Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Политология (шпоры).doc

— 433.50 Кб (Скачать)

Конфедеративные государства-это союзы суверенных государств,образуемые для совместного решения определенных задач экономического,военного,социального и иного характера.Они созд-ся как правило для ведения войны.В таких союзах отсутствуют единые органы государственной власти и управления,а создаются специальные учреждения только для координации действий участников союза по реализации намеченных задач.Как показывает история,конфедерации-весьма непрочные межгосударственные образования,они либо распадаются,либо преобразуются в федеративные союзы.Конфедерациями были:Швейцарский союз,Индонезийский союз.В наст. время в мире конф-й нет.Осн-е черты:1)отсутствие единого надгос-го бюрократ-го аппарата;2)каждый субъект имеет свои гос-е институты;3)отсутствие единого законод-ва;4)отсутствие единой ден-й ед-цы;5)проведение единой внешней политики;6)отсутствие единых вооруж-х сил,хотя единой командование имеется;6)возм-ть свободного выхода субъекта конф-ции из нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Прав-е гос-во и гражд-е общ-во:пон-е, черты, проб-ы формир-я. Проб-а идеолог-го обесп-я госуд-ти в РБ.

 Идея правового государства развилась из  идеи  господства  закона в  жизни народа, общества, социальных групп,личности,а также в деятельности государства и всех его должностных лиц. Государство,деятельность которого подчиняется установленному демократическим путем закону,получило название правового государства. Понятие                     В органической связи с идеей правового  государства  формировались   и                                                                       представления  о  гражданском  обществе.С гражданским обществом связывался процесс правового регулирования взаимоотношений между личностью, обществом и государством.

Исходным моментом современных представлений о  гражданском обществе явилась идея Гегеля о различении общества и государства. Общество,в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей,где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена, называется гражданским обществом. Такое общество составляет комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов(включая семью, школу, церковь, средства массовой информации, производственные, творческие и иные объединения по интересам, политические партии, общественные организации и движения),взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого политического государства. Как и правовое государство,реально оно возникает лишь на индустриальной стадии развития производства. Гражданское общество заявляет о себе ростом городов, расширением и усложнением инфраструктуры городского хозяйства, доминированием городских форм жизнедеятельности людей.Его появление знаменует формирование одновременно нового типа личности, нового типа коллективности и нового типа отношений между личностью, обществом и государством. Правовое государство является предпосылкой и условием развития гражданского общества.Ни одна общест             венная ценность,на которой основывается современная жизнь людей, практически неосуществима без юридических гарантий.Именно в согласованных и закрепленных правовым государством рамках и процедурах происходит столкновение политических целей и взглядов,выяснение и сравнение общественных позиций и программ.Для различных политических сил открывается простор для привлечения на свою сторону граждан.В правовом государстве можно иметь свое мнение по поводу государственно-правовых велений,но следовать им когда они состоялись, обязательно. Таким образом,если гражданское общество характеризуется разнообразием взглядов и подходов,мотивов и интересов,предельной индивидуализацией форм общения и поведения,то правовое государство едино и единственно,оно олицетворяет собой «становой хребет» и одновременно форму общества. Убери правовое государство-развалится общество на конкурирующие и борющиеся между собой части,погрязнет в бесконечных спорах, выяснении каждым именно своей «правды» в кровавых столкновениях и даже гражданских войнах.Условием стабильности гражданского общества,сохранения его целостности является наличие государственной политики,закрепленной государственно-правовыми структурами и проводимой ими в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Законодат-я  власть,Парламент, его стр-ра и  полномочия.

Законодат-я  власть-высший представит-й законод-й орган страны.Он наз-ся по-разному: парламент(Франция); конгресс(США); федеративное собрание(РФ);нац-е собрание(РБ) и т.д.По структуру парламент бывает:однопалатный (Дания.Швеция)и двухпалатный (США,Канада,Германия,РФ,РБ).Сроки полномочий созывов парламента разные (от 2 до 6 лет).Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов формир-ся выборным путем.Оптим-е число избир-х депутатов от 9 до 17.В депутаты избир-ся люди с хорошим образованием(ученые,спец-ты высокого уровня.юристы).Для конструктивной работы парламента образ-ся коммисии и комитеты,кот-е заним-ся разраб-й законопроектов. Коммисии форм-ся из чила депутатов. Они бывают:пост-нно действующие и временные.Важную роль в работе парл-та играют фракции-они образ-ся как правила по плитическим интересам.В состав руководства парламента входят:спикер(председатель парл-та);председатель комитета;лидеры партийных фракций.Парламент выполняет след-й ф-ции:1)законотворческая; 2)представительская(означает,что депутаты будут защищать интересы своих избирателей);3)ф-ция обратной связи(реал-ся ч/з деят-ть по поддержанию контактов депутатов с избирателями);4)форм-ние бюджета(бюджет разраб-ет прав-во и предлагает на утверждение парламенту,чтобы он стал законом).

 

 

 

25.Законод-я  власть в РБ.

Законод-я власть в РБ: парламент-наз-ся нац-е собрание. Состоит из 2-х палат: 1)верхняя-Совет республики; 2)нижняя-Палата представителей. Палата представ-й сост-т из 110 депутатов избир-мых в возрасте не <21 года по адм.-террит. ед-цам в зав-ти от кол-ва прож-щих там жителей. Палата предст-й заним-ся: 1)разраб-т и прин-т законопроекты,кот-е отправл-ся на рассм-ние верх-й палате; 2)дает согласие на утверждение кандидатур на ряд гос-х должностей,предлож-х президентом;3)высказ-т вотум недоверия президенту в случаях грубого нарушения Конституции или предат-ва;4)утверждает или отправляет на доработку бюджет;5)узаконивает объявление войны или закл-ние мира;6)назн-ет даты выбора Президента; 7)заслушивает Президента по важн-м вопросам внутр-й и внеш-й политики. Верхняя палата-Совет республики состоит из 64 человек. Она форм-ся на основе равного предст-ва от адм.-террит. ед-ц страны,т.е. по 8 человек от каждой области и Минска. Они назн-ся президетном на моложе 35 лет.Срок полномочий 4 года.Совет Республики заним-ся:1)одобряет или отправл-т на доработку закон,принятый нижней палатой и проверяет на пердмет соотв-вия Конституции принятого закона;2)дает согласие на утверждение кандидатур на ряд важн-х гос-х должностей, предлож-х президентом;3)заслушивает информацию по важн-м вопросам внутр-й и внешней политики страны;4)назн-т даты выбора президента;5)узаконивает или отвергает объявление войны. Законод-я власть на местах предст-на областными,районными и сельскими советами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26.Исполн-я  власть:сущ-ть, стр-ра, роль и место  в полит-й сист-е общ-ва.Полномочия  главы гос-ва и прав-ва.Инст-т призиденства. Мест-я власть.

Исполн-я  власть - явл-ся высшим коллегиальным осущ-щим пол-кие решения, принятые Парламентом. В состав прав-ва входят:главы министерств,ведомтсв и комитетов. Возглавл-ся прав-во либо премьер-министром,либо председателем прав-ва и нац-й совет министров. Исполн-я власть тяготеет к превышеню власти. Порядок форм-я прав-ва зав-сит от формы гос-го правления.Так в презид-ких респ-ках прав-во форм-ся президентом,либо из числа представителей партии побед-шей на выборах,либо на безпартийной основе. В презид-ких респ-ках прав-во имеет статус совешательного органа.В парламентских органах правления–это высший орган гос-й власти.В презид-ких респ-х прав-во подотчетно президенту,и автоматически уходит в отставку при окончании сроков полномочий президента. В парлам-ких респ-х и монархиях прав-во подотчетно парламенту и м.б. отправлено в отставку парлам-том. Деят-ть прав-ва строится по принципу иерархии: председатель(премьеминистр); министр; начальники департаментов управлений и т.д.

 

 

27.Исполн-я  власть в РБ.

Исполн-я  власть РБ(прав-во)-нац-й совет мин-ров.Его возгл-ет премьер-министр.Прав-во сост-т из министерств(17),ведомств(18) и комитетов.Прав-во формир-ся президентом.Срок и полномочия прав-ва связаны со сроком и полномочиями президента,за исключением случаев,когда он отправляет его в тоставку досрочно.Полномочия прав-ва оговорены в Конституции РБ.Прав-во РБ заним-ся:1)организует исполнение законов принятых в парламенте;2)обеспечивает общ-й порядок в стране;3)разр-ет и осущ-ет внутреннюю и внешнюю политику в стране;4)обеспечивает безопасность страны;5)отчитывается п/д парламентом по важн-м вопросам внутр-й и внешней пол-ки;6)опред-т осн-е направления соц.-экон. развития страны;7)осущ-ет образов-ю и воспитат-ю политику;8)орган-ет и прводит выборы и референдум. Президент РБ явл-ся главой гос-й и исполн-й власти в стране и гарантом конституции.По Конституции президент наделен большими полномочиями и несет персональную ответств-ть за все.Президент РБ:1)представляет страну на м/унар-й арене и закл-ет м/унар-е договоры;2)форм-ет прав-во подотчетное ему и отправляет в отставку;3)издает декреты и указы имеющие силу закона до принятия или отклонения их парламентом;4)явл-ся главнокомандующим;5)решает вопросы гражданства;6)объявляет войну и мобилизазию(плную или частичную);7)осущ-ет амнистию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.Понятие и  ф-ции полит-й партии. Правовая  регламентация деят-ти полит-х  партий.

Слово «партия» латинского происхождения и означает часть более крупной общности.

В современной литературе понятие «политическая партия» имеет множество интерпретаций.Встречаются две точки зрения:1)партия рассматривается как идеологическая общность людей;2)партия понимается как организация,базирующаяся на дисциплине и субординации.Т.о. политическая партия представляет собой общность людей,объединенных организационно и идеологически,которая выражает интересы определенного класса,социального слоя или общественной группы и ставит своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. К осн-м ф-ям можно отнести: идеологическую,политическую и организаторскую функции. Идеологическая функция состоит в выявлении,обосновании и выражении интересов людей,объединенных в данной партии,а также являющихся ее сторонниками. Непременным ее элементом является определение ориентиров и рубежей общественного развития,а также изложение системы намечаемых к реализации мер в политической, экономической, социальной, культурной, внешнеполитической, военной и других областях общественной жизни. Политическая функция состоит в практическом участии партии в борьбе за власть,в ее осуществлении,в принятии политических решений и в контроле за их исполнением.Наиболее реально данная функция партий проявляется в периоды избирательных кампаний. Политические партии отбирают кандидатов на выборные государственные должности и в представительные органы власти, осуществляют предусмотренные законодательством процедуры их выдвижения и регистрации,ведут агитационную работу среди избирателей в поддержку своих кандидатов. Организаторская функция партий заключается в практической реализации ими своих программных установок и решений.Эта сторона их деятельности выдвигается на первый план после выборов.Она проявляется главным образом в организации взаимодействия партийных органов и рядовых членов партии с представительными и исполнительными органами власти.В зависимости от результатов выборов партии организуют различные акции,направленные либо на поддержку,либо на противодействие осуществляемой властями политики. Законодательство каждой страны по-своему регулирует статус партий. В одных странах партия считается существующей уже в силу провозглашения самой себя в качестве таковой. В других-законодательство не требует формальной регистрации партии в каком-либо государственном органе.В третьих странах правовыми актами предусмотрена обязательная регистрация партий,после чего они приобретают статус юридического лица.Для того,чтобы партии могли успешно осуществлять свои функции,законодательство наделяет их достаточно широкими правами и полномочиями.Политические партии обладают правом свободно распространять информацию о своей деятельности,пропагандировать свои идеи,цели и решения.В ходе избирательных кампаний они получают доступ к государствнным средствам массовой информации.Партии могут иметь и распространять собственные печатные издания, проводить митинги, манифестации, демонстрации. За ними закрепляется право критики правительства и государственной администрации.Наиболее широкими полномочиями обладают партии, представленные в парламенте. Они имеют право создавать парламентские группы (фракции),направлять своих представителей в государственные органы, формируемые парламентом.

 

 

 

 

 

 

 

29.Типология полит-х  партий.

Существует множество  критериев,на основе которых можно классифицировать политические партии.Приведем основные варианты классификации партий.Партии парламентского типа (парламентские партии) и партии непарламентского происхождения (авангардные) представляют собой две основные разновидности объединения людей по идеологическим признакам Парламентские партии,отстаивая интересы своих социальных слоев,политическую деятельность ограничивают,как правило,участием в предвыборных кампаниях,работой своих представителей в выборных органах власти.Авангардные партии,не ограничиваясь участием в предвыборной борьбе и в представительных органах власти,используют все другие формы политической деятельности:организацию пропагандистских кампаний,демонстраций,митингов, манифестаций,пикетов и т. д.Однако в современных демократических обществах любая партия независимо от своего происхождения стремится стать парламентской или сочетать парламентские и внепарламентские формы политической деятельности.Весьма распространенным является способ классификации партий по признаку прогрессивности или консервативности их политических программ.Те партии, которые отстаивают более или менее прогрессивные общественно-политические изменения,принято называть левыми,защищающие существующие,устоявшиеся общественные порядки получили название правых,а те партии,которые занимают промежуточное положение между двумя первыми и имеют черты тех и других,нередко называют партиями центра.В соответствии с этим в политическом спектре западных стран ныне к левым партиям относят,как правило,политические партии трудящихся слоев, сторонников социализма и коммунизма,к правым-буржуазные партии.Близко к данной классификации находится подразделение политических партий в зависимости от характера их идейных доктрин и отношения к существующему общественно-политическому строю.По этим признакам различают партии:революционные,ставящие своей целью радикальное,качественное преобразование общества;реформистские, стремящиеся к улучшению жизни без принципиальных структурных общественных изменений;консервативные,тяготеющие к устойчивому сохранению сложившихся форм общественной жизни;реакционные,добивающиеся частичного или полного возврата к ранее существовавшим общественным порядкам.Большинство современных политических партий имеет официально оформленное членство и сложную организационную структуру.Их можно назвать массовыми партиями,так как они стремятся к привлечению в свои ряды как можно большего количества граждан главным образом с целью обеспечения посредством членских взносов финансовой поддержки своей деятельности.Они располагают постоянно действующим центром,принимающим решения по текущим вопросам деятельности, партийные же массы объединяются в низовые, первичные организации.Такие партии ведут работу среди населения постоянно,а не только в период избирательных кампаний.Есть партии с фиксированным членством,но с иными организационными принципами. Речь идет о таком типе партий, как кадровые.Они стремятся действовать не через партийные массы, а через круг профессиональных политиков и известных общественных деятелей.Они опираются на финансовую поддержку состоятельных слоев общества.Политические партии различаются и по источникам финансирования их деятельности. Традиционно наиболее устойчивым источником средств являются членские партийные взносы. Однако используются и другие источники финансирования. Для консервативных и либеральных пар-- это пожертвования бизнеса, для левых партий — средства, выделяемые профсоюзами. Все более широкую поддержку получает идея государственного финансирования партий, что не лишает их права «подкармливаться» за счет других источников.Наконец,в зависимости от того,возглавляет партия (партии) правительство страны или нет, имеет большинство среди членов парламента или нет, подразделяют партии на правительственные и Оппозиционные. Последние не обязательно ставят своей целью свержение существующего общественно-политического строя и замену его новым, хотя и это не исключается полностью. Они критически относятся к тем или иным аспектам политики правительства, но обычно стремятся законным путем, т. е. посредством победы на выборах, занять правящее положение. Оппозиционные партии всегда обещают что-то делать лучше, чем правительственные партии, и в этом смысле их деятельность носит конструктивный характер.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"