Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание работы

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ.
Термин "п." образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, гос дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.
Объектом П. является полит. действительность, или полит. сфера жизни общества

Работа содержит 1 файл

полит. шпоры.docx

— 199.76 Кб (Скачать)

 

 

 

25. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. ПРОБЛЕМА  БЮРОКРАТИИ.

 

   РБ — унитарное  демократическое социальное правовое  государство. Главой государства  является президент.Гос. власть  в стране осущ на основе  разделения её на законод, исполнительную  и судебную.

Исполнительную власть осуществляет Правительство —  Совет министров  Белоруссии. Он состоит из  премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских ОГУ и руководит  системой подчинённых ему ОГУ  и других органов исполнительной власти.

Исполнительная власть (ИВ)–  подзаконная ветвь гос. власти, т.е. вторичная деят-ть, которая направлена на обеспечение исполнения законов  и др. актов законодат. власти. реализуется  через систему исполнит. органов, кот. призваны осущ исполнит-распорядит. деят-ть ИВ реализ. гос-вом через  Президента, Прав-во и органы на местах. За проводимый курс и соот-но осущест-ую управленч. деят-ть прав-во несет солидарную полит. ответ-ть. 

Проблема бюрократии

Чиновников государственного аппарата очень часто называют бюрократией. Термин "бюрократия" происходит от фр. bureaucrate — власть, т.е. господство канцелярии. Теор истоки современной теории бюрократии восходят к Сен-Симону, который первым обратил внимание на то, что в будущем обществе власть будет сосредоточиваться в руках людей, обладающих специальными знаниями.  Концептуальное развитие проблема бюрократии получила в трудах М.Вебера. Занимались этой проблемой также К.Маркс, В.И.Ленин и др.

М.Вебер отмечал, что в крупных государствах нормальным состоянием общества является бюрократизированная демократия. Источником развития бюрократии он считал процессы, связанные с отделением непосредственного исполнителя от используемых им средств производства. Бюрократия рассматривалась им как аппарат господства, обеспечивающего упорядоченное существование общества, что необходимо не только для сил, находящихся у власти, но и для всех членов общества.    Вебер различает два типа бюрократии: 1) традиционную патримониальную, которая является иррациональной, и 2) современную рациональную. Бюрократия первого типа была связана с государственным управлением. Рациональная бюрократия сформировалась в Новое время и вначале оказывала влияние на частнохозяйственную деятельность, позднее она распространилась на другие социальные сферы, что постепенно вытесняло из них бюрократию патримониального типа. По его мнению, окончательное решение проблемы бюрократии невозможно ни революционным, ни эволюционным путем.

К.Маркс и В.Ленин рассматривали  бюрократию как систему организации, с помощью которой осущ подавление и принуждение, т.е. классовое эксплуататорское государство. Отсюда — достаточно устранить частную собственность, чтобы утратила смысл и государственно-бюрократическая надстройка. Однако, как свидетельствует историческая практика, социалистическая революция в России не только не подрубила корни бюрократии, а и, наоборот, способствовала ее развитию. Управленческий аппарат с каждым годом все больше разбухал. Процесс суверенизации республик бывшего СССР не снял остроту этой проблемы, ибо каждое самостоятельное государство должно иметь собственный административно-чиновничий аппарат.

Существование бюрократии — неизбежность и необходимость функционирования политических институтов общества. За всю историю существования человечество не выработало возможности для существования государства без бюрократического аппарата. Поэтому важным является качественный состав чиновничества: его профессионализм, компетентность. В США — это высококвалифицированные специалисты, чиновники, которых образно называют "сокровищницей специальных знаний". Назначение чиновников на должность — прерогатива исполнительной власти (глава государства, глава правительства). На практике эти полномочия передаются министрам, которые в свою очередь переадресуют их своим подчиненным. В большинстве стран права чиновников ограничиваются: им запрещено принимать активное участие в деятельности партий, выдвигать свои кандидатуры на выборах.

Особое положение администр-управленческого аппарата в системе государственных органов власти породило проблему бюрократизма, под которым понимаются канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.                                         

 

26. ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

 

Понятие правового государства

Теория правового государства  в ее целостном виде разработана  Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин "правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие правового государства внесли русские мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов; ученые-юристы Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский. Значительными вехами на пути к правовому государству стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности.

Правовое  государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право является средством организации государственной власти. Посредством юридических норм государство осуществляет необходимые функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

В правовом государстве функционирует  режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным  контролем политики и власти. Осуществление  внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных  лиц связаны правовыми нормами  и подчинены им. Концепция правового  государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет  прав человека над законами государства, невмешательство государства в  дела гражданского общества.

Отличительные признаки правового государства

Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами.

Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами.

Взаимная  ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

Разделение  властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Незыблемость  свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства.

Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного (государственного) контроля и т.п.

 

 

 

 

27. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

 

Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей

Интересы и потребности  различных групп и индивидов  выражаются и осуществляются через  такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, т.е. множественность  социальных субъектов, относительно независимых  от государства и способных к  самоорганизации.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность  субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие  развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных  групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так  называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть  населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в  области идеологии, реальную свободу  слова, печати, совести, достаточно высокий  уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи  с развитием политических институтов современного государства. Гражданское  общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы  друг без друга.

Гражданское общество выступает  как сфера реализации частных  интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.

В условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства общественной жизни. Государство стремится здесь подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"