Геополитические отношения Китая с внешним миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

И нам с высоты нашего 2004г., прекрасно видно, что предсказание журнала сбываются. Страна, преодолевая огромные трудности, медленно, но уверено продвигается вперед. И, хотя со времени начала преобразований в Поднебесной прошло уже более двух десятков лет, эта тема не потеряла актуальности и сегодня. Во-первых, это связано с тем, что ещё продолжаются и далеки от завершения. Во-вторых, в Азиатско-Тихоокеанском регионе многие исследователи видят зачатки возникновения некой супердержавы, формирование которой непосредственно связано с реформами в КНР.

Содержание

Введение
Глава I. Китайско-американские отношения
Глава II. Китайско-российские отношения
Глава III. Китай и соседние страны
Заключение

Работа содержит 1 файл

Геополитические отношения Китая с внешним миром.doc

— 284.00 Кб (Скачать)


- 2 -

 

Министерство образования Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Институт заочного обучения

 

Институт государственного и муниципального управления

Кафедра государственного управления

 

 

               Курсовая работа

 

дисциплины:

 

Геополитика

 

по теме:

 

«Геополитические отношения Китая с внешним миром»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2011

 

 

Содержание

 

Введение

Глава I. Китайско-американские отношения

Глава II. Китайско-российские отношения

Глава III. Китай и соседние страны

Заключение


Введение

 

Китай государство, которое поставило себе цель стать в один ряд с самыми развитыми державами мира.

Для этой страны характерна давняя и принципиальная традиция нейтралитета. Но еще в 1909г. За сорок лет до образования КНР генерал Елчанинов сформировал принцип “сильное нейтральное государство свободно в своей политике”.

На рубеже XX – XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. Обратимся к традициям китайской истории и сопоставим её с современностью.

Трехтысячелетний опыт позволил Китаю много раньше Запада понять, что “влияние важнее власти”. Это не стремление к прямому и силовому политическому контролю, а к организованному, естественному, точно дозированному и направленному воздействию на ключевые точки регионов и стран, государств и общественных систем. В средние века это вполне современная стратегия называлась цзинцзи – сокращенная форма от “цзинши цзиминь” (управление миром, помощь народам). Метод осуществления этой стратегии – увэй (фэйгун), или “недеяние” (т.е. ничего такого, что прямолинейно, грубо, примитивно легко бросается в глаза). Иносказательно этот метод мудро назван “цзими” (ненатянутые поводья). Его суть – не диктат, а дипломатическая  направляющая  подсказка, сделанная к месту и вовремя. Древнейший принцип китайской стратегии – “побеждать, не сражаясь”, гибко действовать приемам сотрудничества и борьбы всеми мыслимыми методами.

То, что написал журнал “Time” в своем первом номере за 1979г. Казалось просто фантазией не основанной на реальных факторах.

В нем утверждалось, двухтысячный год, Китай встретит современным государство, превратившимся из экономически и политически отсталой страны в супердержаву, с экономической  и военной мощью с которой должен будет считаться весь мир.

И нам с высоты нашего 2004г., прекрасно видно, что предсказание журнала сбываются. Страна, преодолевая огромные трудности, медленно, но уверено продвигается вперед. И, хотя со времени начала преобразований в Поднебесной прошло уже более двух десятков лет, эта тема не потеряла актуальности и сегодня. Во-первых, это связано с тем, что ещё продолжаются и далеки от завершения. Во-вторых, в Азиатско-Тихоокеанском регионе многие исследователи видят зачатки возникновения некой супердержавы, формирование которой непосредственно связано с реформами в КНР.

Геополитическая стратегия Китая должна одновременно преследовать две цели, определенные в августе 1994г. Дэн Сяопином: “Первое – противостоять гегемонизму и политике силы и защищать мир; второе – создать новый международный политический и экономический порядок”. Первая задача, очевидно, направлена против интересов США и имеет своей целью уменьшить американское превосходство, тщательно избегая при этом военного столкновение, которое положило бы конец продвижению Китая вперед к экономическому могуществу. Вторая задача – пересмотреть расстановку сил в мире, используя недовольство некоторых наиболее развитых государств нынешней неофициальной иерархией, в которой наверху располагаются США, при поддержке Европы (или Германии) на крайнем западе Евразии и Японии на крайнем Востоке.

Вторая цель Китая предполагает воздержание Пекина от каких либо серьезных конфликтов с ближайшими соседями, даже продолжая вести поиск путей достижения регионального превосходства.

Профессиональный культуролог, профессор Пекинского университета Сю Яньчун в своей работе Восток и Запад выделяет разницу между культурой Запада и Китая. Ссылаясь на древнекитайскую литературу, он подчеркивает, что для последней характерна склонность к миру, к мирному решению конфликтов.

Запад же, напоминает он, со времен Гомера, наоборот воспевал героев воинов, т.е. силу.

Разницу между двумя культурами можно представить в формулировке, которую когда-то использовал великий китайский философ Фэн Юлань, а именно: “традиция VS. мощь” (rite VS. might). Традиция предполагает упорядоченность во вселенной, в то время как мощь – категория Запада – ориентируется на силу, которая всегда права. (might is right).

Китай в конце 70-х гг. ХХ в. оказался перед труднейшими проблемами.

Мыслящие люди в стране стали понимать, что решить их невозможно без проведения структурных реформ. С ноября 1980г., после процесса над “бандой четырех” Дэн Сяопин стал основным лицом в партии формировавшим внутреннюю и внешнюю политику, подлинным её руководителем.

Изменения в КНР начались с изменения внешней политики. Как страна с социалистической системой Китай на протяжении многих лет находился в противостоянии с капиталистическим миром. Внутренняя замкнутость была характерной чертой и тормозом его развития на протяжении многих веков. Это прекрасно понял Дэн Сяопин, который неоднократно заявлял: “Одновременно с курсом на оживлении экономики внутри страны мы взяли курс на расширение экономических сношений с заграницей”.

Для успешного развития экономических реформ Китай и нуждается в длительном и прочном мире.

Хронологические рамки работы невелики. Точкой отсчета является 1978г. когда в Китае было объявлено о повороте к реформам. Внешнеполитический курс КНР рассматривается вплоть до 2003г.

В данной работе рассматривается геополитические отношения КНР с такими странами как США, Россия, Индия, Япония, Вьетнам, КНДР и РК.


Глава I. Китайско-американские отношения

 

С началом проведения Китаем политики реформ и открытости в 1978г. Его внешняя политика всецело ориентирована на Запад, в основном на США. 16 декабря 1978г. Было объявлено о намерении Китая и США установить дипломатические отношения. В совместном коммюнике, опубликованном в Пекине и Вашингтоне, КНР и США заявили об установлении дипломатических отношений. Вашингтон признал правительство КНР единственно законным правительством Китая, но сохранил за собой право поддерживать культурные, торговые и другие неофициальные отношения с народом Тайваня.

1 января 1979 года Китай и США установили  дипломатические отношения. США признали Тайвань неотъемлемой частью Китая, выступив с заявлением о разрыве дипломатических отношений и о прекращении договора с тайваньскими властями о взаимной безопасности, подписанного в 1954 г.

Правительство США заявило о выводе своих войск с Тайваня в четырехмесячный срок с 25 января по 4 февраля 1979г. Главный архитектор китайской политики реформ и открытости Дэн Сяопин совершил визит в США, что вызвало сенсацию в США, где распространила небывалый “китайский бум”. В ходе визита Дэн Сяопин встретился с президентом США Дж. Картером. США предоставило Китаю экономические кредиты.

В конце августа того же года состоялась поездка в Китай вице-президента США У. Мондейла. Стороны пошли на существенные уступки в торгово-экономической области, открыв Пекину более широкий доступ к американской промышленности и ставящие КНР в привилегированное положение по сравнению с другими социалистическими странами. Во время визита стало известно о подписании в Вашингтоне закона, переводящего Китай в разряд дружественных стран.

Нормализация китайско-американских отношений началась параллельно проведением в КНР политики реформ и открытости, эта политика придала мощный импульс содействию отношений с США. В 80-х гг. по мере расширения Китаем связей с внешним миром изо дня в день активизировались контакты с США в политической, экономической, научно-технической и культурной областях.

17 августа 1982г. китайское правительство и американская администрация опубликовали совместное коммюнике о поэтапном решении вопроса продажи США оружия Тайваню.

Коммюнике от 17 августа и коммюнике об установлении дипломатических отношений заложили прочную основу для долговременного и здорового развития китайско-американских отношений.

В июне 1983г. было принято решение о предоставлении КНР в торговле статуса “дружественной и неприсоединившейся страны”. Это решение открывало перед Китаем более широкие возможности для импорта из США сложных технологий и оборудования, в том числе военного назначения. Премьер Чжао Цзыян заявил по этому поводу, что для Китая это не технический вопрос, а проблема установления взаимного доверия.

В 1984г. Объем поставок достиг 1,5-2 млрд. долларов, что заложило, по мнению американцев, основу значительного расширения сотрудничества с Китаем.

Визит президента США Р.Рейгана в КНР состоялся 24 апреля – 1мая 1984г. Рональд Рейган вел переговоры с китайскими руководителями – Председателем КНР Ли Сяньнянем, Премьером Госсовета КНР Чжао Цзяном, генеральным секретарем ЦК КПК Ху Яобаном.

Во время визита китайская сторона избегала прямой поддержки антисоветского курса администрации Рейгана, признавала наличие “разных подходов” к некоторым вопросам международной жизни и  двухсторонних отношений. Тем не менее, стороны зафиксировали параллельность мировой политики (положение в Индокитае, ситуация вокруг Афганистана и т.д.). Президент Рейган особый упор делал “общности интересов” сторон: у Китая и США “одни и те же общие принципы сохранения мира”, “две страны стоят вместе”.

Визит Рейгана в Китай стал частью – и весьма значительной – предвыборной компании республиканцев. Сторонники Рейгана надеялись противопоставит оппонентам свои внешнеполитические успехи на китайском направлении.

Администрация Р. Рейгана активизировала экономические связи с КНР, доведя объем до 6,1 млрд. долларов.

В июне-августе 1985г. Председатель КНР Ли Сяньянь посетил США, а в октябре вице-президент США  Джордж Буш – Китай. Оба государственных деятеля немало времени на переговорах уделили вопросам развития  двухсторонних отношений.

Дж. Буш, находясь в Китае, объяви о значительном смягчении правил коком, которые регулируют экспорт в Китай техники и технологии “двойного назначения”. Во время переговоров Ли Сяньняня в США и Буша в КНР обсуждалась проблема Тайваня. Ли Сяньнянь, выступая в национальном совете содействия американо-китайской торговле, назвал эту проблему “крупным препятствием в сфере американо-китайских отношений”, которые “необходимо преодолеть”. О реакции американской стороны на это положении было известно заранее.

В специальной публикации “Харитидж фаундейши” – мозгового треста, работающего на влиятельные круги республиканской партии, отмечалось: американо-китайские отношения, как их понимают в США, определяются положениями, зафиксированных в совместном коммюнике и односторонних заявлениях США. В связи с этим давалось разъяснение: не следует ожидать, что США изменят свою политику политической и военной поддержки Тайваня.

В июне 1989г. Произошли выступления Китайской молодежи, требовавшей либерализации политической системы страны, на площади Тяньоньмэнь в Пекине. В ответ США приостановили поставки вооружений в Китай, затормозили политический диалог и предоставлении КНР кредитов на сумму 1,3 млрд. долл. Однако, не желая отчуждения в отношениях, американская администрация в июле и декабре 1989г. Дважды с секретно консультационной миссией направляла в Пекин помощника президента  по национальной безопасности Брента Скоукрофта. Чтобы не раздражать Китай, президент Дж. Буш наложил вето на законопроекты конгресса о предоставлении права на проживании в США всем китайским студентам, находившимся на обучении в стране, а также настоял на продлении дл КНР режима наибольшего благоприятствования в торговле. Со своей стороны КНР учла пожелания США в отношении соблюдения прав человека. По мнению экспертов, в этот период Вашингтон руководствовался мнением не о стратегической важности сотрудничества с Пекином, а его экономической роли в азиатско-тихоокеанском регионе.

В 1993г. Бил Клинтон после своего прихода к власти стал увязывать вопрос прав человека с предоставлением Китаю “наибольшего благоприятствования” в торговле, что максимально ухудшило китайско-американские отношения.

Шанс выхода отношений между Китаем и США из тупика нашелся в ноябре того же года на неформальном саммите организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Сиэтле, в ходе которого председатель КНР Цзян Цзэминь и президент Б.Клинтон провели первую встречу. Цзян Цзэминь подчеркнул, что обе стороны должны обращать свои взоры на весь мир и уделять внимание будущему, чтобы поддерживать тем самым здоровые и стабильные китайско-американские отношения, а также вывести спокойный, стабильный и безопасный мир в XXI век. Б.Клинтон в свою очередь выразил намерение американской стороны улучшить отношение с Китаем.

Под воздействием встречи на высшем уровне в Сиэтле правительство Б. Клинтона в 1994г. выдвинуло политику контактов с Китаем.

В том же году возобновились  межправительственные визиты на высоком уровне, односторонне прерванные США три года назад. Вашингтон одновременно объявил об отделении вопроса прав человека с предоставлением Китаю “статуса наибольшего благоприятствования”, однако развивающиеся китайско-американские отношения в 1995г. потерпели новую неудачу – 6 мая вопреки решительным возражениям китайского правительства американская администрация откровенно согласилась на поездку Ли Дэнхуэя в США, что заморозило отношения двух стран на самой низшей точке на протяжении 16 лет после установления дипломатических отношений между ними. Правительство КНР выразило решительный протест по данному вопросу. Резка реакция со стороны КНР дала американской администрации понять о серьезности и щекотливости тайваньского вопроса.

Информация о работе Геополитические отношения Китая с внешним миром