередных свободных выборов. Эти и другие аспекты развития избирательного права и избирательной политики оказывают прямое влияние на правовой статус избирателей, иных субъектов избирательного процесса и реализацию статуса.

Статья 1 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция) провозглашает Республику Беларусь демократическим правовым государством, одним из признаков которого являются свободные и демократические выборы, соответствующие общепризнанным международным критериям избирательных прав и свобод граждан, всех участников избирательного процесса.

Правовой базой, в соответствии с которой обеспечивается проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики, депутатов местных Советов депутатов, являются, прежде всего, Конституция и Избирательный кодекс Республики Беларусь (далее — ИзК).

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть понятие и признаки избирательного процесса в Республике Беларусь.

Достижение указанной цели предопределило решение следующих задач:

      Проведем изучение избирательного процесса как социальной деятельности;

      Изучим понятие избирательного процесса

      Дадим общую характеристику избирательного процесса в Республике Беларусь.

Для решения этих задач необходимо использовать следующие методы: структурного анализа, синтеза сравнительного правоведения, логических обобщений и другие частно-научные методы.

Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.


Глава 1. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности

Содержание выборов проявляется в том, что избиратель участвует в голосовании или, напротив, отказывается от него. Эта деятельность (и даже бездеятельность) направлена на создание или изменение действующих социальных институтов. Справедлива мысль о том, что именно через избирательный процесс, организованный в институты и структуры избирательной власти, могут быть сбалансированы и приведены к социальному знаменателю возможные и желаемые политико-правовые преобразования системы государственной власти и управления [19, с. 309]. Благодаря демократическому избирательному процессу политическая власть, носителем которой являются граждане, трансформируется в государственную, представляемую парламентом и правительством.

Характерной чертой деятельности является не только то, что она изменяет, но и, что существенно, воспроизводит систему объективных и субъективных условий: общественных отношений и социальных институтов, а вместе с этим и систему соответствующих им представлений, весь образ жизни и мыслей людей. Стабильность как главное условие процесса достигается за счет постоянного воспроизводства одних и тех же взаимодействий, а в конечном счете воспроизводства тех условий, в которых осуществляется каждое взаимодействие.

Особенность норм избирательного права как раз в том, что они упорядочивают процесс воспроизводства на демократической выборной основе органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулируют важнейшие политические атрибуты - время пребывания у власти и способы ее передачи в обществе и государстве. Смысл приведенного положения позволяет признать периодически повторяющиеся избирательные кампании как форму воспроизводства институтов представительства и президентуры [17, с. 43].

«Воспроизводственная» функция избирательного права, как справедливо отмечают отдельные авторы, далеко не всегда учитывается при его доктринальных оценках и в ходе законодательных работ [6, с. 94].

Избирательный процесс — это практическая, и прежде всего преобразовательная деятельность. Данный процесс, будучи правоприменительной деятельностью в широком смысле этого слова, все же имеет свою специфику, самостоятельность и является, на наш взгляд, одной из разновидностей юридического процесса. Избирательный процесс реально существует как объективная деятельность, связанная с достижением оптимальных вариантов процедурно-процессуального регулирования процесса формирования органов государства. Сущность выборов и избирательного права обусловлена социально-экономическими и политическими отношениями, сложившимися в обществе. Этим еще раз подчеркивается взаимосвязь конкретной деятельности с существующими в обществе отношениями. Вследствие этого своеобразный интерес представляет взаимосвязь избирательного процесса с политическим процессом.

Политический процесс представляет собой обусловленную соотношением классовых сил политически значимую деятельность всех участников политических отношений, связанную в конечном счете с борьбой за власть, за ее удержание, за участие в ее осуществлении. Важнейшей стороной политического процесса являются выборы. Они имеют многофункциональный характер, выступают как средство активизации населения, устанавливают обратную связь между гражданами и выборными органами, могут содействовать развитию демократии. Если у гражданина нет возможности сделать реальный выбор между различными кандидатами, между различными политическими силами, которые по-разному рассматривают приоритеты развития страны и государства, задачи этого развития в увязке с формами их разрешения, то избирательное право формально, а нормы избирательного законодательства лишены правозащитной силы. Избирательное право только тогда начинает набирать свою жизненную силу и авторитет, когда в обществе конкурируют несколько идеологий и соответствующих им политических сил [17, с. 43-44].

Будучи неотъемлемой частью политического процесса выборы представляют собой такой момент, который временно прерывает привычное движение политической системы и ее звеньев, а в случае смены партий, иногда даже высших должностных лиц у рычагов власти, может стать ступенью к новому качеству системы. В этом важнейшее потенциальное политическое значение выборов. Главная функция выборов — определение партий и лиц (чаще политических лидеров), которые будут проводить политику государства в масштабах страны и на местном уровне. В литературе как нельзя точно отмечается, что демократия неосуществима вне политического избирательного процесса, то есть процесса, допускающего и обеспечивающего для граждан на юридической основе возможность выбора между различными лицами, группами и партиями, претендующими на то, чтобы в течение определенного законом срока не только представлять их интересы, но и проводить собственную политику развития, санкционированную гражданами-избирателями [19, с. 312].

Деятельность носит целенаправленный характер, т.е. это такая активность, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью.

Действующее избирательное законодательство предполагает добровольное участие гражданина в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Участвуя в голосовании или, напротив, отказываясь от него, далеко не всякий избиратель сознает социальное значение выборов. В системе приоритетов для него решающее значение могут иметь личностные склонности, субъективные факторы. Нередко отказ от участия в выборах связан с политической усталостью людей, неверием их в способность органов власти различных уровней разрешить те проблемы, которые, накапливаясь годами, проявились сейчас в условиях реформирования всех сфер общества. В немалой степени этот отказ связан и с недостаточно высокой правовой культурой избирателей. И лишь в отношении тех граждан, кто принимает непосредственное участие в выборах, можно сказать, что они действуют целенаправленно, поскольку их действия направлены на достижение определенного результата [17, с. 44].

На наш взгляд, политическая культура избирателей складывается, в частности, из следующих факторов: а) понимания необходимости прежде всего собственного участия в выборах и б) осознания того, что выборы - наиболее эффективный способ формирования политической власти, и каждый, кто стремится повлиять на политическую и экономическую ситуацию в государстве, должен активно участвовать в формировании представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Действия избирателей, а также средства, с помощью которых они могут подтвердить свое волеизъявление, прямо предусмотрены в избирательном законе. В равной мере это относится и к кандидатам в тот или иной представительный орган, поскольку их действия осуществляются в рамках предусмотренных законом процедур. Например, предвыборная агитация может осуществляться только в допускаемых законом формах и законными методами.

Результаты конкретных выборов убедительно показывают, насколько общественный рейтинг тех или иных кандидатов не совпадает с составом депутатов в парламенте. Как отмечает А.А. Белкин, «продуктом» избирательного процесса является прежде всего депутатский корпус и иные избираемые должностные лица. Автор представляет возможным разделить результаты избирательного процесса на три составляющие. К первой он относит определенных субъектов с их личностными характеристиками и партийно-политической принадлежностью. Ко второй — политический (правительственный) курс, т.е. совокупность программ и проектов, достаточно четко отличающих одну легислатуру от другой, но все же таких, которые не меняют основные институты страны. Третья составляющая включает в себя модификацию именно основных государственных и юридических институтов страны, которая достигается через вновь сформированную легислатуру [6, с. 96].

Между тем само существование избирательного права и рациональность отдельных избирательных систем должны быть, по мнению зарубежных ученых, направлены на достижение следующих задач:

а) парламент, отражающий основные направления общественного мнения избирателей;

б) правительство, соответствующее воле большинства избирателей;

в) избрание представителей, личные качества которых наиболее подходят для выполнения функций управления;

г) сильное и устойчивое правительство [16, с. 18].

В роли субъекта деятельности могут выступать конкретные индивиды, та или иная социальная группа и общество в целом. Осуществляя необходимые действия, субъект вступает в разнообразные отношения, влекущие за собой создание конкретных прав, обязанностей и определенного состояния.

Природа субъектов избирательного процесса является самой многообразной, не подлежащей унификации. Здесь наряду с уполномоченными на то органами государства и местного самоуправления, должностными лицами — субъектами избирательного процесса — выступают и специально-сформированные субъекты-организаторы, к числу которых в первую очередь следует отнести различные избирательные комиссии, организующие подготовку и проведение выборов. Но самый главный участник избирательного процесса — избиратель, многочисленные граждане, обладающие избирательным правом (правом избирать и избираться).

Таким образом, к субъектам избирательного права, а следовательно, и избирательного процесса следует относить физических и юридических лиц, обладающих избирательной правосубъектностью, т.е. обладающих избирательными правами и обязанностями и способностью к участию в избирательных правоотношениях.

Обобщая изложенное, можно прийти к следующему выводу: избирательный процесс является одной из форм социальной деятельности, в ходе которого между его субъектами возникают, развиваются и прекращаются урегулированные нормами избирательного права общественные отношения.


Глава 2. Понятие избирательного процесса

Проблема определения понятия «избирательный процесс» не является новой в науке. Несмотря на то, что попытки сформулировать данное понятие предпринимались неоднократно, четкого и однозначного определения этого политико-правового явления до сих пор не выработано, что часто приводит исследователей данного института к самым разнообразным оценкам образующих избирательный процесс признаков, вызывает необоснованное отождествление избирательного процесса с выборами, избирательными кампаниями и иными проявлениями электоральной действительности [23, с. 45].

Информация о работе Избирательный процесс