Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:49, статья

Описание работы

политология - это наука об управлении обществом в самом широком смысле, т.е. политической сфере общества, о происходящих в ней процессах и явлениях. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Это осуществляется посредством 1.исследований условий возникновения и развития политической системы и составляющих ее полит.институтов; 2.создания и совершенствования механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы; 3.анализ причин возникновения кризисных ситуаций и путей их регулирования; 4.аргументированное объяснение происходящих политических процессов;

Работа содержит 1 файл

полит.мини.docx

— 112.68 Кб (Скачать)

1.Цели  и задачи политологии,  её взаимодействие  с др. науками.  Особенности проц. становл. политолог. В России.

политология - это наука об управлении обществом в самом широком смысле, т.е. политической сфере общества, о происходящих в ней процессах и явлениях. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Это осуществляется посредством 1.исследований условий возникновения и развития политической системы и составляющих ее полит.институтов; 2.создания и совершенствования механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы; 3.анализ причин возникновения кризисных ситуаций и путей их регулирования; 4.аргументированное объяснение происходящих политических процессов; 5.выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития полит.системы . В основе взаимодействия политологии с другими общественными науками: тесное и всеобщее переплетение всех  процессов общественного развития в жизни, а также тот факт, что все общественные науки заняты изучением проблем, связанных с важнейшими общественными ценностями, в том числе и политология. Более того, практически все общественные науки изучают в связи со своими специфическими проблемами явлениями политической жизни, особенно если решаю проблемы средствами той сферы, где она появилась. Т.о., взаимосвязь политологии с другими науками проявляется в том, что многие политические процессы вызывают интерес не только политологов, но и специалистов в других общественных сферах. Политолог. явл. самой молодой наукой, т.к.до перемен 90хг.она была не нужна,т.к.она ставила много нежелат.вопросов о разделении власти, многопартийности,гражднаском обществе, альтернатив.выборах и т.д.политолог. станов.востребов.наук лишь в демократич.обществе. В России прослеживается в конце 19-начале20в.в. Вклад:Новгородцев,Соловьев,Бердяев,Ильин. 

2.Опр.Полит.сист.общества.Отличит.характеристики.Основ тенденции современ.России.

Политическая  система – составляющая органичная часть социальной системы, включающая в себя всю совокупность объектов и институтов, принимающих участие в политической жизни, многообразную форму политических связей и отношений, в которых она реализуется и ядром которых является, отношения по поводу политической и государственной власти, а также результаты политической деятельности в виде соответствующих норм, ценностей и культуры.1.полит.сист.играет верховенствующ.роль.по отнош.к др. сферам.т.к. в ней принимаются решения, обязательные для выполнения другими системами.2.функциониров.полит.сист.зав.от окруж.соц.среды.(вход,выхо,отсеивание.лож.импульсов и т.д.)3.Политическая система обладает способностью к саморегулированию, самовоспроизводству, отторжению требований извне.4. П.С. больше формализована, чем другие системы, правовыми нормами, которые она производит. Независимый характер. П. система рассматривается как единство трех подсистем: институциональная(органы полит.власти+полит.организац.+совокупности.обществен.форм.), регулирующая(принятые в обществе традиции и законы+конституция и др.законодат.оформ.акты.) и коммуникативная.(совкуп.отнош.возник. в процесс.формирован.полит.сферы.общества.)+политико-идеологич. 

3.Роль.полит.сист  в функциониров и развит общ.Основ.функции полит.сист.Различия между СССр и Россией. Предназначением политической системы общества является организация и осуществление гос. управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в гос. управленческом комплексе). Полит.система выполняет верховенствующую роль по отношению к другим обществ.системам. Такое положение обусловлено обязательностью выполнения принятых в рамках полит.системы решений, предписаний, инструкций всеми другими обществ.системами.

1. Главная  функция - Управление обществом,  функция политического руководства  государством. Данную функцию иногда  называют функцией целеполагания. 2) Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем. 3) Регулятивная функция политической системы направлена на упорядочение и регламентацию политического поведения и политических отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей. 

4.Понятие «политика». Кто является субъектом политики? Аргументируйте свой ответ.

Политика  – это те конкретные формы, в которых  реализуется политическая власть.

Понятие «политика» - самая сложная категория  политологии, тк ее содержание безгранично. Первые попытки – Платон, Аристотель. Сейчас – десятки различных, даже противоречивых определений. В Политологическом словаре политика характеризуется как соц деятельность в пол сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти. Здесь 2 важных момента: 1) политика – деятельность 2) ее корни находятся в политической системе общества (которая в статическом положении).  Поэтому субъектами политики являются гос-ва, партии, движения, отдельные лица и др., т. е. все то, что позволяет политике функционировать как деятельности и реализовывать поставленные цели. Политика - это многоукладное и сложное обществ явление, которое имеет свои положит и отрицат стороны( это и сфера интриг и манипуляций, нечистоплотных действий, подчинений обществ интересов узкокорыстным целям) 

5. Противоречивость  и двойственность проявления политики  Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.       Это связано со следующими сущностными проявлениями политики: 1)политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе; 2).политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная,экологическая и др.                                                                                               Политической может стать любая проблема, порожденная какой-либо общественной сферой. Это значит, что для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы, например: рынок - "плохо", планирование - "хорошо". Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике, которое непосредственно предшествует падению тоталитарных и авторитарных режимов. 
 

6. Какая категория  политолог.отраж.системообраз.ядро.полит.сист.

Полит.сист-совокупность властных отношен.,котор.созд.систем.управлен.обществом.Если уничтож.власть,то начнется хаос.следов.полит.власть. Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Она явл-ся организационным и регулятивно-контрольным началом полит.системы. Полит.власть определяет все др. институты и отношения в своей полит. системе общества. Прямо или косвенно полит. власть воздействует на развитие всех др. обществ. систем – эк., соц., дух. и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Эмпирич.методы иследов,испл.в политолог,дайте.хар-ка.

Эмпирич. прием полит. анализа. К эмпирич. методам относятся: анкетирование населения, использование статистического материала, изучение документов, эксперименты, моделирование и др. эмпирический материал необходим для комплексного изучения полит. управления и руководства обществом, исследования таких важных проблем, как состояние обществ. мнения, уровень полит. культуры общества, для анализа влияния различных факторов на полит. процессы.   Анкетирование получило широкое распространение практически во всем мире. При этом используются обе его формы – анкетные опросы и интервью. На базе полученных данных, касающихся мнения избирателей, становится возможным получить достаточно точную картину обществ. мнения и внести соотв. коррективы в ход предвыборной кампании.Существ. роль отводится наблюдению. Его проводят специализированные научно-технические институты, центры и отделы в органах гос. власти. Наблюдение дает большую информацию о жизни полит. системы в целом, позволяет открывать закономерности ее развития. Существ. роль играет анализ статистического материала. Он позволяет при использовании современных статистических методов получать достаточно надежные результаты в выявлении закономерностей и тенденций развития полит. процессов. Не меньшую роль играет исследование разного рода полит. документов: программ партий, стенограмм заседаний правительств и парламентов, разного рода отчетов, а также дневников, мемуаров, писем полит. деятелей и др. 
 

8. Бихевириостический подход.как метод.иследов. ((Бихевиористский подход – изучать политику через изучение поведения людей, как сознательного, так и бессознательного))

От англ behaviour – поведение. По мнению специалистов, данный подход произвел в политологии революцию. Впервые его научное обоснование еще в 1880 г. дал Вудро Вильсон – американский президент. По его мнению, в основе БП как приема политологического анализа должны лежать следующие положения: 1) преобладающими побуждениями в пол поведении людей являются психологические мотивы. Они могут иметь соц обоснование, но могут иметь и личностную, индивидуальную природу 2) групповые и индивидуальные действия людей так или иначе связаны с поведением отдельных личностей 3) в политологии могут использоваться результаты исследований др. наук, тк поведение людей является сходным в различных ситуациях и в различных общественных системах 4) существенную часть пол явлений и процессов можно измерить количественно. Это позволяет широко использовать статистические показатели, итоги анкетирования, мат методы. 
 

9.Системный  подход. В соответствии с ним полит. система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующая. Полит. система об-ва, во-первых, исследуется как имеющая в своем составе полит. власть. Во-вторых, она характеризуется многофункциональной. В-третьих, полит. система находится в постоянном взаимодействии с обществ. окруж. средой, со всеми системами об-ва.Системный подход сравнительно недавно освоен политологией(50-60-е годы нашего столетия). Однако он уже дал положительные результаты. В соответствии с данным подходом политическая система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Политическая система общества, во-первых, исследуется как имеющая в своем составе системообразующее отношение (ядро) – политическую власть. Во-вторых, она характеризуется многофункциональностью. В-третьих, политическая система находится в постоянном взаимодействии с общественной окружающей средой, со всеми системами общества. Сторонники системного подхода исходят из того, что политической системе принадлежит в обществе верховенствующее значение. 
 

10. Различие между  синергикой и классич.детерминизма.

В недавнем прошлом исследователи исповедовали один метод – диалектический материализм. Все происходящее они пытались объяснить  в рамках причинно-следственной связи. То, что не укладывалось в рамки  этой связи, называлось случайным, имеющим  ничтожно малую причину своего возникновения  и в расчет не принималось.Позже на смену ему пришла синергетика – наука о самоорганизующихся, самопроизвольных, самоуправляющихся процессах. Она рассматривает субъективное и случайное не как второстепенные, незначительные и побочные процессы, а как на устойчивые и существенные в движении полит. системы об-ва и др. соц. систем. Другими словами, при синергетическом подходе объектом исследования становятся не только закономерные связи, но и случайные, т.е. обществ. жизнь во всей полноте представляющих ее явлений и процессов.Развитие общества имеет.прямолин.развитие, и ни через одну формац не перепрыгнуть.(Покушение на личность главы гос-ва.) 

11.Политич.власть.Основание.полит власти,типологию,характеристику.Основания полит власти в России.  Полит. власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осущ. свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими, оказывать опред-щее влияние на их поведение и деят-ть, используя при этом авторитет, право, насилие и др. ср-ва. Макс Вебер выделил 3 основных основания законности, правомерности пол. власти (легитимность). Во-первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией (Например, при монархической форме правления власть переходит по наследству.) Во-вторых, полит. власть обретает качества законности в связи  с огромной популярностью и культом личности полит. деятеля, возглавляющего гос. власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. В-третьих, легитимность власти, имеющая в с воем основании рационально-правовую основу. Что лежит в основе властных отношений: Легитимность – доверие людей к власти. Типы Легитимности. По Веберу: традиционный (монархии), рационально-легальный (демократия à выборы), харизматический. Харизма – божественный дар управлять людьми. По Истону: идеологический (идея – СССР), структурный (Великобритания), персонифицированный (определенный человек). Традиционный и рационально-правовой типы легитимности власти более долговременны по сравнению с харизматическим. В первом случае 1 наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться долгие десятилетия, а то и столетия. Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также дает основания для прогноза ее долговременности. Этому способствует то, что данная форма характерна для полит. власти в гос-вах с современными демократическими полит. режимами, отличающихся полит. и эконом. стабильностью. Харизмат. легитимность не дает оснований для прогноза длительности ее существования. Для выполнения целей, поставленных харизматическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой полит. культурой, слепо верящие своему лидеру. Относительная кратковременность, основанная на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется. Это: стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа его личности, пресечение всех демократических форм в развитии общества, физические расправы и т.д..Тенденции:1.усиление интенсивности процессов демократизац.полит.власти.2.возрастание фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизац.власти.3.разукрепление полит власти, к развит.системы.разделен.властей.4.нарастание конфликтов между различ ветвями власти.5.высокие темпы бюрократизац.аппарата властных струтур. 
 

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"