Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание работы

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ.
Термин "п." образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, гос дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.
Объектом П. является полит. действительность, или полит. сфера жизни общества

Работа содержит 1 файл

полит. шпоры.docx

— 199.76 Кб (Скачать)

 

Особо следует указать  на такую форму представительства  и защиты групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование (от англ. lobby – кулуары, коридоры). Под лоббизмом в широком смысле слова понимают любые законные способы влияния (давления) на государство с целью защиты особых интересов. В более узком смысле слова лоббирование означает непосредственное взаимодействие представителя группы интересов с лицом, принимающим решения, – как посредством формализованных каналов и структур, так и неформальных связей (встречи, беседы, консультации, телефонные переговоры, личные обращения). Задача лоббистов состоит в том, чтобы добиться принятия желательных для группы законодательных и нормативных актов, получения правительственных субсидий, кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты государственной власти.

В странах Запада сложилась  широкая сеть специализированных лоббистских  служб – юридических фирм, консультационных бюро, агентств по связям с общественностью, оказывающих посреднические услуги в установлении контактов между группами интересов и государственными органами. В США и ряде европейских стран лоббистская деятельность регламентируется законом и находится под финансовым контролем. Однако сама природа лоббизма как политического явления исключает возможность его полного контроля. Поэтому в практике лоббизма не исключены случаи коррупции, злоупотреблений, использования сомнительных, а порой и незаконных методов воздействия (шантаж, подкуп, угрозы, взятки).

Основные  функции лоббизма 1. Посредничество между обществом и гос-вом; 2. Замещение представительства; 3. Упорядочивание плюрализма общественного мнения; 4. Информационная функция; 5.Постановка актуальных вопросов.

Формы лоббизма:- прямой; - косвенный; - внутренний  - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.

Способы лоббистской  деятельности:- Выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционирования административного аппарата;- Участие в работе парламентских комиссий, в межведомств. комитетах и службах, консультирование ответственных должн. лиц, выступление на слушаниях и т.д.- Содействие реализации и популяризации решений властей; - Поддержание неофициальных контактов с представителями власти; - Пропагандистские кампании.

Классические  технологии лоббизма

1. Внедрение агентов влияния  в структуры компаний-конкурентов  и аппарат профильных ведомств. 2. Навязывание конкурентам заведомо  неэффективных (но внешне перспективных)  объектов лоббистского воздействия. 3. Перетягивание субъектов политического  процесса на свою сторону не  только переговорами, но и силой  событий. 4. Кризисные тенденции в  отрасли необходимо канализировать  на своих конкурентов. 5. Участие  в исках и судебных тяжбах  и др.

Этапы лоббистской деятельности 1. Сбор информации. Источники:  - официальные документы - стат. данные  - слушания в органах законодательной власти  - неформальные встречи с представителями органов гос. власти, ведущими политиками, экспертами и т.д.

2. Коалиционное строительство   

Проблема  коррупции

Лоббизм ≠ коррупция, но коррупционные методы полностью  не исключены из арсенала лоббистов. Однако эти методы – исключительные, т.к.:

1) препятствует антикоррупционное  законодательство и общественное  мнение;

2) есть вероятность, что  оппонент заплатит больше.

Напрямую взятки не используются! (это уже преступление, а не лоббизм)

Но существуют и косвенные  методы:

- Взнос в избирательные  кампании;

- Иные методы косвенного  подкупа (ужин в ресторане,  «банный лоббизм» в России, оплата  телефонных счетов, поездок, гостиниц  и др.)

- Законодательство совершенствуется, оставляя меньше лазеек для  коррупции

37. СУЩНОСТЬ ВЫБОРОВ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА.

 

Сущность  выборов

Выборы – это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей другим мирным путем, через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание обществом их результатов является важным признаком демократичности такого общества, его способности решать назревшие проблемы мирными политическими средствами.

Существуют общенациональные президентские и парламентские  выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных  единиц, а также выборы некоторых  местных должностных лиц (судьи, присяжные, шерифы и др.). Власть, избранная  самими людьми, является легитимной, признанной населением, а выборы выступают инструментом легитимации власти.

Выборы рассматриваются  также как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить ее, привести к власти оппозицию, которая, как  правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство также может  изменить политический курс под давлением  избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах.

Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям  свои программы и обещания в обмен  на властные полномочия, получаемые от избирателей. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Потому выборы эффективны тогда, когда в государстве  действует избирательное право  как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований, способствующих реализации интересов граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей и  т.д.).

Основные  принципы избирательного права

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования.

Избирательное право:

- активное (право избирать);

- пассивное (право быть  избранным).

Избирательное право м.б. ограничено цензами (возраст, образование, национальность, раса и др.).

Принципы избирательного права:

1) принцип равенства;

2) принцип тайного голосования;

3) принцип прямого права  (каждый голосует сам за себя);

4) принцип гласности (общественность  может осуществлять контроль  за ходом выборов);

5) принцип состязательности;

6) принцип свободы (любой  гражданин участвует в выборах  добровольно, без давления);

7) принцип ограничения  сроков выборов (их нельзя откладывать,  переносить).

 

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.

 

 

 

 

38. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.  МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА,  ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ.

 

Избирательная система – совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Избирательная система включает в себя избирательное право и избирательный процесс.

Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная – такой способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата надо собрать установленное законом большинство голосов.

Разновидности маж. систем: абсолютного большинства и относительного больш-ва.

Маж. система  абсолютного большинства – в основе принцип большинства при определении результатов голосования; избранным считается кандидат, получивший установленной большинство голосов избирателей (50% + 1голос). Т.к. не всегда удается кому-то из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то проводят второй тур выборов. Выборы по данной системе способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партий. В результате образуется система крупных и взаимозависимых политических партий. Пример: Франция, РБ.

Маж. система  относительного большинства – кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные круга, как правило, одномандатные, т.е. от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если бы какой-то гражданин сумел добиться своего выдвижения в качестве кандидата, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам. Политическое следствие применения данной системы – двухпартийность, т.е. наличие в стране 2 крупнейших, постоянно чередующихся у власти политических партий. Пример: США, Великобритания.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"