Варианты дальнейшего развития народовластия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ демократии и власти народа.
Задачей моего исследования, конечно же, в соответствии с целью является понятие демократии, и его истинная сущность.
Объектом моего исследования являются общественные отношения, которые в той или иной степени затрагивают выбранную мной тему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие демократии……………………………………………….5
Глава 2. Понятие народовластия, формы его осуществления и их соотношение. …………………………………………………………………..7
Глава 3. Представительная демократия…………………………………..12
Глава 4. Институты непосредственной демократии…………………….16
3.1 Референдум и выборы - ключевые институты непосредственной демократии. ……………………………………………………………………17
3.2 Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. ………………………23
3.3 Правотворческая инициатива граждан. ………………………………….24
3.4 Иные институты непосредственной демократии. .……………………...25
Глава 5. Варианты дальнейшего развития народовластия…………….31
Заключение……………………………………………………………………33
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по конституционному праву - копия2.docx

— 68.57 Кб (Скачать)

     Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Определенные вопросы не могут выноситься на всероссийский референдум. [2;ст. 6]

Право на участии в референдуме

Референдум проводится на основе всеобщего равного и  прямого волеизъявления при тайном голосовании; участие в референдуме  свободное, голосование личное. Каждый участник референдума обладает одним  голосом. В референдуме имеет  право участвовать каждый гражданин  Российской Федерации, достигший на день проведения референдума 18 лет. В  то же время не имеют права участвовать  в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда.

     Референдум назначает Президент РФ по инициативе:

     1) не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;

     2) Конституционного Собрания в случае, когда оно выносит на всенародное голосование проект новой Конституции РФ[1,ст135,ч3];

     3) федеральным органам государственной власти

     Только эти субъекты могут выдвинуть- юридически значимое требование референдума. Инициатива указанного числа граждан реализуется в определенном порядке.

     Механизм реализации инициативы граждан по проведению референдума:

     1. Образуется инициативная группа более чем в половине субъектов РФ, в каждую региональную подгруппу должно входить не менее 100 участников референдума. Региональные подгруппы регистрируются в избирательных комиссиях соответствующих субъектов РФ.

     2. Не позднее чем за пять дней до дня проведения собрания участников референдума уведомляют в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума.

     3. Собрание региональной подгруппы правомочно, если в нем принимают участие не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где проводится собрание. Подписи указанных участников референдума в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы удостоверяются нотариально. На собрании региональной подгруппы решается:

     1) факт создания инициативной группы по проведению референдума;

     2) об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума;

     3) назначение из числа членов региональной подгруппы уполномоченных представителей региональной подгруппы.

    4) решения собрания и число членов региональной подгруппы отражаются в его протоколе. Решение собрания региональной подгруппы считается принятым, если за него проголосовало более половины участников собрания.

     4. Уполномоченные представители региональной подгруппы обращаются в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ с ходатайством о регистрации региональной подгруппы.

     5. Избирательная комиссия субъекта РФ, получив ходатайство о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет Центральную избирательную комиссию РФ о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия РФ в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренных законодательством.

     6. Избирательная комиссия субъекта РФ в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации региональной подгруппы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным Федеральным конституционным законом  и принимает одно из следующих решений:

     1) о регистрации региональной подгруппы. В данном решении указываются формулировка вопроса (вопросов) референдума, фамилии, имена и отчества всех членов региональной подгруппы, а также фамилии, имена и отчества уполномоченных представителей региональной подгруппы;

     2) об отказе в регистрации региональной подгруппы.

     7. В случае регистрации региональных подгрупп более чем в половине субъектов РФ уполномоченные представители региональных подгрупп более чем половины субъектов Российской Федерации вправе на своем собрании принять решение об обращении в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса (вопросов) референдума) и обратиться с указанным ходатайством в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы.

     8. В случае соблюдения всех требований Закона Центризбирком выдает регистрационное свидетельство инициативной группы по проведению референдума, в котором указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.

     9. Сбор подписей осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Подписи собираются посредством их внесения в подписные листы, которые изготовляются инициативной группой по установленной Законом форме. Нужно собрать два миллиона подписей, при чем в одном субъекте не более 50 тысяч. Число подписей может превышать необходимое не более чем на 5%.

     10. Впоследствии подписные листы, другие необходимые документы передаются в Центральную избирательную комиссию РФ, которая осуществляет их проверку (не менее 40% подписей) и по итогам этой проверки принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Если более 5 % подписей не действительно от общего количества подписей, отобранных для проверки, дальнейшая проверка подписных листов не проводится.

Если же число  достоверных подписей достаточно для  назначения референдума Центризбирком  направляет свое решение Президенту РФ и одновременно уведомляет об этом палаты федерального парламента.

     11. Президент РФ, получив документы, на основании которых назначается референдум, направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам). Если Конституционный Суд РФ признает конституционность такой инициативы, то Президент РФ назначает референдум. Если указанная инициатива признается не соответствующей Конституции, то процедура по ее реализации прекращается с момента вступления в силу соответствующего решения Конституционного Суда РФ

Голосование проводится в воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования  решения о назначении референдума. Голосование проводится с 8 до 20 часов  по местному времени

Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность  какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. [6]

     Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве соответствующих комиссий по проведению референдума, а также территориальные (районные, городские и др. ) и участковые комиссии по проведению референдума занимаются: техническим оснащение, агитацией по вопросам референдума, списками участников референдума. Определяет результаты референдума Центральная избирательная комиссия. Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него в целом по РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ результатов референдума. Это решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок его отмены или изменения.

3.2 Отзыв депутатов  и выборных должностных  лиц

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом  и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума.

Основания для  отзыва депутатов и выборных должностных  лиц и процедура отзыва устанавливаются  уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва могут  служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

     Процедура отзыва должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутаты и выборные должностные лица считается отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

     Итоги голосования по отзыву подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

     Самостоятельность муниципальных образований в правовом регулировании института отзыва предполагает возможность либо установления непосредственно в уставе процедуры отзыва, включая дополнительные гарантии прав его участников, либо отсылки к регулирующему данную процедуру закону субъекта Российской Федерации, подлежащему применению при проведении отзыва в муниципальном образовании. Причем такие законы должны исключать вмешательство государственных органов, а также избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в процесс отзыва, поскольку иное было бы нарушением конституционных принципов местного самоуправления. [7]

3.3 Правотворческая  инициатива граждан

     С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

     В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"

     Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

     Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

     В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

     Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан. [5; ст. 26]

3.4 Иные институты непосредственной демократии

     Законодательство РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ и включает в Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и иные законодательные акты РФ, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.

     Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

     Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;          

     Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

     Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

     Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. [4; ст. 2]

Информация о работе Варианты дальнейшего развития народовластия