Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

polit_wpori.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

Для России самым перспективным является путь синтеза трех идеологий: либеральной, провозглашающей приоритет политической и экономической свободы, социал-демократической, базирующейся на принципах свободы, справедливости и солидарности, и патриотической, ориентированной на построение сильного миролюбивого государства – равноправного члена мирового сообщества. 

32. Политическая социализация личности.

Термин  «политическая социализация» явл-ся производным от более общего пон-я  “соц-ция”. Под соц-цией поним-ся, с одной стороны, освоение системы соц. норм, ценностей, и выработку на этой основе установок, ценностных ориентаций, и т. д., а с др. стороны, реальное включ-ие индивида в общественную жизнь.

В политич. науке выделяются неск. типов ПС:

1. гармоничный, отражающий складывание психологически нормальных отн-ий человека и институтов власти, кот. порождают его рациональное и уважительное отн-е к правопорядку, гос-ву, своим гражд. обяз-тям;

2. плюралистический, свидетельствующий о признании человеком равноправия с др. гражданами, их прав и свобод и характеризующий его спос-ть менять свои пол. пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам;

3. гегемонический, характеризующийся негативным отн-ем человека к любым соц. и политич. системам, кроме “своей”;

4. конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов, и потому усматривающий цель собств. политизации в сохр-и лояльности к своей гр. и поддержке ее в борьбе.

Стадии  ПС: 1. ранняя (от рождения до поступления в школу); 2. обучение (с мом-та поступл-я в школу до оконч-я очных форм обуч-я общего и профес. обуч-я); 3. соц. зрелость; 4. заверш-е жизнен. цикла (прекращ-я пост. труд. деят-ти в рамках офиц. орг-ции).

В кач-ве ср-ва соц-ции выступ. соц. нормы. В  ПС индивида существен. роль игр. нормы  права. Это связано с тем, что  право опосредует важнейшие эк., и морал. отн-я, направляя их разв-е и совершенст-е в соотв. с объектив. закономерностями функц-я общ-ва. Оказывая возд-е на обществен. отн-я, нормы права тем самым в опр. мере предопред. весь проц. соц-ии.        

33. Внешняя политика  и международные отношения: сущность, характер.

Внеш. Полит. (ВП)–деят-ть гос-ва на междунар. арене, регулирующая взаимоотн-ия с др. субъектами внешнеполит деят-ти: гос-вами, международ., региональн. институциональн. организациями, политич. партиями, обществ организациями и церквью.

На ВП гос-ва оказывают влияние внешние  и внутренние факторы. К внутренним относятся: 1. расстановка внутренних сил, внутренняя политика гос-ва, духовно-нравств. принципы общ-ва; 2. прир-геогреф, демограф и материально-технич. ресурсы гос-ва; 3. эк, научно-технич, воен потенциал страны.

К внешним  факторам относятся.: 1. расстановка  сил на межд. арене, проводимая межд. политика и принятые межд. организациями  правовые нормы; 2. эк, научно-технич., военный  потенциал страны; 3. природные, географ, демограф. факторы

Межд.отношения(МО) явл. важн. составным элементом мир. политики, кот. рассм-ет взаимоотн-ия м/у развивающ. странами и индустриально развитыми.

МО имеют  разные уровни: глобальный (на уровне ООН); межрегиональный; региональный (Европа, Азия и т.д.); локальные (межгосударственные).

Принципы  МО: мировое сосуществование; мир. разрешение конфликта; равномерное и суверенное развитие гос-в мира; соблюдение прав и свобод граждан; воздержание от пропаганды, террора, насилия, войны; добров-ое и скрупулезн. выполнение гос-вами взятых на себя обяз-в в соотв-ии с уставами ООН.

38. Глоб. Пробл. Соврем. и пути их решения.

Глобальные  проблемы(ГП)–такие проблемы, кот. чреваты угрозами для всего чел-ва и не м.б. решены усилиями одного гос-ва, а требуют усилий больш. цивил-ых гос-в мира.

К ГП относятся:

1) Борьба с междун терроризмом. Для решения этой проблемы необходимо создание един. (мир.) центра по борьбе с терроризмом.

2) Угроза яд. войны и распределение яд. оружия. Сейчас сформировались 5 яд. стран: США, Россия, Китай, Англия, Франция. За последние годы + Пакистан, Индия. Есть гос-ва, кот. могут производить яд. оружие (т.е у них есть технологии): Южная Африка, Израиль, Иран, Северная Корея. Наиб. целесообразное решение этой проблемы – не увеличивать запасов (кот. и так уже много), а надо направлять ср-ва на научные исследования для улучшения условий хранения яд. оружия, безопасного их уничтожения и т.д.

3) Гонка обычных вооружений. Распад СССР серьёзно повлиял на гонку, т.к СССР занимал 1-ое место. Россия самостоятельно вышла из гонки (после распада) Теперь надо развивать новейшие технологии, для того чтобы занять лидирующие места.

4) Растущий  разрыв в ур-ях развития различных регионов страны; напр. проблема неравномерного распределения м/у населением разн. гос-в прир. ресурсов.

5) Экологические пробл.: парниковый эф-кт, не экологически чистые продукты питания, вода и др.(все из-за загрязнения окружающей среды, озоновые дыры, вырубка лесов и др.)

6) Энергетические;

7) Демографические; продовольственная (как следствие демогр.). Всего сейчас 6 млрд. население. В России - за последние десять лет население России сократилось со 149 млн. до 144 млн. человек (и в ближайшее время ожидается наращивание прироста сокращения). Средняя продолж-ть жизни в нынешней России составляет 57,7 - лет для мужчин и 71,2 года для женщин. в среднем на 16 лет меньше, а женщины на 8 лет меньше, чем на Западе. Сейчас в семье обычно только 1 ребенок. 

34. Основные принципы формирования современных международных отношений.

Независ. гос-ва не разв-ся в вакууме, они взаимод-ют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики. То есть гос-ва действуют в сфере межд. отнош-й (МО).

Межд. отношения (МО) являются важнейшим составным элементом мир. политики, кот. рассм-ет взаимоотн-ия м/у развивающ. странами и индустриально развитыми.

МО имеют  разные уровни: глобальный (на уровне ООН); межрегиональный; региональный (Европа, Азия и т.д.); локальные (межгосударственные).

Принципы  МО: мировое сосуществование; мир. разрешение конфликта; равномерное и суверенное развитие гос-в мира; соблюдение прав и свобод граждан; воздержание от пропаганды, террора, насилия, войны; добров-ое и скрупулезное выполнение гос-вами взятых на себя обяз-в в соотв-ии с уставами ООН.

Можно выделить неск-ко тенденций развития современных МО.

1. рассредоточение власти. Идет пр-сс становления мультиполяр. (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в межд. жизни приобретают новые центры. На мир. арену все активнее выходит Япония, кот. уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграцион. пр-ссы в Европе. В Ю-В Азии возникли новые постиндустр.гос-ва — «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мир. политике сильнее всего заявит о себе Китай.

2. глобализация МО, заключающ. в интернационализации эк-ки, развитии единой системы мировой связи, активизации деят-ти транснац-х негос. образований. В межд. области эта тенденция реализуется в форме роста межд. сотруд-ва, влияния межд. институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.

3. нарастание глоб. проблем, а соотв-но стремление гос-в мира к совместному их решению.

4. усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нищеты.  

35. Национально-государственные интересы: понятия и принципы формирования.

Нац. интересы в основе своей объективны, они отражают стремления граждан гос-ва к:

- обеспечению  стаб-го и устойч. развития общ-ва, его институтов, повышению уровня  жизни населения;

- минимизации  угроз личной и обществ. безоп-ти  граждан, системе ценностей и институтов, на кот. зиждется существ-ие данного общ-ва.

Эти стремления воплощ-ся в концепцию нац интереса, конкретное содержание которой также  опр-ся такими объект-ми параметрами, как:

- геополитич. положение гос-ва на мир. арене,  наличие у него союзников или противников, представляющих непосредств. угрозу;

- положение  в системе межд. эк. отн-ий, степень  завис-ти от внеш. рынков, источников  сырья, энергии и т.д.;

С изменением объективных реальностей, потребностей общ-ва в сфере межд. общения может меняться и содержание нац. интересов.

Формир-ие нац интересов предст-ет собой постепенный и длительный историч. пр-сс.

Концепция нац-гос. интереса формулируется  и может быть реализована только как общенац. доктрина, разделяемая и поддерживаемая больш-вом общ-ва. Но на практике такой полный консенсус труднодостижим по след. причинам.

  1. В оценке параметров и реальностей, лежащих в основе определения нац. интересов неизбежно присутствует элемент субъективизма, бремя воззрений и суждений прошлого, идеологич. мотивы, влияющие на менталитет даже наиболее дальновидных лидеров и теоретиков. Соотв-но, у оппозиции всегда есть возм-ть поставить под сомнение адекватность избранной доктрины.
  2. На полит. выбор гос-ва влияют различ. группы давления, отражающие объективно существующие в больш-ве обществ расхождения в определении внешнеполит-х приоритетов гос-ва, содержании его нац интересов.

Общенац. согласие оказ-ся достижимо, как правило, лишь в экстремальные моменты  развития, например ситуации появления  общей для всех, зримо и четко воспринимаемой угрозы.

Нац интересы м.б. реализованы не односторонними, а совмест. действиями гос-в, уважающих  интересы друг друга, решающих их коллизии мирными средствами, с соблюдением  общих, единых для всех правовых норм. Инструментами защиты нац-гос интересов все чаще стан-ся межд. орг-ии. Главная  составляющая нац. интереса – это самосохранение гос-ва.  
 
 

36. Понятие «геополитика».  Геополитические  факторы во внешней  политике.

Геополитика – учение о политико-стратегической ценности географич. позиции, которую то или иное гос-во или нация реализует в своей истории.

В данном определении слово «реализует»  – значит:

  1. какую позицию объективно занимает то или иное гос-во, каким образом оно вписано в структуру геополитич. интересов, существующих в мире;
  2. какую позицию гос-во стремиться занять через всю свою историю; как субъективно понимается политич. положение своей страны.

Геополитика как наука исследует обществ. пр-ссы, протекающие в той или иной цивилизации, их динамику и направленность в соотв-ии с тем географич. пространством, кот. занимают гос-во или группа гос-в, составляющих ядро цивилизации.

Именно  пространство, территория обусловили, с точки зр. геополитики, разделение гос-в на 2 основных типа: морские  и континент-ые, различающихся по многим параметрам, в том числе и экономическим.

Концепции геополитического оптимизма – гос-во стремится занять территорию, дающую max устойчивость и обеспечивающую наибольшую безопасность, а также достижение нац. гармонии.

Геополитич. мировой порядок – отн-но устойчивое распред-ие геополитич. сил в мировом масштабе, стабильная система геополитич-го взаимод-ия и влияний.

Геополитич. факторы:

1. С  т. зр. геополитики территория той или иной страны является важнейшим и, что самое главное, постоянным по силе воздействия фактором определяющим развитие гос-ва, в т. ч. и степень его завис-ти от мировых эк. процессов;

2. военно-политический. Он напрямую связан с хар-ром торговых отн-ий м/у разл. гос-вами;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"