Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Политология (шпоры).doc

— 433.50 Кб (Скачать)

В структуре  полит-го поведения и учас-тия  определенное место занимают протестные формы поведения. Полити-ческий протест-это проявление негатив-ного отношения к полит.системе в целом,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.Лич-ть  как суб-т и об-т политики.

В истории политических учений взаимодействия личности и политики прежде всего анализировались через призму субъект-объектных отношений, то есть прежде всего ставился вопрос о том, является ли человек, личность в политике субъектом (тем, кто воздействует) или объектом (тем, на кого воздействуют). В этой связи возникло два основных подхода.

Согласно патерналистским (от лат. pater - отец), тоталитаристским и вождистско-лидерским теориям, человек (обычный гражданин общества) может являться лишь объектом политического воздействия лидеров, вождей, героев, «отцов нации», профессиональных политиков.

Причину этого обычно усматривают в общей политической безграмотности, политической инертности и инфантильности, отсутствии способностей к политической деятельности у большинства членов общества, а также в некоторых социально-психологических особенностях людей (например, в недостаточной «воле к власти», в стремлении устраниться от ответственности и принятия решений, в желании перепоручить свои полномочия другим членам сообщества, в потребности в наставнике, учителе, вожде и т. д.).

С точки зрения сторонников либерально-демократических, социал-демократических, христианско-демократических и коммунистических теорий каждый человек, каждая личность является не только объектом, но и субъектом политики, то есть может оказывать активное влияние на политические процессы в обществе.

Следует заметить, что в этом процессе взаимодействия личности и политики огромное значение имеет специфика социально-политической среды и, прежде всего, социально-политическое устройство общества. В недемократических  обществах с жесткими режимами политического управления возможность влияния на политическую сферу человека, не занимающегося политикой профессионально, является минимальным. По мере демократизации политической сферы жизни общества роль личности в политике возрастает. Каждый человек – гражданин общества, осуществляя свои политические права, выступает в качестве активного субъекта политики, оказывая влияние на принятие политических решений, то есть активно участвуя во властных отношениях.

     Необходимо также подчеркнуть, что по сравнению с другими субъектами политики - политическими группами, объединениями, партиями, движениями и институтами, личность является первичным субъектом: без человека, личности невозможно было бы существование иных (их называют вторичными) субъектов политической жизни общества.

Взаимодействие  каждой конкретной личности с политической сферой жизни общества осуществляется в различных формах, с различной  интенсивностью на разных этапах жизненного пути. Среди многообразных политических взаимодействий личности и общества наиболее важными являются те, которые систематически повторяются и длятся во времени (видоизменяются), то есть представляют собой длительный процесс. Особо важную роль в политической жизни общества играют: а) политическая социализация, в процессе которой человек «включается» обществом в политическую сферу; б) политическая адаптация, посредством которой личность сама приспосабливается, подстраивается, «включается» в социально-политическую сферу жизни; в) политическое участие, позволяющее личности сознательно и активно влиять на социально-политические процессы в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Полит-е  лид-во:природа, осн-е ф-ции и  типы.

Отправным пунктом  для понимания социальной природы  политического лидерства является осознание того, что лидерство  являет собой процесс сложного взаимодействия между людьми в социальных системах и вырастает из потребности их общей деятельности в организации и руководстве, основанных на авторитетно-легитимном навязывании воли и подчинения. Содержание понятия лидерства составляют такие важные признаки:

* общая солидарная  деятельность людей;

* наличие общих  интересов и общей цели;

* преобладание  носителя авторитета в качествах  и полномочиях.

Лидерство - это  результат персонификации идентифицированных групповых и общественных интересов.

Если попытаться кратко определить политическое лидерство, то можно сказать, что оно являет собою основанный на авторитете персонифицированный  способ самоорганизации общественной жизни.

Политическое  лидерство (от англ. Leader - ведущий, руководитель) - процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого наделенные реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которая добровольно отдает им часть своих политико-властных полномочий и прав.

функции политического лидера.

1. Диагностическая  функция, которая сводится к  постановке диагноза, когда лидер  изучает ситуацию, оценивает её, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные тенденции  и устанавливает, что и как  должно быть исправлено. Такер  отмечает, что в своей деятельности лидер может опираться на помощников, советников, экспертов, но оценку даёт он сам, он сам ставит диагноз ситуации.

2. Директивная  функция, т. е. функция принятия  решения, включающая в себя  приказы, что и как конкретно  следует предпринять в тот или иной момент, чтобы решить ту или иную общественную проблему.

3. Мобилизующая  функция, состоящая в мобилизации  масс на выполнение решений  и достижение поставленных целей.  Здесь многое зависит от умения  и способностей политического  лидера войти в контакт с широкими массами, убедить, вдохновить, привлечь на свою сторону тех, кто не определился.

Одна из наиболее известных типологий лидерства, считающаяся классической, принадлежит  М. Веберу. М. Вебер в зависимости  от способов легитимизации власти выделяет три типа лидеров - традиционный, рационально - легальный и харизматический. В основе традиционного лидерства - вера в святость традиций, вера подчинённых в то, что власть является законной, поскольку была всегда. Лидер в этом случае является носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов. Харизматическое лидерство базируется на вере подданных в исключительный талант, дар, способности лидера, который, по мнению народа, призван выполнить определённую заранее намеченную миссию. Рационально - легальное, или бюрократическое, лидерство осуществляется через демократические процедуры путём наделения лидера полномочиями, которые ограничиваются законодательством и контролируется избирателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Полит-е  элиты:понятие, типология, мех-м формир-я.

Термин элита происходит от французского еlitе - лучшее, избранное, отборное. До начала XX в. это слово не использовалось в общественных науках, обозначало в основном высокое качество товаров, наилучшие сорта растений, породы животных.

В конце  Х1Х-начале XX вв. были разработаны основы политологической концепции элит.

Впервые она была изложена итальянским юристом Гаэтано Моска (1858-1941) в изданной в 1896 г. работе «Элементы политической науки».

Г. Моска  считал, что власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Меньшинство обладает преимуществами

благодаря своему богатству, образованности, храбрости, что позволяет ему лучше организоваться и подчинить большинство. Власть может переходить от одного меньшинства (элиты) к другому, но не к большинству.

В ходе исторического развития сформировались две традиции реализации государственной власти - аристократическая и демократическая. Аристократическая элита является замкнутой группой, не пополняется людьми не из своего круга. В состав демократической элиты набираются представители народа, наиболее подходящие ""для осуществления власти, а из самой элиты через выборы удаляются случайно попавшие туда люди. Выборы, таким образом, - это не контроль масс над элитой, а инструмент в ее руках для улучшения своей работы.

Дальнейшее развитие теория элит получила стараниями итальянского социолога Вильфредо Парето (1848-1923). В своем четырехтомном «Трактате по общей социологии» (1915-1919) он обосновал концепцию циркуляции (смены) элит.

По  мнению Парето, принадлежность к элите  зависит, прежде всего, от врожденных выдающихся психологических черт. Для того, чтобы элита могла эффективно выполнять возложенные на нее функции, необходимо постоянно пополнять ее состав наиболее талантливыми представителями народа. Однако в реальности господствующие элиты стараются сохранить свои привилегии и даже передать их по наследству. Состав элиты ухудшается, она начинает плохо справляться со своими обязанностями, в обществе нарастает недовольство. Наделенные элитарными качествами люди, которых не допускают в состав правящей элиты, образуют контрэлиту. Она, опираясь на народные массы, свергает старую элиту. Новая элита также со временем замыкается в самой себе и цикл повторяется. Вся политическая история человечества, таким образом, представляет собой процесс циркуляции элит.

Теория  элит продолжает оставаться популярной в современной политологии, находит отражение в трудах ученых.

Всякая  правящая элита неоднородна, поскольку  ее деятельность охватывает различные сферы, так или иначе связанные с политикой.

Ведущим слоем правящей элиты является элита экономическая: собственники и ведущие менеджеры предприятий, компаний, банков. Экономическая элита определяет состояние материальной основы жизни общества, имеет, как правило, решающее влияние на ход политических процессов.

Собственно политическая элита представлена лицами, занимающими высшие посты в государстве и обладающими властными полномочиями. К политической элите также относятся лидеры политических партий, депутаты представительных органов власти.

Бюрократическая (административная) элита - высший слой государственных чиновников-управленцев, проводящих в жизнь решения представителей политической элиты через организацию текущей работы различных органов и структур.

Военная элита представлена высшим командным составом вооруженных сил государства. Степень ее влияния в политике может быть решающей в кризисных ситуациях.

Идеологическая (информационная) элита - наиболее выдающиеся представители науки, культуры, образования, средств массовой информации, религии, которые формируют в обществе определенные идеологические позиции, обосновывают господство определенных сил.

38.Выборы и их ф-ции.Избират-е право и его ключ-е прин-пы.

Полит-е  выборы-это важн-й способ формир-я органов гос-й власти и управл-я,путем своб-го выражения воли граждан на основе закона. Ф-ции выборов:1)смена состава органов власти;2)представление интересов разл-х слоев,групп и граждан на полит-м уровне;3)рекрутирование политической элиты;4)форм-ние эффективной оппозиции;5)легитимация пол-й системы путем ее признания большинством граждан. Избирательное право-сов-ть юрид-х норм,регулир-х порядок организации проведения и подведение итогов выборов и порядок отзыва депутатов.Т.е.-это право гражданина избирать депутатов,президентов(активное избират-е право) и право быть избранным в представит-е органы и на пост президента(пассивное избир-н право).Принципы избир-го права демократ-х стран:1)всеобщность выборов(означает,что совершеннолетние дееспособные граждане обладают активным и пассивным избирательным правом);2)равенство на выборах(основ-ся на 3-х условиях:*равное число голосов у каждого избирателя;*создание гос-вом равных условий при проведении предвыборной компании и во время выборов;*избират-е округи д.б. равными по числу избирателей); 3)тайное голосование(предполагает полное исключение какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39.Понятие  и типы избират-х систем.Избират-я  сист-а РБ. Технология выб-в.

Избирательная система – совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов. Принято разделять  три типа избирательных систем – мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (фр. majorite – большинство). Избранным  считается кандидат, получивший установленное  большинство голосов избирателей. Существует две ее разновидности: абсолютного и относительного большинства.

В первом случае (Франция Австралия) избранным считается  кандидат, собравший абсолютное большинство  голосов (50%+1 голос). Так как не всегда кандидату удается собрать более  половины голосов в первом туре, то проводится второй. При этом избранным считается кандидат, набравший на один голос больше, чем его конкурент. Эти выборы способствуют формированию стабильных партийных блоков.

На выборах  по мажоритарной системе относительного большинства побеждает кандидат, набравший больше голосов, чем любой из его конкурентов (США, Канада, Великобритания). Политическим следствием ее применения является наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политических партий. Победившей партии предоставляется полное управление, а проигравшая партия автоматически становится оппозицией.

^ Пропорциональная  система предоставляет избирателям  право выбора партийных списков  и основывается на принципе  пропорциональности между полученными  голосами и завоеванными мандатами, которые распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов.

Существует три  разновидности партийных списков. Часть стран (Испания, Греция, Португалия, Израиль) придерживается правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. В ряде стран (Бельгия, Италия) применяется – система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразив свое предпочтение (преференцию). В некоторых странах (Швейцария, Люксембург) существует форма списка, называемая панаширование (смешивание) - избиратель имеет право голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"