Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Политология (шпоры).doc

— 433.50 Кб (Скачать)

1.Полит-я как  наука.Методы, ф-ции и стр-ра полит-й  науки. Роль полит-гии в сист-ме  гос-й идеологии РБ.

Политика очень  рано стала предметом науч-го исслед-я. Вначале знание о политике являлось сост-й частью философии. Уже в древности созд-ся и спец-е трактаты, посвящ-е анализу полит-й деят-ти. В наст. время полит-я, - это одна из обшир-х обл-й науч-го знания, имеющая не только теорет-е, но и прикл-е значение. При изучении конкр-х явл-й проц-в полит-я исп-т разл-е методы. Наиб-е шир-е прим-е в этой науке получ-и след-е: диалект-й, эмпирико-социолог-й ,сравнит-й, систем-й,  бихевиоральный и др.Диалект-й метод позв-т рассм-ть процессы и явления полит-й сферы в их становл-и и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явл-ми других сфер общества. Этот метод позв-т выраб-ть наиболее общие понятия и категории полит-й теории, играет объедин-ую роль во всей совок-ти исслед-й в области политики. Эмпирико-социолог-й   метод предст-т собой сов-ть приемов и методов конкр-х социол-х исслед-й, направ-х на сбор и анализ фактов реальной полит-й жизни. Сравнит-й метод состоит в сопостав-и двух и более полит-х объектов имеющих черты подобия. Он позв-т путем сопостав-я вычленить общее и особенное в многообразии полит-х явлений различных полит-х систем, выявить главные тенденции развития  полит-х проц-в. Систем-й   метод рассм-т полит-ю сферу общества как определенную целостность, состоящую из совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Бихевиоральный метод состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. В качестве особых методов анализа политических явлений называются также количественные методы и метод принятия решений. Количественный метод предполагает статистический анализ политической активности, анкетные обследования, лабораторные эксперименты. Метод принятия решений заключается в принятии и реализации политических решений, посредством которых предполагается проверить правильность выводов, полученных с помощью других методов анализа. К основным элементам структуры политической науки относятся следующие: теория политики, представляющая собой введение в эту науку и рассматривающая основы политики и политических отношений, формирования и развития политической власти; теория политических систем и их элементов-государства, партий, общественных объединений, политических режимов; история политических учений и политическая идеология, изучающие содержание различных социально-политических доктрин и концепций, их роль и функции в политическом процессе; теория управления социально-политическими процессами, изучающая цели, задачи и формы управления обществом; теория международных отношений, рассматривающая межгосударственные аспекты проявления и реализации властных отношений. Если говорить о самом общем виде, политология выполняет две основные функции:1) познавательную, служащую решению узкопознавательных задач;2)прикладную, помогающую реализации результатов научных исследований в политической практике. В этот перечень могут быть включены методологическая, теоретическая, описательная, прогностическая и идеологическая функции. Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов. Теоретическая функция-это концентрация, объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки. Описательная функция-изучение, накопление, описание, систематизация фактов, явлений политической жизни, определение на их основе тенденций и закономерностей политического развития. Прогностическая функция-выработка прогнозов относительно развития процессов в политической сфере. Идеологическая функция-выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы.

2.Античная полит-я  мысль(Платон, Аристотель, Цицерон и др.)

Наивысшего развития политическая мысль античности достигла в учениях древнегреческих философов  Платона и Аристотеля. Основными  политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство»,«Законы»,а также диалоги «Политик» и, отчасти, «Критий».Платон выступал идеологом афинской рабовладельческой аристократии. Согласно этому, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся.Власть вручалась философам, так как только они способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. В платоновской теории разделения труда и специализации сословий отсутствует класс рабов. Он рассматривает разделение труда в государстве только между его свободными гражданами. Таким образом, философы и воины в идеальном государстве Платона становятся коллективными рабовладельцами, на которых возлагаются функции по управлению и охране существующего строя. Платоновский проект идеального государства справедливо расценивается как утопия. В ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Известно, что Платон трижды безуспешно пытался реализовать свой политический проект на практике. Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе«Политика».Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. Он предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Он явился основоположником неисторического взгляда на эту проблему. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Главное в государстве-это гражданин,которого Аристотель определяет как того,кто участвует в суде и управлении.В зависимости от целей,которые ставят правители государства,Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства.Правильным он считал такой государственный строй,при котором преследуется общее благо,независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным-такой,при котором преследуются частные цели правителей.Таким образом,если Платон искал «идеальное» государство, то Аристотель был более реалистичен, соглашаясь принять одну из существующих форм. Он был убежден в том, что человек — это «существо государственное», а политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.

Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых развиваются оригинальные идеи политики, прежде всего следует отметить работы «О государстве» и «О законах» Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. э.).Он стоит у истоков того понимания государства, которое впоследствии развилось в понятие «правового государства».В частности, Цицерон пришел к выводу о том,что условием свободы является подчинение закону всех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Полит-я мысль  средневековья (Августин Блаженный,  Фома Аквинский) и эпохи Возрожд-я  (Никколо Макиавелли, Жан Боден).

Одним из наиболее видных мыслит-й периода раннего среднев-я явл-я Аврелий Августин.Осн-я черта его соц-о-полит-х воззрений-обоснование и оправд-е нерав-ва в общ-ве. Наиб-е интер-м элем-м его учения,явл-ся поним-е истории челов-ва как борьбы «двух градов»: «града божьего», сост-го из правед-в,божьих избран-в, кот-е след-т не земным, а божест-м установл-м,и «града земного» или свет-го госуд-ва,«вел-й разбойничьей орг-ции»,в кот-й борются за материальные блага и притес-т правед-в.В кон-м счете,полагал Августин, ход истории, направл-й волей Бога, прив-т к победе «града божьего» над «градом земным», т. е. свет-м госуд-м. Значение книги Августина «О граде Божием» сос-т в том,что в ней зал-на идея разд-я церкви и гос-ва, основ-ся на том,что госуд-во могло стать частью града Божьего,лишь подч-сь церкви во всех религ-х вопросах.С тех пор как эта идея была выдв-та, она всегда являлась элем-м учения церкви. В течение всех средних веков она служила теорет-м оправданием пол-ки церкви,небезусп-но стрем-ся подчинить себе гос-во.Своего рода энциклоп-й офиц-й церк-й идеологии сред-х веков явились соч-ения ученого-богослова Фомы Аквинского (1225—1274). Его идеи относ-но гос-ва, закона,права изложены в работах «О правлении властителей»,«Сумма теологии» и др. В них он пытался приспос-ть взгляды Аристотеля к догмам катол-й церкви и таким путем еще больше укрепить ее позиции.Аквинский считал,что светской власти подчинены лишь тела людей,но не их души.Верховная, всеобъемлющая власть,в том числе и право распоряжаться духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека,настолько духовная власть выше власти земного государя.С учетом данного положения Аквинский развивает теократическую концепцию власти. Государственную власть он рассматривает как результат воли Бога.Государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе.Лучшей формой гос-ва Аквинский считал монархию, что вполне отвечало особен-м общ-ва.По его мнению,осн-й задачей монарха является забота о добродетельной жизни подданных.Власть доброго и справедливого короля, считал мыслитель, должна быть отражением власти Бога в мире.Центральное место в социально-политических теориях эпохи Возрождения занимает идеология централизованного государства. Передовым мыслителям становилось ясно,что только сильное централизованное государство может преодолеть внутреннюю разобщенность. Наиболее ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения по праву считается флорентиец Никколо Макиавелли.Важным его вкладом в историю политической мысли явилось то, что теологической концепции государства он противопоставил концепцию светского государства, выводя его законы из разума и опыта, а не из теологии. Политика, по его мнению,есть лишь автономная сторона человеческой деятельности,она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Макиавелли приходит к пониманию того,что в основе политической деятельности лежат реальные интересы,корысть, стремление к обогащению. Политическая теория Макиавелли имела актуальное значение,она призвана была стать руководством для способного и честолюбивого правителя,который, возглавляя сильное государство,объединил бы страну. Италия в это время была раздроблена на городские республики. Лучшей формой государственного устройства Макиавелли считал республику.Макиавелли был убежден, что итальянская действительность требует установления единовластия. Поэтому в своем главном труде «Государь»,посвященном проблемам политики,он доказывает, что только при сильном правителе возможно создать независимое итальянское государство, освободиться от чужеземного ига.

4.Полит-е  идеи мыслителей Беларуси эпохи Среднев-я и Возрожд-я (Е.Полоцкая, К.Туровский, Ф.Скорина, М.Гусовский, А.Волан, С.Будный, В. Тяпинский, Л.Сапега).

Первые памятники  социально-политической мысли Беларуси относятся к XII в. Игуменья Ефросиния Полоцкая вошла в историю как выдающаяся просветительница белорусского народа.Полоцкая игуменья изучала и пропагандировала идеи летописи «Повести временных лет»,«Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Поучения» киевского князя Владимира Мономаха и другие сочинения.Своей просветительской деятельностью Ефросиния способствовала воспитанию у населения патриотических чувств,развитию государственности в жизни славянских племен, укреплению княжеской власти.Епископ Кирилл Туровский,также причисленный церковью к лику святых, снискал себе славу как блестящий стилист и оратор.Он как гуманист,поборник нравственности и защитник обездоленного люда обращался к злободневным вопросам общественной жизни. Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей-идеи единения восточнославянских земель,или идеи общерусского единства.Под ее влиянием развивались политические события во все последующие периоды отечественной истории. На развитии политической мысли и всей отечественной культуры в рассматриваемый период благотворно сказывался общий духовный подъем, охвативший европейские страны в эпоху Возрождения.Это время дало нам Франциска Скорину-белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя;Миколу Гусовского-европейски известного поэта-гуманиста.Франциск Скорина свои социально-политические взгляды изложил в предисловиях,послесловиях и комментариях к напечатанным им религиозным книгам.Скорина явился первым мыслителем Беларуси,который поставил и рассмотрел проблему соотношения права и закона.Скорина проповедует равенство всех перед законом.Он требует,чтобы суд был справедливым,ибо законы предназначены для охраны спокойствия и благосостояния общества.Полит-е взгляды М.Гусовского имели демократическую направленность.Он предстает перед читателями как сторонник мира, дружбы и единения народов.Войны-он считает презренным делом.Особое место в творчестве Гусовского занимает идея национального патриотизма. «Песнь о зубре» написана как гимн своему отечеству,его стойкому и мужественному народу. Гражданским долгом писателя поэт считает просвещение и пробуждение национального сознания своего народа.Видными представителями белорусской политической мысли этого периода были также Андрей Волан,Сымон Будный,Василий Тяпинский,Л.И.Сапега и др.В их произведениях анализируются актуальные для эпохи Возрождения проблемы: происхождение и сущность государственной власти,идеалы справедливого правления, соотношение права и закона,естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных.В целом уровень развития отеч-й полит-й мысли в этот период получил свое закреп-е в таких уник-х политико-правовых документах, как Статуты В. к .Л. А.Волан-ему принадлежит роль среди белорусских мыслителей в разработке гражданско-правовой концепции политики.В его произведениях центр-е место занимает анализ естественных прав людей,свободы,рав-ва и справедливости.Социально-политические взгляды С.Будного можно опред-ть как умер-но консерват-е.Он решит-но выступил в защиту правит-ва и права каждого подданного занимать государственную должность.

Непосред-ное участие в разработке общей концепции и формулир-нии различных статей Статута 1588 г. принимал выдающийся деятель ВКЛ-Л.Сапега.Фундаментальным в его политической теории является понятие «свобода».

5.Политич-я  мысль Нового времени (Д.Локк, Т.Гоббс, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо,И.Кант, Г.В.Ф.Гегель).

Политическая  наука Нового времени связана  с именами крупнейших мыслителей ряда стран,она как бы перемещается из одной страны в другую,следуя за бурными общественными событиями.Центрами политической жизни и соответственно политической науки становятся то Голландия,то Англия,то США,то Франция,то Германия.Отцом современной политологии как науки считают англичанина Томаса Гоббса.Государство возникло,по его мысли,на основе общественного договора из естественного догосударственного положения.Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира.В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан,тем самым добровольно ограничивших свою свободу.Но на государя одновременно была возложена функция охраны мира и благоденствия.При всех различиях концепция общественного договора была ядром политических построений англичанина Джона Локка (1632—1704).Его заслугой является выдвижение идеи разделения власти в государстве между различными органами, для того чтобы не допустить ее деспотического использования и злоупотребления ею.Существенное развитие политические идеи получили в трудах мыслителей французского Просвещения.Его наиболее видными представителями являются Шарль Луи Монтескье,Вольтер,Жан Жак Руссо.В их произведениях принципы свободы и равенства превратились в развернутые политические учения.Так,Монтескье доказывал,что политическая свобода может быть гарантирована только при относительно независимом существовании законодательной,исполнительной и судебной властей.Он считал,что политическая свобода может быть обнаружена только там,где нет злоупотребления властью.Однако многолетний опыт показывает,что каждый человек,наделенный властью, склонен злоупотреблять ею.Вольтер считал своим политическим идеалом «просвещенную монархию»,где просвещен не только сам монарх,но и его подданные.Руссо принадлежит заслуга в выдвижении идеи народовластия.Он считал,что никакой парламент не может представлять народ,а поэтому каждый закон должен быть принят всем народом. Избранники народа, по мысли Руссо, должны заниматься только исполнением законов, перед которыми все равны.Значительные заслуги в развитии политических идей принадлежат немецким мыслителям Иммануилу Канту,Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю.Кант, к примеру, большое внимание уделял обоснованию идеологии либерализма. Принципом его политической теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей.Гегелю же принадлежит заслуга разработки и разграничения категорий «гражданское общество» и «государство».Как видно,идеи немецких мыслителей не потеряли своего значения и в настоящее время.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"