Избирательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить стадии избирательного процесса, последовательно сменяющихся одна за другой от момента назначения даты выборов до объявления результатов голосования.

Цель определила следующие задачи:

Рассмотреть вопросы назначения выборов на государственные выборные должности.
Узнать, какие определены основания для включения гражданина в список избирателей, а так же исключения из списка избирателей.
Как образуются избирательные округа.
Рассмотреть сущность такой стадии, как выдвижение и регистрация кандидатов.
Изучить структуру избирательных комиссий, а так же их полномочия.
Изучить порядок проведения голосования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3-4

Глава1.ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ……………..……………5-8

Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ………………………………………8-9

Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС………………………………...…10

3.1. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ…………………..10-13

3.2. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ……………….13-16

3.3. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ…………..17-24

3.4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ………………………………...24-27

Глава 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ…………….…28-37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………….…………...38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….39-40

Работа содержит 1 файл

курсовик по конституционному.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Иркутский государственный технический университет

Межотраслевой региональный центр повышения  квалификации

Кафедра государственно - правовых дисциплин 
 
 
 
 
 

  «Избирательный процесс»

Курсовая  работа

Специальность 021100 (030501) – «Юриспруденция»  
 
 
 
 
 

Курсовая работа выполнена

Студентом (кой) группы ЮРзу-10-2______________   /Тюменцев  Е.С./ 
 

Научный руководитель:

Доцент кафедры  ГПД или СЮД, к.ю.н.    /____________/Жигулина Л.А./ 
 
 

Иркутск – 2011

    ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3-4

   Глава1.ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ……………..……………5-8

   Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ………………………………………8-9

   Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС………………………………...…10

    3.1. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ…………………..10-13

    3.2. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ……………….13-16

    3.3. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ…………..17-24

    3.4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ………………………………...24-27

   Глава 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ…………….…28-37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………….…………...38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….39-40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

    Проведение  выборов состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления о результатах  голосования. Это и есть избирательный процесс, представляющий собой сложную систему правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по проведению выборов. Основные стадии избирательного процесса жестко регулируются законодательством и другими нормативно-правовыми актами. Это объясняется необходимостью исключить, чей бы то не было волюнтаризм,  способный порождать конфликты и задержки в развитии процесса. 

    Избирательный процесс является формой реализации конституционных принципов организации  периодических свободных  выборов и обеспечение избирательных прав граждан в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и процедур, а организация и проведение выборов осуществляются в рамках избирательной кампании  как основного временного фактора совершения избирательных действий и выполнения избирательных процедур, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными.

          Цель курсовой работы – изучить стадии  избирательного процесса, последовательно сменяющихся  одна за другой от момента назначения даты выборов до объявления  результатов  голосования.

          Цель определила следующие задачи:

  1. Рассмотреть вопросы назначения выборов на государственные выборные должности.
  2. Узнать, какие определены основания для включения гражданина в список избирателей, а так же исключения из списка избирателей.
  3. Как образуются избирательные округа.
  4. Рассмотреть сущность такой стадии, как выдвижение и регистрация кандидатов.
  5. Изучить структуру избирательных комиссий, а так же их полномочия.
  6. Изучить порядок проведения голосования.

    Материалом  исследования избирательного процесса стали: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы и учебная литература.

    Задачи  работы определили ее композицию, которая  состоит из введения, основной части  и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1.  ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ

      В соответствии со статьей 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ признается многонациональный народ. Это положение имеет принципиальное значение для закрепления демократических принципов государственности в РФ. В Основном законе определяются две формы народовластия: непосредственное осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления1. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти требует образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления.

      Конституция закрепляет принцип всеобщего, периодичного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В то же время Конституция не единственный акт в этой области права. Всеобщая декларация прав человека (п. 3 ст. 21) гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования»2.

      Если  в ранее действовавшей Конституции  были закреплены основы избирательной системы России, то в ныне действующей они отсутствуют и переданы для регулирования нормативными актами  более низкого уровня. В ряде стран (Франция, Алжир и др.) нормы избирательного права регулируются специальным Избирательным Кодексом.3 Избирательная система РФ крайне не стабильна, практически к каждым выборам принимаются новые редакции нормативных актов, что вводит некоторую временную неразбериху и сумятицу.

      Чтобы понять суть избирательного права в  РФ, необходимо подробнее остановиться на его принципах. Равное избирательное право обеспечивается тем, что каждому избирателю принадлежит только один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных. Тайное голосование призвано ограничить чьё либо влияние на свободное волеизъявление гражданина. Прямое избирательное право, характерное для нашей демократии, означает то, что за кандидата или список кандидатов, избиратели по данному избирательному округу голосуют непосредственно сами без участия посредников. Этот избирательный метод не единственный. В избирательном праве других государств существуют и иные способы волеизъявления граждан, например президент избирается не прямыми выборами граждан, а общенациональным представительным органом или коллегией выборщиков (США, ФРГ, Италия и некоторые другие страны).4 Прямое избирательное право, вероятно, обеспечивает поддержку большей части населения и более широкие полномочия.

      Продекларированные  в ст. 3 Конституции РФ свободные  выборы предполагают также добровольность участия в них гражданина. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с

 целью  принудить его к участию или  неучас

тию в  выборах, а также на его свободное  волеизъявление. Гражданин России, проживающий за ее пределами,

обладает  всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и кон

сульские  учреждения  РФ обязаны оказывать  со

действие  гражданину России в реализации избиратель

ных прав, установленных законодательством.5 В данной норме законодателями избирательное право РФ распространено на субъектов, имеющих двойное. Люди, являющиеся гражданами других стран и не лишенные гражданства России, уравнены в избирательных правах с гражданами РФ. Притом, что их гражданство можно поставить под сомнение, ведь гражданство, предполагает устойчивую связь с государством, взаимные обязанности и права. Впрочем, попытки предотвращения такой ситуации предприняты в ФЗ «о выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ».6

      Законодательство  определяет право избирать как активное, право быть избранным,  как пассивное. Гражданин России, достигший 18 лет, вправе изб

ирать,  а  по  достижении возраста,  установленного Конституцией

РФ,  ФЗ,  законами  и  иными 

нормативными  правовыми актами законодательных 

органов государственной власти субъектов  РФ,  -

быть  избранным в органы государственной власти и

местного  самоуправления. При этом кандидат должен обладать определенными профессиональными  и моральными достоинствами, признанными  избирателями.

      Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран

ным независимо от пола,  расы, национальности, языка, происхожде

ния,  имущественного и должностного положения,  места жительства,

отношения к религии,  убеждений,  принадлежности  к  общественным

объединениям  или любого другого дискриминирующего  признака.

      Не  имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные  судом недееспособными,  а так же граждане,  содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда.

      В законодательстве определено, что ограничения  активного избирательного права, связанные  с проживанием гражданина на определенной территории РФ, могут быть установлены только исключительно законами РФ и не могут содержать требования о сроках проживания. Законами РФ, субъектов

РФ могут  устанавливаться дополнительные условия 

приобретения  гражданином пассивного избира

тельного  права, связанные с достижением  им определенного возраста, а Конституцией РФ и ограничения на проживание на территории РФ (например, постоянное проживание в РФ не менее 10 лет - в отношении  кандидата на должность Президента РФ (статья 81, ч.2))7. В то же время, не предусматривается ограничение каких-либо сроков проживания на определенной территории в других нормативных актах8.

      Законодательством уста

навливается минимальный возраст кандидата  при выборах в законодательные  органы го

сударственной власти и в органы местного самоуправления – 21 год и 30 лет - при

выборах главы исполнительной власти субъекта РФ. Президентом РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно  проживающий в РФ не менее 10 лет. Ценз оседлости распространяется только на Президента РФ. Аналогичное право не предоставляется для решения законодательных органов субъектов РФ.

      Заслуживает интереса факт внесения законодателями пункта об участии иностранных граждан, постоянно проживающих в муниципальных  образованиях, в выборах в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

      В ныне действующей избирательной  системе практически отсутствуют  механизмы контроля депутатов в  процессе их деятельности со стороны  избирателей. Нет механизма отчетов перед населением и практической возможности отзыва депутатов не оправдавших ожидания избирателей. Таким образом, реальная возможность граждан влиять на формирование политики государства ограничена во многом только периодом выборов.9 

Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ

      Рассмотрим  вопросы назначения выборов на государственные  выборные должности.

      Срок  полномочий Президента России определен Конституцией РФ на шесть лет. По истечении этого срока проводятся новые выборы. Согласно ст. 102 назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации Федерального Собрания10. Ввиду важности обеспечения непрерывности деятельности Президента и своевременного  проведения его выборов, ФЗ «о выборах Президента Российской Федерации» подробным образом регулирует процедуру назначения выборов. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ. Таким образом, Совет Федерации назначает выборы не произвольно, а на определенное число. Исчисление конституционного срока, на который был избран Президент РФ, начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. Если же Совет Федерации не назначит выборы Президента в указанный срок, они проводятся ЦИК РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента11.

Информация о работе Избирательный процесс