Избирательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить стадии избирательного процесса, последовательно сменяющихся одна за другой от момента назначения даты выборов до объявления результатов голосования.

Цель определила следующие задачи:

Рассмотреть вопросы назначения выборов на государственные выборные должности.
Узнать, какие определены основания для включения гражданина в список избирателей, а так же исключения из списка избирателей.
Как образуются избирательные округа.
Рассмотреть сущность такой стадии, как выдвижение и регистрация кандидатов.
Изучить структуру избирательных комиссий, а так же их полномочия.
Изучить порядок проведения голосования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3-4

Глава1.ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ……………..……………5-8

Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ………………………………………8-9

Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС………………………………...…10

3.1. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ…………………..10-13

3.2. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ……………….13-16

3.3. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ…………..17-24

3.4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ………………………………...24-27

Глава 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ…………….…28-37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………….…………...38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….39-40

Работа содержит 1 файл

курсовик по конституционному.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

каждом  участке и не позднее, чем за 45 дней до дня выборов. Грани

цы избирательных  участков не должны пересекать границ избиратель

ных округов.

      В больницах,  санаториях,  домах  отдыха и других местах вре

менного  пребывания  избирателей,  в труднодоступных и отдаленных

районах,  на судах,  находящихся в день выборов в плавании,  и на

полярных  станциях  могут  образовываться избирательные участки в 

тот же срок,  а в исключительных случаях - не позднее, чем за пять

дней  до дня выборов.

      Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.

      Избиратели, проживающие за пределами территории РФ, приписываются к одномандатным  избирательным округам, образованным на территории РФ. Данные о числе  избирателей, зарегистрированных за пределами  территории РФ, представляются в Центральную избирательную комиссию РФ Министерством иностранных дел РФ. Число избирателей одномандатного избирательного округа, к которому приписываются избиратели, проживающие за пределами территории РФ, должно быть меньше единой нормы представительства избирателей.24 

3.3. Выдвижение и регистрация  кандидатов

      Право выдвижения кандидата на должность  Президента РФ предоставляется инициативной группе граждан с активными избирательными правами, численностью в 100 человек. Выдвинуть  кандидата на выборы в Государственную Думу по одномандатному избирательному округу может гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом на территории данного избирательного округа или группа граждан, предусмотрено право самовыдвижения граждан, достигшие 21 года. Во время выдвижения кандидата на должность Президента РФ инициативная группа избирателей обращается в Центральную избирательную комиссию РФ с ходатайством в письменном виде о регистрации группы. В нем указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов членов инициативной группы избирателей. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания инициативной группы избирателей о выдвижении кандидата, назначении уполномоченных представителей и доверенность, оформленная на них в установленном законом порядке25.

      При выборах в Государственную Думу РФ инициатор выдвижения кандидата  по одномандатному избирательному округу в письменной форме уведомляет соответствующую окружную избирательную комиссию о своей инициативе. Одновременно с уведомлением инициатор направляет в соответствующую окружную избирательную комиссию заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы.

      Избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения представленных документов незамедлительно после их представления.

      Период  выдвижения кандидатов должен составлять не менее 45 дней при выборах Президента РФ и депутатов Государственной  Думы, не менее 30 дней - при выборах  в органы государственной власти субъектов РФ, не менее 20 дней - при выборах в органы местного самоуправления.

      Выдвижение  кандидатов осуществляется также избирательными объединениями и избирательными блоками после официального опубликования  решения о назначении выборов.26

      Избирательное объединение - политическое общественное объединение созданное и зарегистрированное в соответствии с ФЗ, законами субъектов РФ на   уровне,  соответствующем   уровню  выборов,  или на более  высоком  уровне, за год.27

      Избирательные блоки – организации временного или постоянного характера, наделенные в соответствии с избирательным законодательством правом выдвигать кандидатов на выборах.28

      Избирательные объединения и избирательные  блоки вправе выдвигать по одному кандидату в каждом одномандатном  избирательном округе и федеральный список кандидатов.

      Список  выдвинутых по одномандатным избирательным  округам кандидатов должен содержать  наименование и номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться  каждый кандидат. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, заверяется подписью руководителя избирательного объединения и печатью. При выдвижении списка кандидатов от избирательного блока решение о выдвижении кандидатур от избирательного объединения, вошедшего в избирательный блок, заверяется подписью руководителя этого избирательного объединения и печатью, а список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, - подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями избирательных объединений, вошедших в избирательный блок.

      При формировании федерального списка кандидатов избирательным объединением,  кандидатуры выдвигаются тайным голосованием на съезде этих объединений. Так же утверждаются представители, уполномоченные выдвигать федеральный список от избирательного блока. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается на съезде представителей избирательных объединений. В протоколе решения съезда указывается число зарегистрированных участников съезда, число участников необходимое для принятия решения, решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению, дата.

      Федеральный список разбивается на региональный список и общефедеральный список, который включает не более 18 кандидатов. Повторение одного и того же кандидата  в нескольких федеральных списках  не допускается.

      Вместе  со списком в ЦИК РФ представляются: а) нотариально удостоверенная копия  свидетельства о регистрации  Министерством юстиции РФ политического  общественного объединения (для  избирательных блоков не предусмотрено); б) нотариально удостоверенная копия действующего устава политического общественного объединения (для избирательных блоков не предусмотрено); в) протокол с решением съезда избирательного объединения или блока, на котором были выдвинуты кандидаты; г) доверенности уполномоченных представителей избирательного объединения или блока; д) заявления кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата

      Основанием  для отказа избирательному объединению, избирательному блоку в выдаче заверенных копий списков кандидатов могут служить отсутствие, неполный набор, либо ненадлежащее оформление документов, иные нарушения порядка выдвижения кандидатов, установленного законодательством. Такое решение  может быть обжаловано в суд. Избирательная комиссия в трёхдневный срок заверяет списки кандидатов и выдает их уполномоченному лицу, после чего начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов.29

      Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. В соответствии с этим принципом законодатели постарались уровнять всех кандидатов в возможностях.

      Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные  должности, в соответствии с законодательством, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Для осуществления деятельности способствующей выдвижению или избранию не допускается: 1.Привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, в служебное время. 2. Использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления. 3. Использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления. 4. Использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. 5. Проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных командировок. 6.Преимущественный доступ к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.30

      Сбор  подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня уведомления ими соответствующей окружной избирательной комиссии. Должны быть собраны подписи не менее 1% избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Для сбора подписей используются подписные листы, содержащие сведения указанные в заявлении кандидата. Вместо подписей может вноситься избирательный – денежные средства кандидата, внесенные на специальный счет избирательной комиссии

      В поддержку федерального списка кандидатов избирательное объединение обязано  собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 14 тысяч. Вместо подписей, так же возможно внести залог. Его сумма составляет 2087,25 тыс. рублей.

      В общем виде процедура сбора подписей и проверки подписных листов урегулирована ст. ст. 31-32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме Российской Федерации». При этом установлено, что избиратель собственноручно заполняет данные о себе. Указание на необходимость собственноручного внесения избирателем данных – новшество в этом законе.31

      Участие органов управления организаций  всех форм собственности, учреждений в  сборе подписей не допускается. Запрещается  принуждать избирателей ставить  свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы.

      Зарегистрированные  кандидаты, работающие в средствах  массовой информации по трудовому или  гражданско-правовому договору, также  не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

      Нарушение перечисленных  в законодательстве ограничений может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, отмены регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов.32

    Кандидаты, зарегистрированные по одномандатному избирательному округу или (и) в составе  федерального списка, находящиеся на государственной или муниципальной  службе, либо работающие в средствах  массовой информации по трудовому или гражданско-правовому договору, должны быть освобождены от выполнения своих служебных обязанностей на время участия в выборах. Причем, инициатива такого освобождения должна исходить от кандидата и оформляться приказом руководителя организации. Заверенная копия приказа представляется в соответствующую избирательную комиссию не позднее трех дней со дня регистрации. Освобождение от работы осуществляется путем предоставления отпуска. Оплата временного отпуска производится по месту работы с сохранением средней заработной платы, либо избирательной комиссией в качестве денежной компенсации, в размере установленном федеральным законом.  В то же время, исходя из положений п.2,3ст.48 федерального закона «о выборах депутатов Государственной Думы…» замещающие государственные должности категории «А», либо выборные муниципальные должности кандидаты, зарегистрированные по одномандатному избирательному округу или (и) в составе федерального списка кандидатов, вправе продолжать выполнение должностных обязанностей.33 Более того, ограничения не должны препятствовать выполнению обязанностей перед избирателями. Зрегистрированный кандидат, замещающий государственную должность категории «А» или выборную муниципальную должность, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Фактически, любым лицам, замещающим государственные и муниципальные должности или являющимся служащим, военнослужащим запрещается проводить агитацию и распространять любые агитационные материалы используя преимущества должностного или служебного положения (п.3б ст.52)34. В этой связи, примечательно «своевременное» внесение депутатами изменений в федеральный закон «о статусе члена совета федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ» Изменения заключаются в обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ предоставлять депутатам для осуществления депутатских полномочий транспортные средства, отдельное меблированное охраняемое помещение, компьютеры и  копировально-множительную технику и др.

      Для регистрации кандидатов  соответствующей  избирательной комиссией необходимо: 1.заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу; 2.собранные и оформленные установленным ФЗ образом подписи или копия платежного поручения о перечислении средств избирательного залога с отметкой филиала Сберегательного банка РФ о принятии к исполнению; 3.сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности; 4.сведения о размере и об источниках доходов, в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за предшествующий год или  справка о совокупной величине доходов за год.

      Перечисленные избирательные документы представляются в соответствующую избирательную  комиссию не ранее, чем за 85 дней до дня голосования и не позднее  чем за 55 дней до дня голосовании. Причем, в соответствии с разъяснениями ЦИК РФ, после подачи документов и подписных листов  до вынесения решения о регистрации, но не позднее 55 дней до дня голосования возможно внесение кандидатом  избирательного залога. В этом случае, если представленные подписи будут признаны не соответствующими, регистрация будет проведена на основании избирательного залога.35

3.4. Избирательные комиссии 

Избирательные комиссии  в  Российской Федерации  обеспечивают

реализацию  и защиту избирательных прав граждан. Они осуществляют подготовку выборов и проведение голосования избирателей. Структурно избирательные комиссии подразделяются на:

  1. Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;
  2. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  3. Окружные избирательные комиссии;
  4. Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии
  5. Участковые избирательные комиссии.

   Полномочия  и  порядок деятельности Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации, а также иных избирательных  комиссий при выборах в государственные органы власти РФ, входят в исключительную компетенцию Российской Федерации и регулируются федеральными законами.

      При подготовке и проведении выборов  избирательные комиссии, в 

пределах  своей компетенции, не зависимы от государственных органов

Информация о работе Избирательный процесс