Варианты дальнейшего развития народовластия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ демократии и власти народа.
Задачей моего исследования, конечно же, в соответствии с целью является понятие демократии, и его истинная сущность.
Объектом моего исследования являются общественные отношения, которые в той или иной степени затрагивают выбранную мной тему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие демократии……………………………………………….5
Глава 2. Понятие народовластия, формы его осуществления и их соотношение. …………………………………………………………………..7
Глава 3. Представительная демократия…………………………………..12
Глава 4. Институты непосредственной демократии…………………….16
3.1 Референдум и выборы - ключевые институты непосредственной демократии. ……………………………………………………………………17
3.2 Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. ………………………23
3.3 Правотворческая инициатива граждан. ………………………………….24
3.4 Иные институты непосредственной демократии. .……………………...25
Глава 5. Варианты дальнейшего развития народовластия…………….31
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по конституционному праву - копия2.docx

— 68.57 Кб (Скачать)

     Проведение выше названных публичных мероприятий имеет уведомительный порядок.

Проведение публичного мероприятия основывается на следующих  принципах:

     1) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона "" О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", и иных законодательных актов Российской Федерации;

     2) добровольность участия в публичном мероприятии.

     Организаторы публичного мероприятия

     Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

     Участники публичного мероприятия

     Граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

     Уведомление- подается в письменной форме в орган исполнительной власти как государственный , так и местного самоуправления. Не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

     В уведомлении указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место проведения; маршрут движения; дата, время начала и окончание; предполагаемое количество участников; формы и методы обеспечения общественного порядка, организация медицинской; Ф. И. О. организатора или организации, место жительства или место нахождения организации, номер телефона; Ф. И. О. лиц уполномоченных организатором выполнять распорядительные функции;дата подачи уведомления

     Место проведения

Может проводится в любых для целей данного мероприятия местах в случае, если не создается угрозы обрушения зданий, сооружений, безопасности участников. [4; ст. 8]

     Места в которых запрещается проведение публичных мероприятий: территория непосредственно прилегающая к опасным производственным объектам и иным объектам эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Сход  граждан

     В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Публичные слушания

     Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания, по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.

На  публичные слушания должны выноситься:

     1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

      2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

      3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

     4) вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации  и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми  актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать  заблаговременное оповещение жителей  муниципального образования о времени  и месте проведения публичных слушаний.

Опрос граждан

     Опрос граждан, обладающих избирательным правом, проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. [5; ст. 31]

     Таким  образом, институты непосредственной  демократии разнообразны. Среди них можно выделить те формы и институты прямой демократии, посредством которых граждане самостоятельно решают вопросы государственной и местной жизни, принимая окончательные и общеобязательные решения на референдуме, определяя на выборах состав выборных органов. По средства других форм прямой демократии граждане выражают свое мнение путем обсуждения проектов законов и решений, проведение митингов, собраний, шествий, пикетирований, схода граждан, публичных слушаний, опроса граждан.

  

Глава 5. Варианты дальнейшего развития народовластия

      Вполне возможно, что в будущем изменится система формирования Совета Федерации и произойдет возврат к выборности губернаторов. В настоящее время целым рядом политиков и ученых выдвинуты предложения по изменению порядка формирования Совета Федерации и принятию нового федерального закона. Суть этих инициатив связана с утверждением концепции прямого избрания населением членов Совета Федерации. В качестве инструмента, обеспечивающего представительство от законодательной и исполнительной власти субъекта Федерации, предлагается выдвижение данными органами своих кандидатов.

      Демократизм обеспечивался тем, что и руководители законодательной власти как депутаты, и главы исполнительной власти субъекта Федерации избирались населением непосредственно. Они, с одной стороны, получали мандат доверия от народа, с другой - будучи региональными лидерами, хорошо знали нужды субъекта Федерации и его населения.

      Говоря о принципах формирования Совета Федерации на пресс-конференции в «Сколково», Дмитрий Медведев отметил, что:

      «Я не исключаю, что в будущем появится иная система формирования Совета Федерации, в том числе путем выборов. Однако это - дело будущего. Мы должны пройти по той дороге, которую сами для себя выбрали, и в конечном счете принять решение о том, какой способ формирования избрать. Многие страны десятилетиями формировали механизм своих парламентов. И мы этим занимаемся. Сейчас работает третья система, или несколько модернизированная вторая система формирования, когда в Совет Федерации могут попасть те, кто избран в регионе. Такой принцип вполне демократичен и помогает Совету Федерации выполнять свою высшую цель - быть палатой регионов. Пусть сейчас поработает эта система, но никогда не говори "никогда".»

      Подобной позиции придерживается и вице-спикер Совета Федераций- Сергей Миронов:

      «Я приверженец перехода к выборности членов Совета Федерации.  Убежден, что это возможно сделать, не меняя Конституцию РФ, но на сегодняшний день юридически безупречной формулы для этого не найдено».

       Так же, некоторые политики и президент не исключают возможности возвращения к процедуре выборов руководителей субъектов федерации и возрождении системы одномандатных округов. Президент отметил, что:

      «Считаю, что возвратиться к процедуре выборов губернаторов в ближайшие годы нецелесообразно. В ближайшей перспективе, в обозримом будущем существующую процедуру правильно сохранить, это позволит эффективно управлять государством. Через 10-15 лет процедура может быть изменена. Но для этого должны созреть предпосылки. Это тема, которая подлежит уточнению в дальнейшем. Решение об отмене выборности глав регионов и назначении их президентом было принято с тем, чтобы преодолеть разболтанность власти и популизм в ходе выборов, чтобы укрепить государство. Я убежден, что и сейчас эта процедура назначения губернаторов еще необходима.»

      Таким образом, в ближайшем будущем возможно изменится система формирования Совета Федерации и произойдет возврат к выборности губернаторов. Я считаю, что это еще один шаг к увеличению народовластию. Наше государство делает попытки сближения государства с ее гражданами. Наделяет народ все большими полномочиями и возможностями, тем самым показывая, что все зависит только о  нас, и что власть в наших руках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все рассмотренные  главные организационно-правовые формы  осуществления народовластия взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа - единого и единственного  конституционного источника власти в стране. Выше были лишь схематично показаны конституционные формы  народовластия, его юридический  каркас.

Реальное же осуществление власти народа, управление обществом носит сложный, многоаспектный характер. Народовластие (демократия -синоним)- власть народа, но народ никогда не осуществляет власть, её осуществляют чиновники: государственные деятели, политические лидеры, партии, другие общественные объединения. Они завоевывают поддержку избирателей, оказываю влияние на формирование, выражение через демократические институты воли народа, мнения социальных слоев и групп, на определение и проведение политики государства. Процессы реализации власти протекают в рамках политической системы, охватывающей разные организационные формы народовластия.

Выделяют две  формы народовластия:

Представительная  демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом: государственные органы, органы местного самоуправления.

Непосредственная  демократия - форма прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Список использованной литературы

  1. Авакьян С. Точка отсчета - народ // Российская газета. – 2007. - №4209
  2. Борисов И. «Ведут ли уличные акции к прямому народовластию» // «Российская газета» - 2009. - №4854
  3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2009.
  4. Васина Д. Конституционное право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения «Право и жизнь». – 2009.-.№133
  5. Ершов В.А. Конституционное право зарубежных стран. Гросс-Медиа, 2009 г.
  6. Двигалева А.А «Обществознание»- Санкт-Петербург: Виктория плюс 2008г.
  7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е «Конституционное право Росии»-М. Юристь 2003г.
  8. Исраелян В. Место выборов в системе народовластия РФ «Право и жизнь». – 2008.- №122
  9. Интернет ресурсы- www.rusnovosti.ru
  10. Интернет ресурсы- Официальный сайт Совета Федераций : www.council.gov.ru
  11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право РФ»М: «Юрист» 2009г.
  12. Комаров С.А., Малько А.В . Учебник для вузов по теории государства и права. Питер. 7- издание 2008г.
  13. Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Кулушева М.А.: Конституционное право Российской Федерации. Высшее образование .2009
  14. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М . : Эксмо 2009. 64 с.
  15. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Феникс. 2009
  16. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. СПС «Гарант», 2010. С. 215
  17. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Кутафина О.Е. . М., 2010
  18. Российская газета от 19.05.2011 стр.1,2 «Интервью Д.А. Медведева журналистам»
  19. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / под ред. Иванченко А.В.. М.: «Либеральная миссия». – 2008
  20. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" СЗ РФ 2004 №27. Ст. 2710; 2007
  21. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 № 5-ФКЗ // «Российская газета».- 30.06.2004. - № 137-д.
  22. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003№ 19-ФЗ // «Российская газета».- 16.01.2003.-№ 6.
  23. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ».- 23.05.2005.- № 21, ст. 1919.
  24. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ // «Российская газета». - N 202. - 08.10.2003.
  25. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 № 54-ФЗ // «Российская газета».- № 131.- 23.06.2004.
  26. Фетисов К.  Особенности демократических основ современного Российского государства // «Право и жизнь». – 2009.-.№133
  27. Червонюк В.И. Конституционное право России. Москва, 2007. С. 93

Информация о работе Варианты дальнейшего развития народовластия