Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:38, шпаргалка
ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ.
Термин "п." образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, гос дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.
Объектом П. является полит. действительность, или полит. сфера жизни общества
Форма государственного устройства. Унитарное государство
Форма государственного устройства
раскрывает территориально-
Унитарное
государство – это единое, простое государство,
состоящее из административно-
Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны.
Федерация и конфедерация
Федерация – это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.). При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права государственные образования – члены федерации – имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти.
Федерации формируются как
на территориально-
Один из важнейших принципов федеративного устройства – это равноправие всех субъектов федерации. Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного государства, т.к. это не только подрывает целостность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам других субъектов федерации (Конституции США, ФРГ, Индии, Швейцарии и др.).
Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства – члены конфедерации – сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Решения по общим для союзных государств вопросам не обязательно действуют на территории каждого входящего в конфедерацию государства, т.к. их органы власти обладают в ряде случаев нуллификацией, т.е. правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории.
Конфедерация – неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.), Сенегамбии (объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.).
23.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. 2 осн. формы государственного правления: монархия и республика. Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы гос-тва – монарха ( короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на определенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.
Существуют неогранич. (абсолютные) и огранич. (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы гос-ва. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Неогранич монархия типична для рабовладельческого и феодального общества. В наст время практически не встречается, за исключением нескольких стран – Саудовской Аравии, Катара, Омана.
Отличите. особенностью конституционной монархии является ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним. При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и др. странах.
Республика – это форма правления, при которой глава гос-ва является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Выделяют 3 основных разновидности республики – президентскую, парламентскую и смеш. (полупрезид-ю).
Президентская республика хар-ся значительной ролью президента в системе гос. органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует прав-во, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства.
Отлич чертой през республики является жесткое разделение законодат и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. (взаимозависимость) Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы. Классич. пример президентской республики – Соединенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта форма правления.
В парламентской республике прав-во формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В боль-ве стран с парламентской формой правления членство в прав-ве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава прав-ва (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. К парламентским республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др.
Выделяют также "смешанную" или полупрезидентскую республику. Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше и ряде других стран.
24. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. СУЩНОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА.
Законодательная
власть (первичная по отношению
к двум последующим ветвям
власти) – делегированная народом
своим представителям гос.
В РБ законодательная
власть представлена
Парламентаризм — система политической организации государства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при привилегированном положении парламента.
Считают, что первый парламент появился в Англии.
Место и роль парламента, как правило, закрепляются в конституциях (в РБ - гл.4).
Порядок формирования
парламента зависит от его
структуры. Если парламент
1) путем прямых выборов (США);
2) путем непрямых-многостепенных,
или косвенных выборов (
3) путем назначения (Канада);
4) по наследственному принципу (Великобритания).
В РБ: Палата представителей
– избирается гражданами; Совет
Республики – от каждой обл. и г.Минска
тайным голосованием на заседаниях депутатов
местных Советов депутатов
Палаты Парламента
образуют постоянные и
Депутаты от одной
партии обычно объединяются в
Парламенте во фракции для
координации совместных
Только Парламент
вправе устанавливать налоги
и сборы, принимать бюджет и
ратифицировать