Власть как одна из главных категорий политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

В своем общем значении понятие “власть” означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Содержание

Власть как одна из главных категорий политологии.
Субъекты и объекты политики института.
Проанализируйте основные функции политической зависимости от направлений деятельности ее субьектив:

Работа содержит 1 файл

Готова.docx

— 51.99 Кб (Скачать)

Вариант 20

  1. Власть как одна из главных категорий политологии.
  2. Субъекты и объекты политики института.
  3. Проанализируйте основные функции политической зависимости от направлений деятельности ее субьектив:

    -руководство  и управление обществом.

    -Институционализация  отношений в обществе.

    - Выработка  общих целей и задач общества.

    -Обеспечение  общества действующим принципом  распределительной справедливости.

    -Гарантирования  внутренней и актуализма безопасности  всех групп и слоев населения.

    -Привлечение  граждан к участию в политике.

    -Формирование  ценных ориентиров, социального  развития и актуализация интересов  и заинтересованности в их  достижении. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Власть  как одна из главных  категорий политологии.

Исторический  опыт  показывает,  что  там,  где   появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь  то  отдельная семья,  группа, социальный слой, нация или общество в целом),  там происходит  подчинение  их  деятельности  достижению  определенных целей.  И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и  подвластные,  господствующие и подчиненные.  Мотивы  подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в  достижении  поставленной цели, на убежденности в  необходимости выполнения  распоряжений, на авторитете властвующего  и,  наконец, просто  на  чувстве  страха перед нежелательными  последствиями  в случае  не подчинения. Важно подчеркнуть, что властные  отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная  плата  за жизнь   в   обществе.  Другими  словами,  без   отношений   власти человеческая цивилизация невозможна.

     В  своем  общем  значении  понятие “власть” означает  право   и возможность  одних повелевать, распоряжаться и управлять  другими; способность  и  возможность  одних  осуществлять  свою   волю   по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и  деятельность,  используя при этом авторитет, право,  насилие  и другие средства.

      Политологию   интересует  политическая   власть   как   ядро политической  системы общества, ее организационное и  регулятивно-контрольное   начало.  Она  определяет  все  другие  институты   и отношения  в  самой  политической  системе  общества.  Прямо   или косвенно политическая власть воздействует на развитие всех  других общественных систем – экономической, социальной, духовной и др.

     Политическая  власть,  как и  любая  другая  власть,  означает способность  и  право  одних осуществлять свою  волю  в  отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она  имеет в  отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

     •  верховенство, обязательность  ее решений для всего общества и,  соответственно,  для  всех  других  видов  власти.  Она  может ограничить  влияние  других форм власти, поставив  их  в  разумные границы, либо вообще устранить их;

      •   всеобщность,   т.е.  публичность.  Это   означает,   что политическая  власть  действует на основе  права  от  имени  всего народа;

      •   легальность  в  использовании   силы  и  других   средств властвования в пределах страны;

    • моноцентричность, т.е. существование  общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

     •  широчайший  спектр  используемых  средств  для  завоевания, удержания и реализации власти.

       Таким    образом,   политическая   власть   характеризуется способностью  и  возможностью для тех, кто ею обладает,  проводить свою    волю   в   руководстве   и   управлении   всем   обществом (государством),  оказывать определяющее воздействие на  поведение народных  масс  с  помощью  средств,  находящихся  в  распоряжении государства,  мобилизовывать на достижение  поставленных  целей  и программ   большие  массы  людей,  регулировать  отношения   между отдельными  группами  людей  (в  том  числе  ради  стабильности  и общественного согласия).

     Успех  функционирования политической  власти зависит от многих факторов.  Среди  них  весьма  важная  роль  отводится  основаниям политической  власти,  т.е. обоснованию ее  законности,  признанию обществом ее права на руководящую роль.

     В  политологии  данная  характеристика  обозначается  понятием “легитимность”.   В  данном  случае  речь  идет  об   общественном признании  власти,  о  доверии и поддержке, которые  оказывают  ей общество,   народ,  а  не  о  правовом,  юридическом   закреплении политической власти в соответствующих государственных  документах.

В науку  понятие “легитимность власти”  впервые было введено крупным немецким   политологом  Максом  Вебером.  Он   же   показал,   что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный  процесс, имеющий одни и те же корни,  одно  основание. Вебер  выделил  три  основных  источника  (основания)  законности, правомерности   политической  власти.  Во-первых,   власть   может получать  легитимность в соответствии с традицией.  Например,  при монархической  форме правления по установившейся  традиции  власть переходит  по наследству. Во-вторых, политическая власть  обретает качества  законности  в связи с огромной популярностью  и  культом личности  политического  деятеля,  возглавляющего  государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. В-третьих, легитимность   власти,  имеющая  в  своем  основании  рационально-

правовую  основу. Эта власть признается народом  потому,  что  она опирается на рациональные, признаваемые им законы.

     Власть  возникла вместе с развитием  человека и вместе  с  ним прошла   длительный   путь   своего  становления   и   постоянного совершенствования.  В  современным условиях  также  идут  процессы развития  власти.  Отметим  ряд новых тенденций,  характерных  для m`xhu  дней. Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процессов  демократизации политической власти. Четко  выраженным является  процесс замены форм политической власти,  основанных  на прямом  насилии и подчинении, формами общественного  консенсуса  и самоуправления. Об усилении демократической тенденции во  властных отношениях  свидетельствуют  повышение  роли  в  воздействиях   на властные   отношения   общественных  движений   и   неполитических объединений,  становление  и развитие в  посттоталитарных  странах гражданского общества. Вторая тенденция проявляется в  возрастании фактора    легитимности   власти   как   обязательного    признака цивилизованной  власти. Третья тенденция связана с  разукрупнением политической власти, со становлением системы разделения властей.

    Субъекты  и объекты политики института.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей.  Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным  субъектом выступает личность, так  как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического  процесса, всей политической жизни  общества. Активное участие  личности  в  политической  жизни общества имеет многоплановое значение.

    Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех возможностей человека,  для его творческого самовыражения, что составляет  необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач.  Качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию  человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс.  Но вне демократии,  доверия и гласности становятся невозможны ни творчество,  ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

    Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным  условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом,  контроля  за   деятельностью   политико-управленческих структур со стороны народа,  средством противодействия деятельному аппарату управления, отделений функций управления от общества.

    В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

    Анализ    места   человека   в   политической   жизни   открывает   крупный   раздел политической науки, посвященный  субъектам политики. Обычно под субъектами понимаются индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различной. Так, известный американский политолог Г. Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике различает три группы ее субъектов.

    Группы  субъектов

    1) субъекты персональные, движимые  заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;

    2) субъекты-подданные, понимающие  свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

    3) субъекты-партиципанты (участники), ясно  осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).

    Классификация субъектов политики

    Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

    1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

    2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

    Иногда  выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.

    Первичный субъект политики

    Первичным субъектом политики является личность (индивид).  Как  отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим  началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

    1) личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

    2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

    3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

Информация о работе Власть как одна из главных категорий политологии