Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Политология (шпоры).doc

— 433.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Полит-е  учения социалистов-утопистов.

В Западной Европе развивалось направление общественно-политической мысли, представители которого в  своих трудах целиком отрицали как старый,феодальный, так и новый,буржуазный,социально-политический строй,выступая защитниками интересов угнетенных народных низов.В такого рода произведениях обосновывалась необходимость принципиально новых общественных порядков,основанных на равенстве всех членов общества, коллективной собственности, обязательном труде для всех,общественном самоуправлении.Это направление получило название утопического социализма.Его наиболее известными представителями являются англичанин Томас Мор,итальянец Томмазо Кампанелла,французы Анри Сен-Симон,Шарль Фурье,англичанин Роберт Оуэн.

В произведениях  одних социалистов-утопистов будущее  общество связывается с народовластием,с  самым широким участием трудящихся в управлении общественными делами.Так, в идеальном государстве, описанном Томасом Мором в книге «Утопия», все должностные лица избираются народом,действуют в интересах народа и отчитываются перед ним.Во главе Города Солнца-идеальной республики, сконструированной Томмазом Кампанеллой в его одноименной книге,стоит мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце,которому подчинены три соправителя: Мощь, Мудрость и Любовь.Они выбирают низших должностных лиц,носителей истинного знания.Традицию народовластия, идущую от Томаса Мора,продолжил Уинстенли.Идеалом общественного устройства он провозгласил «свободную республику»,в которой предусматривается выборность и сменяемость всех должностных лиц.Причем никто не может быть избран на общественный пост,пока ему не исполнится сорок лет,так как только к этому возрасту,по мнению Уинстенли,человек приобретает опыт управлять собою и другими.В сочинениях других социалистов-утопистов прослеживается критическое отношение к институтам государственной власти.Мелье,например,считал сущностью государственной деятельности организованное насилие.Сен-Симон полагал,что в промышленной системе отпадает необходимость в политических институтах с многочисленными учреждениями и должностями,что политика вместо управления людьми будет заменена управлением вещами и производственными процессами.Здесь, как нетрудно видеть, содержится мысль об отмене государства.Фурье считал,что ни народный суверенитет,ни всеобщее избирательное право,ни республиканские учреждения не изменят жалкого положения народа.В силу этого политика и политическая деятельность представлялись ему бесполезным занятием.Поскольку в идеях социалистов-утопистов содержатся догадки относительно будущих форм общественного устройства,то они,несомненно,имеют не только историко-познавательное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Марксистская  полит-я мысль.

Марксизм целиком  посвящен анализу проблемы поиска путей  к свободе личности через ее социальное освобождение.В центре его внимания оказались вопросы о сущности,тенденциях развития, движущих силах и будущем буржуазного общества,всех его институтов с точки зрения интересов человеческой свободы.В контексте этого анализа марксизм выработал новые подходы и к объяснению государства, политики и права.Сущность этого подхода состоит прежде всего в диалектико-материалистическом понимании государства, политики и права-в утверждении того,что их базисом является совокупность господствующих в классовом обществе производственных отношений,в раскрытии характера взаимодействия базиса и политической надстройки.Политическую реальность нельзя понять только из самой себя,для этого следует обратиться к материальным жизненным отношениям.Такой подход позволил по-новому взглянуть на многие вопросы, которые на протяжении веков волновали политическую мысль.В первую очередь это относится к пониманию природы государства и права.Маркс и Энгельс объясняют право: его нормы выступают не как свод установленных людьми правил своего поведения в соответствии с абстрактными представлениями о добре и справедливости,а являются юридическим выражением и закреплением существующих общественных отношений и прежде всего тех, которые имеют место в сфере материального производства.Руководящей нитью марксистского анализа политики как общественного явления выступает выдвинутое К. Марксом и Ф. Энгельсом положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти.Политическая власть капиталистического общества,по Марксу,выступает в виде системы диктатуры буржуазии над пролетариатом.В свете этих основополагающих идей К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривают вопросы о происхождении политической власти,об исторических формах государства,о его будущем,а также многие другие теоретические и практические вопросы политики.Они выдвинули положение о закономерности отмирания государства и всякой политики, ибо в обществе без классов и классовых противоречий, с их точки зрения, государство не нужно и невозможно.Оценивая значение марксизма в развитии политической мысли,необходимо еще раз подчеркнуть его нетрадиционность, соответствие новым, революционным по своему характеру историческим условиям. То, что человечество к концу XX в. не пришло к классовой однородности общества и отмиранию государства, еще не опровергает самой этой исторической тенденции. Происходящие в условиях научно-технической революции коренные изменения в социальной структуре общества как раз находятся в русле вскрытой Марксом тенденции. Разумеется, отдельные частные положения Марксова учения сегодня требуют уточнения. Например, подлежит переосмыслению суженное толкование ортодоксальным марксизмом сущности государства как машины подавления. Такое упрощение обедняет картину действительной, многоаспектной структуры государства, реально отправляемого им набора функций.Однако неправильным было бы на этом основании вообще отрицать значение Маркса в развитии общественной мысли, пытаться умалчивать его научные достижения. Правомерность методологических подходов Маркса к политической теории, как и его важнейшие достижения в области философии, социологии и политэкономии никогда не ставились под сомнение.К этому добавим,что без марксистской методологии и сегодня невозможно дальнейшее развитие политической теории. Сказанное, разумеется, не означает, что ученый-политолог не должен обращаться к методам и теоретическим результатам представителей других школ и направлений данной науки. Наоборот,только на основе сопоставления и синтеза результатов, полученных различными научными школами, и может сложиться целостное политологическое знание.

 

8.Разв-е  полит-й мысли на Бел-и и в России (17-20вв).

Радищев (1749–1802) в «Путешествии из Петербурга в Москву»  высказывался за революцию, распад R на несколько республик и создание затем их союза. Екатерина II в своем  «Наказе» (1767) комиссии об Уложении высказывала  идеи в духе Просвещения. Эти же идеи высказывал князь Щербатов: ограничение самодержавия дворянским Верховным Советом и конституцией. К началу XIX в. – распространение идеологии либерализма. М.М. Сперанский (1772–1839) разрабатывал проект государственных реформ по поручению Александра I: разделение властей, введение Государственной Думы и независимого Верховного суда, но император – высшая инстанция, наделен правом роспуска Думы. Декабристы подготовили свои проекты Конституции (проекты Муравьева и Пестеля): ответственность правительства перед народом, введение прав и свобод, гарантий неприкосновенности личности.

Почти весь XIX век  шла ожесточенная борьба между западниками  и славянофилами, в т.ч. и в политической сфере. Западники (Грановский, Тургенев, Анненков, Чаадаев и др.) выступали за принятие Россией западноевропейских ценностей, парламентаризма, конституции, за реформы, за давление общественности на государя с этой целью. Славянофилы (Аксаков, Хомяков и др.) считали западный путь неприемлемым для русского народа с его особым миропониманием и жизненным укладом, находили свой идеал в допетровской эпохе, когда было гармоничное взаимодействие общества и власти, соборность, особая православная духовность.Последними крупными российскими политическими мыслителями были Николай Бердяев (1874–1948) и Иван Солоневич. Бердяев был выслан Лениным за границу, где и умер. Он прошел сложную эволюцию от марксизма к либерализму и затем к православному реформизму; связывал обновление русского общества с реформой православия и предлагал свести политику до минимума, растворить ее в культуре  религии. Солоневич же по-своему продолжал традиции славянофильства, выдвинув концепцию «народной монархии». Следует напоследок упомянуть о появлении в 20-е годы в эмиграции течения евразийства, поддержанного многими учеными (Вернадский, Карсавин и др.). Суть его – Россия есть особая страна, сочетающая элементы Востока и Запада, но пошедшая при Петре I чужим путем. Евразийцы хотели сохранить ряд советских институтов власти и после падения СССР: Советы без коммунистов, одновременное существование государственной и частной собственности на землю и т.д. Особую объединительную роль они отводили православию.

Перестройка и  постперестроечный период породили объективную борьбу идей, в том  числе и в политике. Как ни странно, борьба идет в рамках все тех же течений – западничества («правые», «демократы»), славянофильства (Солженицын, как ни странно коммунисты), евразийства (центристы). Соколов, Привалов, Архангельский, Новопрудский. Но крупных мыслителей, как в XIX – начале XX в. в России и как в середине ХХ в. на Западе, сейчас не видно.

В Беларуси политическая мысль развивалась под влиянием политической ситуации – в зависимости  от того, в чьем составе находилась наша страна. Однако это сочетание  влияний лишь обогатило белорусскую  политическую мысль. До XIV века ее развитие шло в тех рамках, что и во всей Руси – первыми политическими работами были произведения духовных лиц: Евфросиньи Полоцкой и Кирилла, епископа Туровского (XII век), посвященные идее укрепления княжеской власти и православной церкви на благо людям. В XIV–XVI веках Беларусь имела, по сути, свою государственность в составе ВКЛ. В XVI веке появляются правовые политические акты на старобелорусском языке – Статуты Великого княжества Литовского (кодексы государственных законов), ограничивающие власть монарха Господарской Радой и Великим Вольным Сеймом. В XV–XVI вв. в Беларуси, как и везде в Европе, возникают идейно-политические течения, связанные с гуманизмом Возрождения и религиозной Реформацией. У белорусских гуманистов, в отличие, скажем, от итальянских, акцент делался не на индивидуальной свободе, а на общественном благе. Гуманистами были Франциск Скорина (1490–1541), Микола Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан, Лев Сапега.

Политические  взгляды Скорины были направлены на утверждение в народе почитания  законов, а в государстве – правосудия и справедливости. Но и сам закон должен базироваться на морали и справедливости. Скорина демократично считает и простых людей полноправными гражданами, призывает к вечному миру, не одобряет восстаний. Его политический идеал – гуманная и сильная власть.

Сымон Будный (1503–1593), автор трудов «Катехизис» и «О светской власти», критиковал гуманистов-радикалов, но и сам может считаться умеренным  гуманистом. Он жил в эпоху кризиса  идей Возрождения, был свидетелем религиозных  войн. Он был сторонником частной собственности, феодализма, осуждал восстания, но призывал и феодалов к человеческому отношению к подданным. Он осуждал некоторых гуманистов за идеи ликвидации государственной власти и ее институтов, за идеи отказа богатых от имущества в пользу бедных. Будный сформулировал основные причины необходимости власти: установление порядка, охрана интересов личности и государства; определил обязанности управляющих и управляемых. Он раньше Гоббса поставил вопрос о принуждении бездельников к общественно полезному труду, и выступал за гарантии собственности для всех граждан.

Андрей Волан (1530–1610) – автор 26 сочинений на латинском, французском, немецком и польском языках, дипломат и государственный деятель  – основательно разработал концепцию  правового общества и правового государства. Понимал свободу как важнейший фактор мира и могущества государства, безопасности граждан и неприкосновенности их собственности. Но человеку вредит неправильное понимание и пользование свободой, и тогда она превращается в неволю. Свобода утверждается лишь когда человек действует разумно и в соответствии с законом. Волан определял социально-правовой статус населения Речи Посполитой (основное сословие – шляхта, затем – мещане, затем – крестьяне). Волан был сторонником социального неравенства, но юридического равенства. Он был сторонником теории естественного права и общественного договора.

Другие крупные  политические мыслители той эпохи  внесли серьезный вклад в развитие политических идей Беларуси. Лев Сапега (1557–1633), канцлер, гетман, воевода, был автором и редактором Великого Статута Литовского 1588 года, где гарантировался суверенитет государства, запрещалась покупка земли и недвижимости иностранцами, провозглашалась религиозная терпимость и презумпция невиновности. Брестский судья Казимир Лыщинский, казненный за атеизм в 1689 г., высказывался за крепкое государство с просвещенным монархом, где просвещение искоренит все беды.

Слияние Беларуси с Польшей в XVII–XVIII вв. привело  в упадок белорусскую политическую мысль. Крупной фигурой можно назвать Симеона Полоцкого, воспитателя царевичей в Москве, боровшегося за вхождение белорусских земель в состав России.

Белорусская политическая мысль вошла в орбиту российских общественных идей, но продолжала нести  на себе польское влияние. Политические идеи высказывались в XIX веке в связи, в основном, с подготовкой и ходом восстаний 1830–31 и 1863–64 гг. Можно упомянуть такие фигуры, как Франц Савич и Кастусь Калиновский, выступавшие за восстание, создание свободных республик, уничтожение всяческого угнетения и т.д. В 70–80-е гг. XIX в. в Беларуси приобрели влияние идеи народничества. А к началу ХХ в. здесь уже имел место широкий спектр идеологических доктрин и политических решений: либеральное, социал-демократическое, большевистское, анархистское, консервативное,

 

 

 

 

 

 

9.Сущ-ть, виды и ф-ции политики.

Из всего многообразия политических отношений, политического взаимодействия и складывается политическая жизнь общества. Но политическая жизнь не является просто повторяющимся, механическим взаимодействием субъектов политики. Она предстает как процесс, т. е. как имеющее определенную направленность последовательное изменение, движение, развитие всего сложнейшего комплекса отношений, присущих политической сфере общества. Содержание понятия «политика» многоаспектно, и его невозможно отразить в единой формулировке. Во-первых, политика-это участие в делах государства, в управлении жизнедеятельностью общества; во-вторых, это область отношений народов, классов, социальных групп и общностей; в-третьих, это концентрированное выражение интересов различных социальных групп и общностей; в-четвертых, это наука,а также и искусство;в-пятых, в обыденной речи - это характеристика образа действий,направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой.В зависимости от состава участников политического взаимодействия и предмета тех вопросов,которые они стремятся решить с помощью государства, можно выделить несколько видов политики. Как правило, различают политику внутреннюю, внешнюю и мировую (международную).Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества.В зависимости от той области общественных отношений,которая является объектом государственного воздействия,можно говорить об экономической,социальной, культурной,технической, национальной, демографической и иной политике. Внешняя политика охватывает весь комплекс вопросов,связанных с регулированием отношений данного государства с другими государствами. Внешнеполитическая деятельность любого государства направлена прежде всего на обеспечение интересов данного народа (нации) в его (ее) отношениях с другими народами.К числу национальных интересов первостепенной важности,которые реализуются посредством внешней политики, принято относить обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности,создание благоприятных внешних условий для всестороннего прогресса общества и всех его граждан, налаживание взаимовыгодного экономического, научного и культурного сотрудничества данного народа с другими народами и государствами. Международная политика зачастую отождествляется с внешней,но она имеет и свой специфический аспект, связанный с обеспечением согласованной деятельности мирового сообщества государств по разрешению стоящих перед ним проблем.Методы решения международных проблем также специфичны.На международной арене единого центра власти нет,создаваемые международные организации властными полномочиями не обладают.Там действуют государства,которые в принципе равноправны,и отношения между ними складываются в результате борьбы и переговоров,разного рода соглашений и компромиссов.Функции: 1)защитная(реал-ся ч/з деят-ть по защите прав имущих,по обосновыванию надобности бюрократ-х должностей в гос-ве); 2)структурирующая(реал-ся ч/з деят-ть по структурированию гос. инстит-в); 3)информ.-коммуникативная (реал-ся ч/з деят-ть по навязыванию насел-ю опред. идеологии или образа врага);4)регулятивная(реал-ся ч/з деят-ть по регуляции отношений м/у соц. слоями и группами).Политка т.о. явл-ся важн-й сферой общ-ва и влияет на развитие или торможение экон-й и соц-й сферы.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"