Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Политология (шпоры).doc

— 433.50 Кб (Скачать)

    Взаимные объективные интересы в сферах трансграничного сотрудничества, стратегического транзита, энергодиалога, регионального партнерства, борьбы с преступностью, экологического и культурного взаимодействия служат дополнительным мотивом для выстраивания конструктивных отношений между Беларусью и Евросоюзом, а также отдельными его членами. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией.

   Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки. Принимая во внимание накопленный опыт двустороннего взаимодействия, его значительный потенциал, Республика Беларусь приглашает США к конструктивному взаимоуважительному диалогу по всему спектру направлений взаимного интереса.

    В качестве перспективных направлений внешней политики Беларуси выступают азиатский и африканский векторы. В основе их потенциала – созвучность позиций сторон по актуальной международной тематике, реальные договоренности и, зачастую, открытые симпатии к Республике Беларусь. Наработанные политические контакты наряду с экономическим ростом Китая, Индии, Вьетнама, других стран Юго-Восточной Азии создают предпосылки для наращивания торгово-экономического сотрудничества, успешной реализации национальных внешнеполитических задач.

 

Особое место  в системе белорусских внешнеполитических приоритетов занимает Китай. Белорусско-китайские  отношения приобрели отчетливые черты стратегического партнерства, подтверждая серьезную нацеленность сторон на долгосрочное обеспечение взаимных интересов по всему спектру вопросов двусторонней и международной повестки дня.

       На качественно новый уровень вышли отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Активно выстраивается белорусско-венесуэльский диалог. Установление эффективного политического взаимодействия с другими ключевыми государствами региона – Бразилией, Аргентиной – позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, совместной реализации крупных экономических проектов. Традиционно эффективно развиваются отношения с надежным партнером Беларуси – Кубой.

     В результате углубления отношений с Азией, Африкой и Латинской Америкой, формирования дальней внешнеполитической дуги своих союзников и партнеров Республика Беларусь вышла на качественно новый уровень работы со странами мирового Юга.

     Приоритетное место во внешней политике Беларуси занимает многосторонняя дипломатия, продвижение и защита своих интересов в международных региональных и универсальных организациях. Именно в рамках многостороннего сотрудничества наиболее четко, полновесно проявляется миролюбивый характер белорусской внешней политики, вклад Беларуси в стабильность и безопасность, развитие мира и прогресса на Земле.

      Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации имеющихся его арсеналов. Принципиальна позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии и тактики действий международного сообщества в деле борьбы с международным терроризмом.

    Озвученные Главой белорусского государства А.Г.Лукашенко на специальном пленарном заседании высокого уровня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2005 г.) инициативы о необходимости активизировать деятельность мирового сообщества по борьбе с торговлей людьми, о признании многообразия путей прогрессивного развития государств нашли отражение в Итоговом документе юбилейного Саммита ООН, резолюциях Генассамблеи и получили широкую международную поддержку.

     Беларусь вошла в число стран-лидеров борьбы с одной из самых острых проблем современности — торговлей людьми. Предложение Беларуси о формировании под эгидой ООН глобального движения «Партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке» вызвало заинтересованную реакцию со стороны стран-членов Организации, ряда учреждений системы ООН и находит свою практическую реализацию.

    Республика Беларусь – лидер в таких вопросах, как борьба с любыми проявлениями неонацизма, чернобыльская проблематика. Беларусь присоединилась ко всем без исключения конвенциям ООН по борьбе с терроризмом, остается их ответственным участником, твердым противником распространения оружия массового уничтожения, инициатором резолюции ООН о запрете создания новых систем такого оружия.

    Существенная часть политического диалога Республики Беларусь со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую Беларусь рассматривает в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе.

 

 

 

 

 

 

 

50.Механ-м  полит-го рег-ния междун-х отн-й.  Роль ООН и Европейского Союза  в междун-й жизни.Деят-ть РБ  в ООН.

Воздействие ООН  на современные международные отношения  весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:

- ООН является  самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

- Устав ООН  является фундаментом современного  международного права, своего  рода общепризнанным кодексом  поведения государств и их  взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.

- ООН сама  стала важным механизмом международного  нормотворчества и занимает совершенно  особое место среди других  организаций - источников международного  права. По инициативе и в  рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.

- В принципах  построения ООН (прежде всего  в предоставлении особого статуса  постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.

- Под сенью  ООН существует большое число  межправительственных организаций,  осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.

- ООН наделена  исключительно важной компетенцией  решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования  вооруженной силы.

Республика Беларусь с 2007 года является членом Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС).

   Беларусь вошла в число стран — лидеров борьбы с одной из самых острых современных проблем – торговлей людьми. Предложение нашей страны о формировании под эгидой ООН глобального движения «Партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке» вызвало заинтересованность со стороны стран — членов ООН и ряда учреждений системы ООН. В 2007 году в столице Беларуси Минске открыт Международный учебный центр подготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.

       Беларусь активно взаимодействует с органами оперативной деятельности ООН, по линии которых стране предоставляется существенная техническая помощь для содействия процессам развития. В стране функционирует 11 представительств программ, агентств и организаций системы ООН. Среди них: Программа развития ООН (ПРООН), ЮНЕСКО, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу. В соответствии с Третьей страновой программой сотрудничества ПРООН, для Беларуси на 2006–2010 годы предусматривается ряд проектов, в том числе в сфере образования, здравоохранения и ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на сумму около 33 млн долл. Аналогичная страновая программа ЮНИСЕФ для Беларуси на 2006–2010 годы предусматривает реализацию проектов по решению социальных проблем детей на сумму более 5 млн долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

51.Глоб-е  проблемы соврем-ти и пути их  разреш-я. Участие РБ в разреш-ии  глоб-х проб-м чел-ва.

Термин глобальные проблемы (от англ. §1оЬе - земной шар) вошел и употребление с конца 60-х гг., хотя определяемые таким образом проблемы появились намного раньше.

Вопрос  о содержании и необходимости  решения глобальных проблем был поставлен на повестку дня членами международной неправительственной организации ученых «Римский клуб», основанной в 1968г.

Сущность  глобальных проблем состоит в  том, что они угрожают существованию  человечества и затрагивают интересы всех жителей планеты независимо от социального положения и места проживания, сдерживают общественный прогресс и ставят под сомнение благоприятные перспективы существования человеческой цивилизации. С другой стороны, масштабы и сложность глобальных проблем таковы, что их решение не под силу ни одному из ныне существующих государств. Эти проблемы могут быть решены лишь усилиями всего человечества.

Истоки  глобальных проблем - в обострении противоречия между колоссальным прогрессом производительных сил, ростом материального благосостояния и уровня потребления, с одной стороны, и возможностями природной среды обеспечивать необходимые для этого условия с другой. Кроме того, нарастает разрыв в уровне использования природных ресурсов между странами, что порождает стремление захватить как можно больше запасов истощающихся полезных ископаемых.

Современные российские политологи В. А. Энгельгардт  и Л. Н. Самойлов предложили следующую классификацию глобальных проблем:

  • суперглобальные  (общемировые)  проблемы:   предотвращение 
    мировой ракетно-ядерной войны, которая уничтожит все человечество; установление нового мирового порядка на принципах равнопра 
    вия и взаимовыгодного сотрудничества;
  • общепланетарные  глобальные  проблемы:  сохранение  благо 
    приятных для человека природных условий (экологическая пробле 
    ма); обеспечение человечества энергетическими и продовольствен 
    ными ресурсами; демографическая проблема (обеспечение достойных 
    условий существования быстро растущему населению афро-азиатского региона и преодоление «старения наций в развитых странах);
  • общечеловеческие (субглобальные) проблемы: неравномерное м, 
    экономического развития и уровня жизни в разных странах и регионах, нищета, социальное неравенство, обеспечение каждого человек,) 
    необходимым минимумом социальных благ, соответствующих урон 
    ню развития современной цивилизации.

Основными путями решения глобальных проблем  являются следующие:

  • научно-технический прогресс;
  • моральное совершенствование людей;

* ограничение  роста уровня потребления и  численности населения; 

*совершенствование  экономических  и социально-политически 
отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52.Геополитика:понятие,  совр-е конц-ции, осн-е фак-ры. Проб-ма  формир-я новой геополит-й модели  мира и место в ней Беларуси.

Термин геополитика ввел в научный обиход шведский профессор-государство вед Рудольф Челлен в 1916г.

Геополитика (от греч. gеа - Земля и politike - политика) - это учение о географической обусловленности политических явлений.

Государство в геополитике рассматривается  как географический и биологический организм, стремящийся к расширению. Это порождает противоречия между странами по поводу территории и природных богатств. От свойств земной поверхности во многом зависят политические отношения и расстановка политических сил, возникают либо военно-политическое и экономическое сотрудничество, либо конфронтация.

Составными  элементами геополитики являются следующие:

  • географический детерминизм, который объясняет место страны 
    в системе международных отношений особенностями географической 
    среды;
  • политическое пространство, охватывающее географические, 
    этнографические, демографические, экономические, культурные, ин-

формационные, политические и иные компоненты, предопределяющие ход истории и судьбы государства. Политическое пространство означает также глубину и протяженность пределов политической деятельности.

  • жизненное пространство, включающее средства существова 
    ния и жизнедеятельности людей и наций. Идея борьбы за жизненное 
    пространство нередко провоцировала агрессивную внешнюю полити 
    ку, войну как продолжение политики насильственными средствами;
  • зона жизненных интересов как пространство за пределами государства, на которое распространяется активная внешняя политика 
    Страны;
  • государственная безопасность, являющаяся важнейшей про 
    блемой любого государства.

Проблемы  выживания и перспектив развития, жизненного пространства и национальных интересов независимо от идеологической направленности политики являются центральными в геополитическом процессе и имеют прямую связь с глобальными проблемами современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"