Внешние политические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:17, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Политика и международные отношения……………………….. 5
1.1. Внешняя политика государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления……………………………... 5
1.2. Типология международных отношений……………………….. 7
1.3. Теоретическое обоснование международных отношений……. 8
1.4. Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику………………………………………. 10
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе……………………. 16
2.1. Россия в системе международных отношений………………… 16
2.2. Внешняя политика современной России………………………. 21
2.3. Геополитическое положение современной России…………… 23
Заключение…………………………………………………………………... 26
Список использованной литературы……………………………………….. 27

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо праг-матическую внешнеполитическую позицию, основанную на прин-ципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и госу-дарств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут форми-роваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимос-ти от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на реше-ние экономических и других внутренних проблем Теория политики: Курс лекций: В 3 ч. / Авт.-сост. Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. СПб., 2003..

В реальной политической деятельности государства переплетают-ся элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внеш-неполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001.:

– создание новой системы взаимоотношений с бывшими соци-алистическими странами;

– вхождение в европейское и ми-ровое сообщество;

– разработка новых принципов межгосударственных отноше-ний с бывшими республиками СССР;

– разработка новой военно-поли-тической доктрины в изменив-шемся геополитическом про-странстве;

– активизация отношений с Кита-ем, странами Юго-Восточной Азии;

– равноправное развитие отношений с США;

– противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;

– участие в миротворческих акциях пре-кращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

2.3 Геополитическое положение современной России

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитиче-ского субъекта. С точки зрения своего геополитического положе-ния Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результа-те действий определенных геополитических закономерностей Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001..

Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается при-оритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Бе-лоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Имен-но эти три государства наиболее важны с точки зрения геополи-тических интересов России Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000..

Для России немаловажным является вопрос: будет ли она контролировать нефтепотоки с открытых крупных месторожде-ний нефти и газа на шельфе Каспия? Каспийский бассейн, как Черноморский и Балтийский, составлял значительную часть рос-сийского геостратегического потенциала. Одна из закономерно-стей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъек-тов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «ислам-ский» фактор в условиях ослабления России как геополитическо-го субъекта стал активно проявлять себя в направлении Цент-ральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001..

Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и свя-занные с продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает вторжение Запада в ту сферу, которая исконно была «незападной». «Рубеж конфликта длительностью в тринадцать веков» (С. Хантингтон) передвинулся на пространство Киевской Руси.

Существует точка зрения, согласно которой на западных ру-бежах возникает своего рода «санитарный кордон» стран НАТО, отрезающий Россию от Балтики и Черного моря, контролирую-щий все транспортные выходы на Запад и превращающий Кали-нинградскую область в оторванный от основной российской тер-ритории эксклав.

Другая точка зрения в менее драматизированной форме пред-ставляет, что ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас -только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону ста-бильности между Россией и НАТО.

В нынешних сложных условиях реализовать свои стратеги-ческие интересы в западноевропейском и восточноевропейском регионах удастся, если Россия будет опираться не на «геополити-ческий императив», реанимируя свои прошлые имперские амби-ции, а на свой экономический потенциал Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М., 2001..

Если иметь в виду восточное направление, то российские по-зиции на Дальнем Востоке, Восточной Азии и западной части Тихого океана оказались под угрозой. Место России в качестве «сверхдержавы» сегодня занимает Китай, так как он оказался более конкурентоспособным. По ВВП Китай передвинулся в лидирующие страны: вместе с Японией делит 2- места в мире, прогнозам Мирового банка, Китай через 20 лет переместится на первое место в мире, США спустится на второе место, за ним будут следовать Япония, Индия и Индонезия Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997..

И в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики. Россия на протяжении всей своей истории всегда была серьезным геополитическим субъектом. Она и сегодня является страной с самой большой в мире территорией, которая расположилась на двух континентах.

Задача, которую Россия сама должна решить, - не допустить, во-первых, ущемления своих позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения от участия в решении проблем, затрагивающих ее стратегические интересы Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000..

ЗаключениеГлобализация человеческих проблем закономерно предполагает гуманизацию международных и межгосударственных отношений. Это означает, что политика ведется ради людей, что интересы человека, его права выше прерогатив государства: не люди живут ради государства, а государство функционирует ради людей, призвано быть их оружием, средством, а не самоценностью. Главный критерий любых государственных и общественных институтов - служение людям. Однако идея верховенства человека не должна превращаться в абсолют, отрываться от реальностей бытия. Он должен рассматриваться в неразрывной связи с другими людьми, производством, обществом, природой, осознавать, что смысл жизни - не в потреблении, а в созидании, в служении другим людям.Таким образом, глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе - противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития.При разработке внешнеполитической стратегии нашей страны важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внут-ренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единых стандартов, регулирующих отноше-ния со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарны-ми тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам, осуждая проявле-ния национализма и фашизма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя откры-тости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.

Список использованной литературы

1. Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997.

2. Лебедева М.М. Мировая политика. М., 2003.

3. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000.

4. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М., 2001.

5. Сирота Н.М. Основы геополитики: Учебное пособие. СПб., 2001.

6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001.

7. Теория политики: Курс лекций: В 3 ч. / Авт.-сост. Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. СПб., 2003.

ВведениеВнешняя политика государства относится, как известно, к одной из самых сложных сфер деятельности. Но так же, как в случае с внутренней политикой, эффективность этой деятельности в огромной степени зависит от ее реалистичности, целеустремленности и последовательности. Все эти характеристики в значительной мере закладываются уже на этапе выработки теории политики, принимающей в конечном счете форму доктрин, концепций, конкретных программ и т.д. Но какой бы совершенной и выверенной ни была теория, практическая политика всегда будет от нее отличаться, поскольку ни одна теория не способна учесть все те конкретные проблемы, которые ставит жизнь. Несмотря на это нельзя не признать справедливость выражения "Нет ничего практичнее хорошей теории" и не отдать должное высокой роли хорошей стратегии. Без реалистичной фундаментальной теории практика продвигается вперед на ощупь, как бы вслепую, находится в безраздельной власти метода "проб и ошибок". Поэтому, прежде чем рассмотреть вопросы, связанные с эволюцией практики внешней, политики современной России, рассмотрим, как в последние годы шло становление теории этой деятельности.

1. Основные этапы эволюции теории внешней политики современной России

Интенсивный поиск новой внешнеполитической концепции (о теории на этом этапе говорить еще не приходится) России начался вскоре после распада СССР и обретения ею полного суверенитета. Первая попытка сформировать и представить ее миру была предпринята Президентом России Б.Ельциным уже 31 января 1992 г. Выступая в этот день на специальном заседании Совета Безопасности ООН перед главами государств и правительств 15 стран - членов этого Совета, российский Президент предложил преобразовать программу Стратегической оборонной инициативы (СОИ) в международный проект с учетом технологических разработок оборонного комплекса России. В результате такого объединения могла бы быть создана глобальная система космической защиты. Заявив, что Россия рассматривает США и другие западные государства не только как партнеров, но, скорее, как союзников, Б.Ельцин выдвинул целый ряд инициатив. Он предложил, в частности, создать механизм быстрого реагирования, который мог бы быть оперативно задействован Советом Безопасности ООН в любом районе планеты, где возникает угроза миру и стабильности. "Мы, - говорил президент России в речи на заседании СБ, --исключаем какое-либо подчинение внешней политики идеологическим доктринам, ее самодовлеющий характер. Наши принципы просты и понятны: главенство демократии, прав и свобод человека, законности и нравственности".

Выступлению российского Президента в СБ ООН предшествовало его специальное Послание Генеральному секретарю ООН Бутросу Гали. В нем были изложены основные направления российской политики в области сокращения вооружений и разоружения: стратегических наступательных вооружений, тактического ядерного оружия, противоракетной обороны и космоса, запрещения испытаний ядерного оружия и запрещения производства расщепляющихся материалов для целей оружия, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, обычных вооружений, химического и биологического оружия, оборонных бюджетов, конверсии военного производства. Двумя неделями позже министр иностранных дел России А. Козырев выступил в Женеве на конференции по разоружению и в Комиссии ООН по правам человека, разъяснив и дополнив предложения Б.Ельцина, содержавшиеся в упоминавшемся выше его Послании Генеральному секретарю ООН.

Параллельно с исполнительными структурами власти над внешнеполитической доктриной трудились и в представительных властных органах. В результате уже в конце февраля 1992 г. свет увидела параллельная, точнее говоря, альтернативная внешнеполитическая концепция. Это была концепция Верховного Совета России. Выступая на научно-практической конференции в МГИМО "Преображенная Россия в новом мире" председатель Верховного Совета Р.Хасбулатов изложил ее основные аспекты. В конференции принимали участи также Е.Примаков, бывший тогда генеральным директором внешней разведки России Независимая газета. 1997. 29 апреля. , А.Козырев, министр иностранных дел, и другие государственные деятели.

Содержание концепции Р.Хасбулатова во многом совпадало с главными положениями президентской доктрины. Обе исходили из отказа внешней политики новой России от идеологизированной биполярности, т.е. от привычного деления мира на две противостоящие мировые общественные системы; обе декларировали отказ от преимущественной опоры на военную силу как средство внешней политики, обе признавали важность "формирования в России дееспособной экономики", "помощи национальной промышленности, национальному предпринимательству в целом в выходе на внешние рынки и т.д. Обе концепции признавали также важность для новой России дружественных и конструктивных отношений с США, странами Европейского Сообщества, Японией, Китаем, Индией, Турцией и другими государствами.

Однако в концепциях Б.Ельцина и Р.Хасбулатова содержались не только одинаковые или созвучные подходы, но и заметные различия, что явно указывало не только на разногласия, но и на определенное противостояние между двумя ветвями власти. Так, в концепции председателя Верховного Совета особо акцентировались те направления внешней политики России, которые были традиционными для СССР в прошлом, а именно отношения со странами Центральной и Юго-Восточной Европы и, в частности, со странами, входившими в свое время в СЭВ и ОВД. Арабский Восток и Азия и Африка также упоминались как особо важные направления внешней политики новой России. По мнению Р.Хасбулатова, этого требовали геополитические соображения и экономические интересы России. В концепции Хасбулатова, кроме того, речь шла также о предпочтительности и приоритетности отношений с государствами - членами СНГ и странами, граничащими с СНГ.

Информация о работе Внешние политические отношения