Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Политология (шпоры).doc

— 433.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Полит-е  партии РБ.

Политические  партии РБ. С марта 1991г. нач-ся регистрация пол-х партий.В октябре 1994г. вступил в силу закон «О полит-х партиях».К концу 1997г. на тер-рии Бел-си было зарегистрировано 43 партии. Однако к началу нынешнего года их осталось 17.Большинство Бел-х партий малочисленны и насчит-т от1000 до 3000чел-к.По характеру своих программ партии Беларуси дел-ся на след-е группы: 1)либеральные партии (БНФ,объедин-я гражданская партия,консервативная). Они выступают за ускоренное внедрение основ экономики,изменение ориентира внешней экон-ки на Запад и др.; 2)социал-демократические партии-выст-т за равитие социального ориентира экономики(аграрная партия,соц-но-полит-я грамада и др.)

1)Аграрная,1992,Шиманский,76 отделений.

2)Бел-я партия  женщин «Надзея»,1994,Матусевич,41 организация

3)Бел-я партия  зеленые,1994, Грамыко, Гомель,1структура

4)Бел-я патриотическая  партия,1994,Улахнович,26 орг.

5)Бел-я соц-л-демократ-я  партия (Народная грамада),1996,Статкевич, 83 орг.6)Бел-я соц-но-спортивная,1994, Александрович, 22 орг.

7)Бел-я эколог-я  партия зеленых(БЭЗ),КАрташ,13 орг. ,Гомель

8)Коммунистическая  партия Беларуси,1996, 249 орг.

9)Консервативно  хрестианская партия (БНФ)1999,Поздняк,52 орг.

10)Либерально-демократическая,  Гайдукевич, 454 орг.

11)Объединенная  гражданская партия,1995,Либедько, 173орг.

12)Бел-я социал-демокр-я  грамада,1998,Шушкевич,68 орг.

13)Партия «БНФ»2000,Вечерко,129 стр.

14)Белорусская  партия коммунистов,1991,Калякин,

15)Республиканская,1994,Белозор,32 орг.

16)Респ-я партия  труда и справедливости, Соколов

17)Социал  демократическая  партия нар. Согласия1997,Ермак,14 орг.

35. Политология выясняет его место и роль в системе политических отношений. Однако деятельность человека в сфере политики есть лишь часть его многообразной социальной жизни. Поведение  здесь подчиняется  общим социологическим   закономерностям. Поэтому  рассмотрение личности как субъекта политики следует начать с уяснения проблемы взаимоотношения между личностью и обществом. Но сначала необходимо определить суть таких понятий, как «человек»,«индивид», «индивидуальность»,«личность». В обыденной речи перечисленные термины употребляются как правило, в одном и том же значении, но в науке их смысл различается. Понятие личность многозначно. С одной стороны, оно представляет конкретного индивида как субъекта деятельности. С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт. Этот второй аспект понятия наиболее важен с точки зрения социологии и политологии, так как эти науки отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, социальной группы Политическая социал-я личности- политич-я ф-я, нормативно одобренный образ политического поведения ожидаемый от каждого кто занимает данное положение.

В процессе политической социализации личность проходит несколько этапов:

1)Совпадает с  детством и отрачеством, когда  формир-ся политич-е взгляды и  образцы политического поведения.

2)Период интенсивного  обучения – формируется мировоззрение,система  норм и ценностей трансформир-ся  во внутр-й мир. Закладся основы  политич. Культуры.

3)Период активной  социальной деятельности – это  определение своего социального  положения, превращение в гражданина.

4)Вся последняя  жизнь человека когда он совершенствует  свою политическую культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

31.Парт-е  сист-мы и их черты.Полит-я опозиция и ее роль в функц-нии полит-й сист-ы.

В ходе политического процесса между партиями возникают те или иные взаимоотношения. Словом,в различных странах складываются определенные партийные системы,которые в контексте нашего изложения можно рассматривать как сложные подсистемы политической системы общества.На образование партийной системы влияет целый ряд факторов:уровень экономического развития общества, соотношение социально-классовых сил,степень зрелости общественных отношений, национальный состав населения,исторические и Религиозные традиции и другие. Сущ-т три типа политических систем общества,хар-ся соответствующими политическими режимами,-демократическая,авторитарная и тоталитарная.Каждой из них присущи определенные типы партийных систем.Демократическому политическому режиму свойственна многопартийность,в соответствии с которой деятельность политических партий формально не ограничивается.Однако конкретная структура многопартийных систем существенно меняется от страны к стране.В США, Англии, Канаде и некоторых других странах действует партийная система с двумя влиятельными партиями (двухпартийный уклад).Во Франции и в Германии существует поляризованная коалиционная партийная система,при которой обычно две партии с полярными политическими ориентациями в течение длительного времени по своему влиянию на избирателей почти не уступают друг другу.Однако в такой системе  рядом  с  двумя  основными  партиями  находится третья,в  чьей возможности определить успех одной из первых двух.Особый феномен представляет собой двухпартийный уклад,который характерен для политической системы США.Существенной чертой данной партийной системы является то,что она автоматически обеспечивает одной из двух партий большинство мест в парламенте или победу на президентских выборах. Однако при этом обе партии-Республиканская и Демократическая-мало чем отличаются друг от друга. Разумеется, каждая из них имеет свой взгляд на власть и на общественное развитие, но они сходятся в главном, в своем отношении к существующему общественному строю, и потому каждая из них стремится властвовать одна, не нарушая раз и навсегда заведенный конституционный порядок.Следовательно,по своей природе этот двухпартийный уклад отличается от многопартийности. Фактически-это постоянная коалиция, монополизировавшая политическую власть.Авторитарному политическому режиму свойствен, как правило,принцип однопартийности,под которым следует понимать не количество действующих в стране партий (даже не количество находящихся на легальном положении),а законодательное закрепление за одной из разрешенных партий формального статуса правящей.На практике роль такой партии сводится к организации массовой поддержки политики руководства государства. Некоторые авторитарные режимы допускают деятельность двух и более определенных партий при одновременном запрете всех других.Но и в этом случае деятельность разрешенных партий существенно ограничивается.В политической жизни они играют второстепенную роль,поскольку не имеют возможности оказывать реального влияния на государство.Тоталитарному режиму также свойственна своя партийная система.Здесь действует только одна политическая партия,другие распущены или запрещены.Однако в отличие от авторитарного режима эта партия стоит над государством,осуществляет в обществе доминирующую роль. Аппарат партии,как правило,срастается с аппаратом государства, что ведет к утрате различий между партийной и государственной деятельностью. Возникновению подобных систем, как правило, предшествует кризис демократических методов осуществления власти.

 

 

 

32.Обществ-е  обьед-я и движ-я:приз-ки, цели, задачи, правовая регламент-я деят-ти. Полит-й  лоббизм.Обществ-е обьед-я и движ-я  в РБ.

Общественное  объединение-это добровольное  формирование  граждан,возникшее в результате свободного их волеизъявления  на  основе общности своих интересов. Общественными объединениями признаются политические партии,массовые движения, профессиональные союзы,женские, ветеранские организации,общества инвалидов, молодежные и детские организации, научные,технические,и иные добровольные общества,фонды,ассоциации,другие формирования граждан.Т.о.,общественным объединением является всякое добровольное формирование граждан.Массовым общественным движением называется совместная деятельность граждан,преследующих определенные общественные цели,но не имеющих завершенной организационной структуры и фиксированного членства.Общественные организации и движения можно подразделить на имеющие политические черты и не имеющие таковых.Политический характер носят те общественные объединения,которые пытаются изменить существующие политические условия или закрепить их путем оказания влияния на институты власти либо же путем борьбы за власть.Общественные объединения политического характера,т. е. стремящиеся влиять на правящую группу,могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны.Известны случаи,когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство отступать перед своими требованиями.С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления:пропагандистские кампании в средствах массовой информации,сбор подписей под соответствующими требованиями, забастовки,неповиновение указам правительства,пикеты,митинги, шествия и др.Во многих странах широко практикуется такая форма давления на законодателей,как лоббизм.Суть ее состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности,в ходе которой влиятельные дельцы и политики-лоббисты-стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект.Неполитический характер,следовательно,имеет деятельность тех общественных объединений,которые не участвуют в борьбе за власть,не ставят своей целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе и не стремятся оказывать какое-либо давление на правительство.Для того,чтобы общественные объе-динения могли играть видную роль в политической жизни,они должны обладать соответствующими правами.В законодательстве принята норма,согласно которой права таких объединений закрепляются в их уставах.Государство признает любые общественные  объединения  граждан,  преследующие самые различные социальные цели и интересы,не противоречащие действующему законодательству.Законодательство каждой страны не допускает деятельности общественных объединений, цели которых несовместимы с интересами общества, моральными нормами и общечеловеческими ценностями.Самой массовой общественной организацией являются профсоюзы, объединяющие на добровольных началах трудящихся,связанных общими интересами по роду деятельности как в производственных,так и в непроизводственных сферах,для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.В условиях перехода к рыночным экономическим отношениям,приватизации государственных предприятий значение профсоюзов в отстаивании законных интересов и прав трудящихся резко возрастает.В условиях суверенной Беларуси положение резко меняется.Профсоюзы повсеместно заявили о себе твердой позицией при заключении коллективных договоров, рядом мощных забастовок,существенно повлиявших не только на социально-экономические отношения,но и на политический процесс в обществе.Значительно возрос вес в социально-политической жизни различных промышленных,научно-технических, творческих,культурно-просветительских и других ассоциаций,союзов,обществ и фондов, отражающих экономические,социально-духовные и политические интересы различных слоев общества.В последние годы наряду с ранее существовавшими обществами возникли новые-союзы кооператоров,научно-промышленные ассоциации,крестьянские союзы, различные фонды.

 

 

33.Полит-й  процесс:сущ-ть, стр-ра, субьекты.

Полит.процесс-это форма существования полит.системы общ-ва, эволюционирую-щая во времени и пространстве. Это цепь полит.событий и состояний, изменяю-щихся с течением времени. Термин полит.процесс давно используется в политологической лит-ре, однако за ним не стоит строгого определения.

Обычно под  термином пол.процесс пони-мают изменения  в системе властных от-ношений. Эти  изменения могут происхо-дить в  различных вариантах динамики, кот-е формирует взаимодействие соц-х групп и отдельных индивидов. Обычно выделяют 3 режима их протекания:

1.Функционирование. Этот режим не выводит пол.систему за рамки сложившихся взаимоотнош-й граждан и институтов гос.власти. В этом случае пол.процессы отражают лишь воспроиз-водство структурами власти повторяю-щихся отношений между элитой и массами, полит-ми партиями и т.д. Традиции в развитии связей участников пол.процессов обладают неоспоримым приоритетом перед инновациями.

2.Развитие. Структуры и механизмы власти выводят политику гос-ва на новый уровень соц-й эволюции. Развитие полит.процесса означает нарастание сложности пол.системы, ведущее к нова-циям и повышению активной адаптации властных структур к соц-м условиям.

3.Упадок. Разрушение целостности пол-й системы и утрата п.с. ее легитимности. Полит-е изменения имеют негативный характер по отношению к нормам и усло-виям целостного существования п.с.

Все эти типы динамики полит.процесса характеризуют  постоянное взаимод-е многообразных  групп и принадлежащих к ним граждан. Непрерывное вступление в политику и выключение из нее тех или иных групп придает процессу двойствен-ный характер.

По значимости для общ-ва тех или иных форм полит.регулирования  соц-х отноше-ний полит-е процессы можно разделить на базовые и периферийные. Базовые процессы характеризуют разнообразные способы включения широких соц-х слоев в отношения с гос-м, формы преобразова-ния интересов и требований населения в управленческие решения и т.п. Перифе-рийные процессы раскрывают динамику формирования отдельных полит.ассоциа-ций, различные связи и отношения в пол. системе, не оказывающие принципиаль-ного воздействия на основные формы и способы осуществления власти. Базовые и периф-е пол.процессы различаются по времени и хар-ру осуществления, могут протекать явно или в скрытой форме. Применительно к общ-ву в целом полит. процесс раскрывает взаимод-е соц-х и пол-х структур и отношений. С точки зрения внутреннего содержания полит-й

ее отдельным  элементам, нормам, прини-маемым решениям, в открыто демонстри-руемой форме. К протестным формам по-ведения относят митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования и т.д.

Полит.участию  противостоит такой тип пол.поведения  как абсентеизм. Это укло-нение  от участия в полит.жизни, полит-я  апатия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.Полит-я  деят-ть и полит-е участие.Принцип  и формы взаимод-я суб-в политики.

Политическое  участие-это влияние гра-ждан на функционирование пол.системы, формирование пол-х институтов и про-цесс выработки полит.решений.

К полит.участию  можно отнести электо-ральное поведение, активистскую деят-сть, направленную на поддержку канди-датов и партий в избират-х кампаниях, участие в митингах и демонстрациях, участие в деят-сти партий и групп инте-ресов.

Многообразие  форм и разновидностей полит.участия  зависит от определенных свойств действующего субъекта (возраст, образование, род занятий), режима прав-ления, а также от конкретной полит-й си-туации.

Англ.ученый А.Марш выделил 3 основ-ных типа полит.участия: ортодоксальное, неортодоксальное и  полит.преступления.

К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функци-онирование пол.системы. К неортодок-сальному относятся несанкционирован-ные действия, связанные с выражением требований или направленные против пол.системы. Отдельно выделяются пол. преступления – полит.деят-сть с исполь-зованием нелегитимного насилия.

При всем многообразии форм и разно-видностей пол.участия  очевидно, что все они различаются  по масштабности, сфере социального  распространения. Обраще-ние индивида к полит-м средствам защи-ты своих интересов может либо предпо-лагать его участие в решении вопросов общенационального хар-ра, либо касать-ся местных проблем.

Существенной  характеристикой является степень  интенсивности пол.участия. Од-ной  его крайностью является деят-сть  активистов партий, полит.движений и пр. а другую характеризуют апатия, отчуж-денность людей от политики, полное рав-нодушие к ней. Основной формой полит. участия для большинства населения явля-ются выборы в представительные органы власти.

С точки зрения мотивации пол.действий можно говорить об автономных и моби-лизованных формах полит.участия. Авто-номное участие-это добровольная деят-сть индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами полит.активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т.п. В любой полит.системе присутствуют элементы и того, и другого типа полит.участия.

В плане отношения  к действующим в гос-ве законам  различают конвенцио-нальные (легальные, соответствующие законодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы полит.участия.

Полит.участие  можно классифицировать по степени  и уровню активности (актив-ное-пассивное).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"