Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:49, статья

Описание работы

политология - это наука об управлении обществом в самом широком смысле, т.е. политической сфере общества, о происходящих в ней процессах и явлениях. Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Это осуществляется посредством 1.исследований условий возникновения и развития политической системы и составляющих ее полит.институтов; 2.создания и совершенствования механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы; 3.анализ причин возникновения кризисных ситуаций и путей их регулирования; 4.аргументированное объяснение происходящих политических процессов;

Работа содержит 1 файл

полит.мини.docx

— 112.68 Кб (Скачать)

52. Содержание и принципы  пропорциональной  избирательной системы,  ее основные разновидности,  достоинства и недостатки. Приведите примеры стран, в которых она используется. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ избирательная сис-ма – формирование представит. органов власти осуществляется на основе пропорционального представительства полит. интересов гражданского общ-ва, в которой учитываются практически все голоса, отданные за своих кандидатов. Политич. партии получают такое кол-во мест в парламенте в процентном отношении, какое кол-во голосов они получат на выборах (Латинская Америка, Австралия, Бельгия, Швеция, Израиль и мн.др.) Иногда существует избирательный барьер (в РФ - 5%). Виды ее: Пропорц. изб. сис-ма на общегосударственном уровне – избиратели голосуют в масштабах всей страны, избирательные округа не выделяются. Пропорц. изб. сис-ма, основывающаяся на многомандатных округах –депутатские мандаты распределяются на основе влияния полит. партий в избирательных округах  Достоинства: В органах власти представлена реальная картина полит. жизни общ-ва, расстановки полит. сил. Обеспечивает систему обратной связи между гос-вом и организациями гражданского общ-ва, в итоге способствует развитию полит-го плюрализма и многопартийности. Недостатки: Сложности в формировании правит-ва. Причины: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой, создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правит-ва на такой основе – нестабильны. Политич. силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах гос. власти. Слабая непосредственная связь между депутатами и избирателями, т.к. голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии. Зависимость депутатов от их партий, т.к. голосование – за политич. Партии 
 

53. Содержание и принципы  смешанной избирательной  системы, ее основные  достоинства. Приведите примеры стран, в которых она используется. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы. Процедура голосования: избиратель получает 2 бюллетеня. Соответственно у него 2 голоса: одним он голосует за полит.партию, а другим – за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе. Основные достоинства: данная система более демократична, эффективна в достижении полит.стабильности (способствует формированию устойчивого правительства), показывает реальную картину полит.жизни общества. Германия, Австралия, Египет и др. Каждая из этих стран имеет свой вид смешанной избир.системы. 
 

54. На основе сравнительного  анализа мажоритарной  и пропорциональной  избират. систем раскройте их достоинства и недостатки, которые проявляются в процессе волеизъявления граждан и выражения их интересов. МАЖОРИТАРНАЯ избират. сис-ма – та, при которой представительные органы власти формируются на основе непосредственного представительства от избират. округов, в которых выборы проводятся по принципу большинства. Достоинства ее: 1. Возникновение и упрочнение непосредственной связи между кандидатом (депутатом) и избирателем. 2. На выборах побеждают представители более сильного полит-го течения в стране. Это способствует вытеснению из парламента и др. органов власти представителей мелких и средних по своему значению партий (тенденция к становлению двух- или трехпартийных систем). 3. В ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правит-ва: позволяет создавать однопартийные правит-ва, которые, как показывает практика (США, Англии), явл.устойчивыми и способными проводить твердую гос. политику. Недостатки ее: Значительная часть избирателей остается не представленной в органах власти. Партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламент болшинством депутатских мест. Две партии, набравшие близкие (одинаковое) кол-во голосов, проводят в органы власти неодинаковое число кандидатов, манипуляция нарезкой избирательных округов. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ избират. сис-ма – формирование представит. органов власти осуществляется на основе пропорционального представит-ва полит. интересов гражданского общ-ва, в которой учитываются практически все голоса, отданные за своих кандидатов. Политич. партии получают такое кол-во мест в парламенте в процентном отношении, какое кол-во голосов они получат на выборах. Иногда существует избирательный барьер (в РФ - 5%). Достоинства: В органах власти представлена реальная картина полит. жизни общ-ва, расстановки полит. сил. Обеспечивает систему обратной связи между гос-вом и организациями гражданского общ-ва, в итоге способствует развитию полит-го плюрализма и многопартийности. Недостатки: Сложности в формировании правит-ва. Причины: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой, создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правит-ва на такой основе – нестабильны. Политич. силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, получают представительство в органах гос. власти. Слабая непосредственная связь между депутатами и избирателями, т.к. голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии. Зависимость депутатов от их партий, т.к. голосование – за политич. Партии. 
 

55. Содержание и принципы  избират. системы РФ. При ответе используйте положения действующего законодательства. Формирование избират. системы в совр. России относится к началу 90-х годов. Первые демократ. выборы состоялись летом 1991 г, еще в период существования СССР. В основе законов и в основе избират. системы лежат следующие конституц. принципы: всеобщее, равное и прямое избир. право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов. В соотв. с Конституцией РФ и федеральным законом президент России избирается на выборах по единому федер. Округу, вкл. всю территорию страны. Федеральное Собрание формируется раздельно по палатам и по различным правовым нормам. В Госдуму сроком на 4 года избираются 450 депутатов, из них 225- по федер. избир. округу и 225- по  федер. избирательному округу, пропорционально кол-ву голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты(партийные списки), выдвинутые избирательными объединениями и избир. блоками. Если одна часть представительного органа избирается по мажоритарной систему, а другая- по пропорциональной, это означает, что данный орган формируется по смешанной избир. системе, существующей и в России. Осн. преимущество такой системы состоит в том, что по мажоритарному принципу обычно выбираются  наиболее известные, значимые для той или иной части населения избир. округов личности( что впоследствии не всегда оправдывает себя). Наряду с устоявшимися нормами и положениями, потом в Законе 1999 года появились новые: 1)число подписей в поддержку выдвижения отд. кандидатов резко увеличено.2) число партий должно сократиться за счет ужесточения кол-ых требований. В соотв. с новым законом, принятым Госдумой 19 июля 2000 года, Совет Федерации будет формироваться след. образом: как и ранее, в него будут входить по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодат. и исполн. органов госвласти. Был изменен и дополнен также Федеральный закон «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: президент получил право (как и руководители высших исп. органов) досрочно отрешать от должности глав муниципальных образований. Главы столиц и админ. центров могут быть отстранены от должности только президентом. 1 сент. 2000г был создан Госсовет, явл. совещательным органом, обеспечивающего согласование и функционирование органов госвласти. Представителем Госсовета явл. президент, членами- руководители высших исполн. органов) И реформа Совета Фед-ции, и изменения в системе местного самоуправления, и создание Госсовета- все это свидетельствует о том, что избират. система в совр России еще не устоялась и находится на пути преобразований.

56. Понятие предвыборной  кампании, ее цели  и задачи, организация,  финансирование, основные  этапы.  После официального  заявления кандидата о его включении в предвыборную  борьбу начинается широкомасштабная предвыборная кампания. Выдвигается избирательная платформа кандидата- пакет ясных для избирателя положений , направленных на решение проблем страны. Задачи, решаемые в ходе таких кампаний, многочисленны и разнообразны. К ним относится, в частности, выдвижение избирательной платформы кандидата (в заявлении он обозначил лишь основные ее положения). Это целый пакет ясных для избирателей предложений, направленных на решение важных проблем на уровне страны, а также проблем местного значения. Далее, в холе предвыборной кампании с помощью всех доступных средств осуществляется широкая реклама платформы кандидата. Вырабатываются и формируются стратегия и тактика предвыборной кампании, объединяются в общую «тему» все доводы, убеждающие избирателей, что голосовать надо за данного кандидата. Выделяются вопросы, на которых следует делать акцент. В числе основных задач предвыборной кампании — пропаганда высоких личных качеств кандидата, создание необходимого имиджа. Есть три этапа 1. Создание основы п/к – формирование штаба, задач, финансирование, связи с СМИ 2. Выработка стратегии( их немного). В США всего варианта: 1) организовать кампанию  четким ориентиром на партийную принадлежность.2) вести кампанию в форме дискуссии по важнейшим спорным вопросам, предлагая свой путь решения 3) проводить кампанию, ориентированную на известную личность ( избрание на второй срок)- подчеркиваются личные качества. 3. Завоевание голосов избирателей, включающее широкую рекламу платформы кандидата. Встречи с избирателями. Очевидно, что предвыборная кампания, особенно в наши дни, невозможна без широкомасштабных услуг СМИ. Практически ими в ходе избирательной кампании пользуются все партии мира. Финансирование – один из определяющих факторов избирательной кампании. Финансы необходимы для проведения предвыборной кампании: для организации выдвижения кандидатов, их встреч с избирателями, выступлений в СМИ, проведения самих выборов. В большинстве стран существует верхняя граница финансирования избирательных кампаний. Практически во всех странах существует гос. дофинансирование в случае, если у кандидата недостаточно средств для проведения предвыборной кампании. Почти во всех странах законодательство предусматривает известность всех источников финансирования. Во многих гос законодательство о выборах требует внесения кандидатом залога, кот ему возвращается, если он наберет определенное кол-во голосов. 
 

57. Раскройте взаимосвязь  и взаимодействие  между элементами  полит. культуры. Какие факторы и условия способны изменить характер взаимодействия между ними? Дайте аргументированный ответ. Полит культура – это неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Это прежде всего полит опыт чел-ва, соц общностей. Этот опыт оказывает воздействие на формирование полит сознания людей и в конечном счете выражается в их полит ориентациях и установках, которые в свою очередь, опред полит поведение людей. Эти три взаимосвязанных понятия – «полит опыт», «полит сознание», «полит поведение» - составляют основные структурные эл-ты полит культуры. Полит опыт явл основой развития полит культуры. Он фиксир историю развития полит отношений в различ формах. Важное место среди различных форм полит опыта занимает полит традиции. На основе полит опыта многих поколений и полит деят-ти людей формир их полит сознание – это система полит знаний, ценностей и идейно-полит убеждений людей. В полит сознании можно выделить два компонента: идеологический и эмоционально-психол. Первый включ в себя полит знания, полит ценности, полит убеждения. В рез-те своего представления о полит системе чел формирует ориентацию на опред образцы полит поведения. Полит поведение – это практическое взаимодействие чел-ка с полит средой, выражающееся в той или иной форме полит участия. 
 

58. Является ли полит. культура: процессом (полит. сознание, поведение); или его результатом (знания, ценности, нормы, институты)? Какова роль полит. опыта в формировании полит. Культуры? Политическая культура- составная часть общей культуры общества, включает в себя: политический  опыт, политическое сознание, знания, ценности. Можно сделать вывод, что политическая культура является как процессом, так и его результатом. Политический опыт оказывает огромное влияние на формирование политического сознания людей, формирует и определяет дальнейшее политическое поведение. Три взаимосвязанных понятия «политический опыт», «политическое сознание», «политическое поведение»- составляют основные структурные элементы политической культуры.  Полит. истор. опыт человечества явл. основой развития полит. культуры. Он фиксирует историю развития полит. отношений в различных формах: историч, литерат., научных памятниках, полит традициях, обычаях, полит. идеологии; в форме функционирующей полит. системы с ее институтами, нормами, принципами, соц-полит. связями и т.д. Этот опыт усваивается людьми в процессе их полит. социализации. На основе историч. познания формируются полит. сознание людей, соц. память общ-ва, утверждаются полит. ориентиры и образцы полит. поведения. Важное место среди разл. форм полит. опыта занимают полит. традиции. Они формир. в рез-те нескольких поколений людей, явл. одной из наиб. устойчивых основ их жизни и определяют образцы полит. поведения. Сохранение и развитие полит. традиций – одно из усл. полит. стабильности общ-ва и его прогресс. развития. Приверженность традициям определяет высокий уровень полит. культуры данного общ-ва. 
 

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"