Избирательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить стадии избирательного процесса, последовательно сменяющихся одна за другой от момента назначения даты выборов до объявления результатов голосования.

Цель определила следующие задачи:

Рассмотреть вопросы назначения выборов на государственные выборные должности.
Узнать, какие определены основания для включения гражданина в список избирателей, а так же исключения из списка избирателей.
Как образуются избирательные округа.
Рассмотреть сущность такой стадии, как выдвижение и регистрация кандидатов.
Изучить структуру избирательных комиссий, а так же их полномочия.
Изучить порядок проведения голосования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….3-4

Глава1.ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ……………..……………5-8

Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ………………………………………8-9

Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС………………………………...…10

3.1. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ…………………..10-13

3.2. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ……………….13-16

3.3. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ…………..17-24

3.4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ………………………………...24-27

Глава 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ…………….…28-37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………….…………...38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….39-40

Работа содержит 1 файл

курсовик по конституционному.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

      Особый  порядок назначения выборов Президента применяется при досрочном прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции РФ12.

      Если  выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом РФ, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента13.

      Назначение  выборов в Государственную Думу предусмотрено полномочиями Президента РФ  и обусловлено его ролью главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти14. Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ. Периодичные, проводимые в соответствии с Конституцией РФ один раз в пять лет, выборы депутатов Государственной Думы являются обязательными15. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы депутатов проводятся ЦИК в первое или во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

      Избирательный процесс, основной элемент избирательной  системы. Включает в себя: назначение выборов, регистрацию избирателей, организацию избирательных округов (участков, пунктов), выдвижение кандидатов, проведение голосования, определение результатов выборов и получение мандатов (вступление в должность) и т.п. 

   3.1. Составление списков  избирателей 

      Конкретные  правомочия, вытекающие из права быть избирателем, означают возможность  быть внесенным в список избирателей.

В соответствии с законодательством в избирательные  списки включаются все граждане РФ

,  обладающие  на  день голосования активным  избирательным 

правом. Федеральным законом «О выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» определены основания для включения гражданина в список избирателей.

    1. Факт его постоянного или преимущественного  проживания на территории  избирательного  участка, установленный органами  регистрационного учета в соответствии  с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Списки  избирателей составляются избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной ЦИК РФ, с момента назначения дня выборов, но не позднее чем за 26 дней до дня голосования на основании сведений, представляемых главой муниципального, командиром воинской части, а также руководителем учреждения временного пребывания. Сведения об избирателях уточняются ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июля.17

      Очевидно, что привязка избирательного права  к месту жительства не совершенна. Так как, ч.2 ст.19 Конституции РФ предполагает равенство прав и свобод, независимо от различных обстоятельств, в том числе места жительства.18 Существует проблема в реализации избирательного права беженцами, вынужденными переселенцами, лицами без определенного места жительства и т.п.

    2. Основанием для включения в  список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов семей и других лиц, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт их постоянного или преимущественного проживания в пределах расположения воинской части, подтвержденный регистрационной службой или приказом командира части о зачислении в списки части.

    3. Основанием для включения в  список избирателей граждан, проживающих  за пределами территории РФ  или находящихся в длительных  заграничных командировках, является  факт их постоянного или преимущественного  проживания за пределами территории Российской Федерации, а также факт пребывания в длительных заграничных командировках, который устанавливается дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации.

    4. Включение в список избирателей граждан находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания, происходит на основании паспорта или заменяющего его документа и открепительного удостоверения.

    5. Вынужденные переселенцы, граждане  РФ, признанные вынужденными переселенцами официально, либо обратившиеся в миграционную службу включаются в список избирателей по месту их временного проживания на основании паспорта или заменяющего его документа, а также соответствующих документов, выданных миграционной службой.

    6. Граждане РФ, находящиеся в иностранных  государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических  поездках, включаются в список  избирателей при их явке в  помещение участковой избирательной  комиссии на основании паспорта или заменяющего его документа и открепительного удостоверения.

    7. Граждане, по какой-либо причине  не включенные в списки избирателей  дополнительно включаются участковой  избирательной комиссией в день  голосования на основании паспорта  или заменяющего его документа, а при необходимости и документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание избирателя на территории данного избирательного участка.19

      Включение гражданина в избирательные списки на нескольких избирательных участках не допускается. Список избирателей составляется в двух экземплярах. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания. Первый экземпляр списка избирателей поступает в соответствующую участковую избирательную комиссию за 25 дней до дня голосования, а второй экземпляр хранится в территориальной избирательной комиссии. Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии, заверяется печатью.

      Исключение  из списка избирателей производится только на основании официальных  документов или в случае выдачи открепительного  удостоверения. После окончания  голосования и вплоть до подведения итогов списки избирателей не изменяются.

      Список  избирателей представляется для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения

не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Каждый гражданин,  обладающий избира

тельным правом,  вправе заявить в участковую избирательную комис

сию о  не включении его в список избирателей, а также о любой ошиб

ке или  неточности в списке избирателей. В  течение 24 часов, а в день голосования  – 2 часов участ

ковая  избирательная  комиссия обязана  проверить заявление и либо

устранить ошибку,  либо дать заявителю письменный ответ с изложе

нием мотивов отклонения заявления. Решение участковой избиратель

ной комиссии может быть обжаловано  в  вышестоящую  избирательную 

комиссию  или в суд,

которые обязаны рассмотреть жалобу в  трехдневный срок,  а в  день

выборов - немедленно.20 

3.2. Образование избирательных округов

      Существующие  избирательные системы распределения  мест после установления результатов  голосования, подразделяются на пропорциональные и мажоритарные. Часто элементы этих систем тесно переплетаются, называются смешанными. При мажоритарной системе избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов по избирательному округу.

    Пропорциональная система представительства предполагает распределение мандатов в соответствии с количеством полученных голосов. Создаются большие избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии. Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимый для получения депутатского мандата (5% на выборах в Государственную Думу). В соответствии с системами представительства образуются избирательные округ.

      Общие правила образования избирательных  округов изложены в федеральном  законе «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в соответствии с которым для проведения выборов образуются избирательные округа. Они создаются на

основании данных,  предоставляемых исполнительными  органами госу

дарственной власти, органами  местного  самоуправления или командирами войсковых частей, не позднее 5 дней до дня назначения голосования. Границы

избирательных  округов, номер и центр каждого, а также число избирателей  в избирательном 

округе  определяются в схеме соответствующей  избирательной комиссией  не позднее, чем за 70 дней до дня голосования и ут

верждаются    представительным  органом не позднее,

чем за 60 дней.21

      Для проведении  выборов в Российской Федерации избирательные 

округа  должны образовываться при соблюдении следующих требований:

  • примерное равенство избирательных округов по числу избирате
  • лей с допустимым отклонением от средней  нормы  представительства;
  • избирателей не более 10%, а в труднодоступных и отдален
  • ных местностях - не более 15%;
  • при образовании многомандатных округов – примерное равенство на депутатский мандат. Число депутатских мандатов в таком округе не может превышать пяти. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта РФ, вступившим в силу до дня опубликования решения о назначении выборов Данные нормы представительства могут не применяться, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного участка в каждом субъекте РФ.22
  • при образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от нормы представительства может составлять 30%;
  • учитывается административно-территориальное устройство субъекта РФ.
  • избирательный округ составляет единую территорию: не допус
  • кается создание избирательного округа из не граничащих между  со
  • бой территорий, за исключением случаев, установленных законами РФ или субъекта РФ.
  • не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации (за исключением вхождения одного субъекта в другой);

   Так, в соответствии с Конституцией РФ и ст.12 федерального закона «о выборах  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», из 450 депутатов - 225  избираются по одномандатным  избирательным округам образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный субъектов округ. Образуются 225 одномандатных избирательных округов. Вторые, 225 депутатов, избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов выдвинутых избирательными объединениями, блоками.23

   Федеральный избирательный округ включает в  себя всю территорию РФ. Граждане обладающие избирательными правами, приписанные  в соответствии законодательством  к одномандатным избирательным округам, считаются также приписанными к федеральному избирательному округу.

   ЦИК РФ разрабатывает схему образования  одномандатных избирательных округов  и не позднее, чем за 200 дней до дня  истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума действующего созыва, представляет на её рассмотрение. В схеме указываются: 1. название каждого одномандатного избирательного округа и его номер; 2. перечень входящих в каждый одномандатный избирательный округ административно - территориальных единиц или муниципальных образований городского, районного, либо соответствующего уровней. В случае, если на территории субъекта РФ образован один одномандатный избирательный округ, перечень административно - территориальных единиц не включается; 3. центр каждого избирательного округа; 4. число избирателей; 5. число избирателей, приписанных к соответствующим одномандатным избирательным округам, с указанием иностранных государств, в которых проживают эти избиратели.

   Эта схема утверждается федеральным законом, который публикуется не позднее чем за 100 дней до дня голосования. В противном случае закрепляется старая схема, применяемая при прошлых выборах.

   Для проведения  голосования  и  подсчета голосов избирателей 

образуются  избирательные участки. Избирательные участки  образуются главой местной администра

ции по согласованию с соответствующими избирательными  комиссиями

с  учетом  местных и иных условий,  в целях  создания максимальных

удобств для избирателей, из расчета не более 3 000 избирателей  на

Информация о работе Избирательный процесс