Власть как одна из главных категорий политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

В своем общем значении понятие “власть” означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Содержание

Власть как одна из главных категорий политологии.
Субъекты и объекты политики института.
Проанализируйте основные функции политической зависимости от направлений деятельности ее субьектив:

Работа содержит 1 файл

Готова.docx

— 51.99 Кб (Скачать)

- совокупность  норм и учреждений, регулирующих  определенную сферу 

общественных  отношений;

- обособленный  комплекс социальных действий.

Таким образом, мы видим, что термин «социальный  институт» может иметь разные определения:

Социальный  институт – это организованные объединение  людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Социальные  институты – учреждение, призванные удовлетворять фундаментальные  потребности общества.

Социальный  институт – совокупность норм и  учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Социальный  институт – это организованная система  связей и социальных норм, которая  объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Процесс институционализации, т.е. образования  социального института, состоит  из нескольких последовательных этапов:

возникновение потребности, удовлетворение которой  требует совместных организованных действий; формирование общих целей;

появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и  ошибок;

появление процедур, связанных с нормами  и правилами;

институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

установление  системы санкций для поддержания  норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

создание  системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Зарождение  и гибель социального института  хорошо просматриваются на примере  института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институ ционализированным  методом выяснения отношений  между дворянами в период с XVI до XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести  дворянина и упорядочении отношений  между представителями данного  социального слоя. Постепенно система  процедур и норм развивалась и  спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои  и поединки со специализированными  ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Обеспечение общества действующим  принципом распределительной  справедливости.

На общественную жизнь распространяются все уже  рассмотренные общефилософские  положения. В то же время они здесь  конкретизируются и имеют значительную специфику, обусловленную объектом своего приложения. Этот объект — общество — настолько важен и всеобъемлющ, что даже относительно частное применение общефилософских законов имеет  принципиальное значение может быть не столько для науки, сколько  для практики, для каждого из нас. Ведь каждый из нас живет в обществе. С другой стороны, видение относительно частных явлений с общефилософских  позиций имеет решающее мировоззренческое и смысложизненное значение.

Начиная изложение социальной философии  с экономики и политики, мы отнюдь не следуем марксистским догмам об их непреходящей всеобъемлющей роли. Но, нравится нам это или нет, считаем  ли мы сегодняшнее положение экономики  и политики в жизни общества преходящим или перманентным, — мы должны признать объективную значимость этих явлений  в современной жизни мирового сообщества.  А признав ее, необходимо признать и необходимость их изучения — для поддержки ли концепции политической и экономической основы развития общества или для ее отрицания.

Политика  и экономика имеют свою специфику, но в то же время их очень многое объединяет. Прежде всего их объединяет то, что именно они практически  определяют сегодняшнюю жизнь общества. Кроме того, они в значительной степени ориентированы друг на друга: ведь не случайно до сих пор экономику  у нас называют политической, а  основным видом политики считается  политика экономическая. Впрочем, и  тенденции к их разделению отчетливы  и достаточно сильны, особенно на Западе.

Здесь мы постараемся подчеркнуть как  объединяющие, так и разделяющие  их моменты и обозначить перспективы  экономики и политики в будущем мировом сообществе. Необходимо подчеркнуть, что в паре «экономика — политика» экономику следует рассматривать в первую очередь. Конечно, эти сферы неразрывны и едины, но если подходить к делу исторически, то можно сказать, что в дремучие времена первобытности экономическая жизнь — труд, обмен продуктами труда и т.п. — существовала, политики же в ее настоящем смысле тогда еще не было. Приведу один пример «политического» решения «выборов» вождя племени. Взрослые члены племени производили этот выбор по такому критерию: со всей силы трясли дерево, а претендент на самом верху кроны держался за ветви. Если он не сваливался оттуда, то считался «избранным» — за ним признавалось право вождя. Пусть читатель сам решит, можно ли такое «избрание» считать политическим...

Светлые перспективы цивилизации во многом определяются тем, насколько успешно  функционируют общественные системы  в их взаимной связи, как единое целое, где каждое звено работает на целое, а целое стимулирует жизнеутверждающую  силу частей. Что же можно выявить  в тончайшей паутине социально-экономических  связей с философско-экономической  точки зрения? Какова методологическая роль философской культуры в осмыслении социально-экономической реальности? 

Без экономического образования ныне вообще вряд ли возможно управлять делами государства. Речь идет не о профессиональном знании современной экономики во всех ее узкоспециальных проблемах, а хотя бы об общем знакомстве с макроэкономикой  в ее основополагающих принципах.

Экономическая философия входит в систему социальной философии, составляя ее существенную часть: у нее есть свой особый срез проблем, или угол зрения на экономическую  жизнь общества. Чтобы ответить на вопрос, что такое экономическая  философия как философское учение, следует прежде понять, что такое политическая экономия.

По словам К. Маркса, анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. В этом заключается глубокая истина, если ее не абсолютизировать, не возводить  во все определяющий, все детерминирующий  фактор, в особое бытие, которое определяет всю духовную жизнь общества по принципу «бытие определяет сознание». Это неверно. Сознание изначально и органично  включено во все звенья экономической  жизни общества: ведь субъектом экономических  отношений является человек, обладающий сознанием. Он сознательно производит и осуществляет обмен, куплю и  продажу. Все его действия определенным образом мотивированы и включены в нескончаемую цепь потребностей, целеполаганий, волевых действий, ответственности, правосознания и т.д. Общество во всем его объеме — это субъектно-объектная  реальность, и было бы неверным искать тут пресловутую «первичность и  вторичность», запутываясь в паутине загадки «курицы и яйца».

Экономическая жизнь есть социальный процесс, в  котором люди выступают и в  качестве непосредственных деятелей конкретного  хозяйства, и опосредованно в  качестве «частей» общехозяйственного организма.

Связи людей, складывающиеся между ними в  процессе производства, образуют сложную  структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную  систему; эта система образует то, что называют производственными  отношениями. Она охватывает и отношения  к средствам производства, т.е. форму  собственности, и связи между  людьми в процессе обмена, распределения и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их производственной социализацией, т.е. выражающие разделение труда, и отношения сотрудничества и соподчинения — управленческие отношения, и все другие отношения, в которые вступают люди.

В современном  производстве, в котором все большую  роль играет система управления, немалое  значение приобретают отношения, складывающиеся в результате подбора и расстановки  кадров с учетом их способностей, опыта, интересов и нужд самого производства, кадровая политика в целом. Таким  образом, система экономических  отношений чрезвычайно обширна  — от индивидуальных отношений отдельных  производителей до основополагающего  отношения к средствам производства. Поскольку экономические отношения  сегодня носят политический характер и управляются политическими  методами, учение об экономике называется политической экономией.

Исключительная  значимость политической экономии определяется тем, что она и сегодня обладает всемирно-объединяющей силой в жизни  всего человечества. А жизнь человечества — это предмет философии. Поэтому  философы изучали, анализировали и  писали о политической экономии, участвуя в ее углубленно-обобщающем осмыслении.

Привлечение граждан к участию  в политике.

Понимания политики как любой деятельности связанных с властью, авторитетом, организацией, логически следует, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т.д. Как пишет известный американский политолог Роберт Даль, к политическим ассоциациям принадлежат не только такие организации, как государство и партии, но также профсоюз, частные клубы, деловые предприятия, религиозные организации, группы граждан, дикие племена, кланы и даже отдельные семьи. Еще более широкий взгляд на сферу распространения по выражает американский политолог Д. Хелд. Трактуя политику как «борьбу за организацию человеческих возможностей», он утверждает, что она является «составным элементом всей человеческой жизни, неотъемлемым вектором, измерением производства и воспроизводства общества», а не только деятельностью правительства.

Представляется, что приведенные выше трактовки политики отмечают ее важнейшие социальные индикаторы показатели: власть, авторитет хотя авторитет нередко рассматривают как одно из свойств, атрибутов власти, организацию, управление. В то же время широкая трактовка политики таит в себе опасность затем ее особенностей, растворения среди близких к политике по своей природе явлений — власти, социальной организации, управления, изучение которых — предмет специальных наук,: социологии власти,

социологии  организации, теория управления.

Более конкретно критерии и границы  политики определяет М. Вебер. Он пишет:«Ассоциация может быть названа политикой, если выполнение ее распоряжений постоянно осуществляется на определенной территории под угрозой или с применением принуждения со стороны административного органа».Таким образом, Вебер ограничивает критерии политического постоянством власти, ее распространением на определенную тер, наличием специальных  органов принуждения. Нетрудно заметить, что политика связывается Вебером с общегосударственном (макро-) уровнем ее функционирования. подвижность границ политики Отмеченные выше индикаторы политики отражают ее стати, важнейшие постоянно воспроизводимые черты. В то же время политика достаточна динамична, изменчива, подвижна. Она распространяется на многие экономические, культурные и другие общественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные, интимные области. Так, например, в начале 90-х гг. в Польше, ФРГ и некоторых других странах острые поли дискуссии и противоборство вызвал вопрос о запрете абортов.

Почти любая общественная проблема может  стать политической в том случае,

если, по мнению политических лидеров, она затрагивает  интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Политика — это инструмент сознательно саморегулирования общества. Поэтому она может распространяться на самые различные общественные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулирования охрана безопасности граждан, общественного порядка, развитие международных связей и т.д.), так и на те, который временно приобретают политическую значимость (например,

государственная помощь населению в случае стихийных  бедствий).

Охватывая многие экономические, культурные, религиозные  и другие явления,

политика  не подменяет их, а придает им особый аспект — делает их объектом

воздействия публичной власти. Одна и та же общественная ассоциация нередко

имеет и политики, и экономический, и культурный, и религиозный аспект.

Так, например, промышленная корпорация, занимающаяся экономической

деятельностью, создающая материальные ценности, в то же время может

оказывать финансовую и иную поддержки определенной политической партии и субсидировать культур или научный фонд.

Информация о работе Власть как одна из главных категорий политологии