Внешняя политика Швеции в отношении ЕС и НАТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить какое место занимает Королевство Швеция в современной Европе, и как идет процесс ее интеграции в Союз, а также рассмотреть ее отношения с блоком НАТО.

Задачи работы таковы:

1.разобраться в социально-политическом и экономическом положении в Королевстве после вступления в Союз;
2.изучить политику Швеции в составе Евросоюза, ее инициативы в области европейского законодательства;
3.проследить постепенную эволюцию эволюцию отношения Швеции к Североатлантическому Альянсу;
4.выяснить степень вовлеченности страны в военное измерение Евросоюза.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

Глава I. Проблемы и перспективы интеграции Швеции в Европейский

Союз.............................................................................................................................5

1.1. Социально-политическое и экономическое положение в Швеции после вступления в ЕС..................................................................................................................7

1.2. Влияние Швеции на политику ЕС.............................................................15

Глава II. Военно-политические отношения Швеции с ЕС и НАТО..................22

2.1. Постепенное движение в сторону НАТО..................................................22

2.2. Швеция и военное измерение Евросоюза.................................................28

Заключение .................................................................................................................32

Список литературы....................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

ВП Швеции Высоцкая.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 
 
 
 

КАФЕДРА

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

«Внешняя политика Швеции в отношении ЕС и НАТО» 
 
 
 
 

                 Научный руководитель

                 к.и.н.  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Санкт-Петербург

    2009 г. 
 
 
 

    Содержание 

    Введение.....................................................................................................................3

    Глава I. Проблемы и перспективы интеграции Швеции в Европейский

    Союз.............................................................................................................................5

          1.1. Социально-политическое и экономическое положение в Швеции после вступления в ЕС..................................................................................................................7

          1.2. Влияние Швеции на политику ЕС.............................................................15

    Глава II. Военно-политические отношения Швеции с ЕС и НАТО..................22

          2.1. Постепенное движение  в сторону НАТО..................................................22

          2.2. Швеция и военное  измерение Евросоюза.................................................28

    Заключение .................................................................................................................32

    Список  литературы....................................................................................................34

 

     
 

    Введение 

    Представляется, что тема данного исследования в настоящее время весьма актуальна потому, что страны североевропейского региона, в том числе и Швеция, сравнительно недавно стали активно включаться в процессы европейской интеграции, хотя Швеция все еще остается страной евроскептицизма. Кроме того, следует заметить, что в настоящее время Швеция является председателем в ЕС (срок ее председательства заканчивается первого января 2010 года) и, конечно, оказывает влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику Союза. Также для нас представляет интерес постепенный переход Швеции от политики нейтралитета к участию в миротворческих операциях НАТО и военном измерении ЕС.

    Цель  работы – определить какое место  занимает Королевство Швеция в современной Европе, и как идет процесс ее интеграции в Союз, а также рассмотреть ее отношения с блоком НАТО.

    Задачи  работы таковы:

  1. разобраться в социально-политическом и экономическом положении в Королевстве после вступления в Союз;
  2. изучить политику Швеции в составе Евросоюза, ее инициативы в области европейского законодательства;
  3. проследить постепенную эволюцию эволюцию отношения Швеции к Североатлантическому Альянсу;
  4. выяснить степень вовлеченности страны в военное измерение Евросоюза.

    В ходе подготовки исследования был использован Отчет о внедрении Европейской стратегии безопасности, официальные сайты правительства Швеции и шведского председательства в ЕС и т.д.

    Основным  центром изучения региона Северной Европы является Институт Европы РАН, где ведущими специалистами являются Ю.С.Дерябин и Н.М. Антюшина. Главный  труд в этой области – книга, под редакцией все тех же специалистов – «Северная Европа: регион нового развития». Статьи А.М.Волкова многое прояснили в области региональной политики Шведского Королевства, а книга О.Петерссона, известного шведского политика, «Шведская система правления и политика», помогла посмотреть на проблему с другой стороны.

    Основная  часть данной работы состоит из двух глав, первая из которых освещает некоторые  проблемы и перспективы интеграции Швеции в объединенную Европу, а  вторая заостряет внимание на военно-политическом сотрудничестве между этой скандинавской страной и такими международными структурами, как ЕС и НАТО. 
 
 

 

     

    Глава I. Проблемы и перспективы интеграции Швеции

    в Европейский Союз 

    Растет  интернационализация Скандинавских  стран, в том числе и Швеции, они встраиваются в современные международные структуры, это и становится одной из основных проблем для северных стран). В 1990-е - начале 2000-х гг. она остро обсуждалась на Севере Европы в связи с вступлением Швеции в ЕС, выборами в Европарламент, референдумом по переходу на евро. О решении нейтральной Швеции подать заявку на вступление в Европейский союз было объявлено в 1990 г. Это решение касалось не только перемен во внешнеполитическом курсе страны, но и означало, что процессы интернационализации, уже затронувшие экономику Швеции, как страны, зависимой от внешних рынков, пойдут теперь значительно быстрее и в других сферах.

    До  принятия решения о вступлении в  Европейский союз, в Швеции состоялся референдум, который должен был прояснить отношение шведов к этому политическому шагу. Результаты референдума показали, что число сторонников и противников вступления в ЕС практически одинаково. Сторонники интеграции победили с небольшим перевесом голосов (52,3%). Практически это означало, что в стране произошел раскол по проблеме дальнейшего развития страны. То же самое случилось и с большинством политических партий. Известный шведский политолог О. Петерссон отмечает, что внутренний политический конфликт затронул саму партийно-политическую систему: «Вопрос о вступлении в ЕС уменьшил возможность многих партий сформулировать четкие перспективы развития, создать общественное мнение, быть внутренне сплоченной дееспособной силой»1. Референдум, по его мнению, дорого обошелся партиям, эффективность которых оказалась под вопросом. Ситуация еще усугубилась при проведении в Швеции в 2003 г. референдума по проблеме присоединения к "зоне" евро. Результаты голосования показали, что противников евро все же больше, чем сторонников. Они стали свидетельством того, что раскол внутри партий и в стране не преодолен.

    Швеция  продолжает оставаться одной из наиболее критичных по отношению к Евросоюзу стран, и едва ли не главным аргументом является то, что интеграция несет в себе риск для демократии, суверенитета страны. Надежды на то, что ЕС будет лишь межгосударственной организацией и ограничится решением экономических вопросов, не оправдались с окончательным принятием Лиссабонского договора 3 ноября 2009г. Кроме того, «многие шведы считают, что их стране нечему учиться у других, и нежелание партнеров следовать шведской модели удивляет, и тем паче обескураживают призывы измениться, обращенные к самим шведам»2. Однако вступление в Евросоюз стимулировало более критическое отношение к себе в Швеции. Подвергается сомнению даже такая, казалось бы, незыблемая ценность шведской демократии, как искусство обретения консенсуса при столкновении различных политических интересов. «Живые дискуссии в Европарламенте помогают лучше видеть свои проблемы в Скандинавии. Такое взаимовлияние культур видимо и есть то лучшее, что несет в себе интеграция»3.

    Последние 10 лет идет постепенное приспособление шведских национальных политических механизмов к процессам интеграции. Стараясь сделать процесс принятия решений в европейских институтах власти более понятным для шведских граждан, шведские политики говорят о необходимости максимально широко распространенной информации о деятельности ЕС. Шведские политики, давая свои комментарии к Белой книге (жанр официального документа для широкой общественности) по проблемам управления, специально отмечали важность понимания своими гражданами процесса принятия решений и диалога для укрепления легитимности ЕС. Вместе с тем «Швеция, отдавая часть своего суверенитета, надеется усилить свое влияние на Европейский союз, сделать так, чтобы специфика демократической практики, развившейся в ходе исторического развития страны и ставшей определяющей при принятии решений, стала достоянием других стран»4. Некоторые уникальные демократические завоевания Швеции действительно становятся неким «экспортным товаром» для Европы, другие - примером для подражания.    
 

    1.1. Социально-политическое  и экономическое  положение в Швеции  после вступления  в ЕС 

    После вступления Швеции в ЕС в 1995 году, появилось намного больше возможностей для регионального развития. Ей удалось добиться для себя определённых льгот в области региональной политики. Швеция большая по территории, но малонаселенная страна, и в северной её части очень суровый климат, поэтому для Швеции было очень важно, чтобы ЕС признал, что малонаселённые и холодные районы в Северной Европе имеют право на региональные субсидии Союза. «В результате ЕС ввёл новый вид субсидий - для местностей с плотностью населения менее 8 человека 1 кв. км. Почти половина территории Швеции - западная и северная части страны - соответствовали таким условиям. Субсидии для них за 1995-1999 годы составили около 2 млрд крон»5.

    Кроме того, Швеция получила возможность пользоваться уже существующими видами региональных субсидий ЕС. В общей сложности она получала в течение первых пяти лет своего пребывания в Евросоюзе ежегодные субсидии из структурных фондов в размере 2,4 млрд. крон, которые предоставлялись менее развитым и малонаселённым частям страны. Однако ни одна из частей Швеции не считалась настолько бедной, чтобы получать специальную материальную помощь из фонда сплочения, которая в рамках ЕС шла в основном в страны Южной Европы. Швеция за 1995-1999 годы получала средства из структурных фондов ЕС на:

  • перестройку регионов с кризисными отраслями промышленности с сокращением занятости в промышленности и высокой безработицей;
  • поддержку безработных, длительное время не имеющих работу, а также молодёжи;
  • предоставление помощи на образование, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы при закрытии предприятий и изменении их производственного профиля;
  • поддержку сельского и лесного хозяйства и рыболовства.

    В результате реализации всех аспектов помощи региональному развитию вкупе с усилением воздействия глобализации, либерализации международной торговли и потоков капитала, технологического прогресса экономика Швеции за последнее десятилетие претерпела значительные изменения.

    Рост ВВП на душу населения оказался несколько выше, чем в среднем в регионах ЕС в составе 15 стран, но несколько ниже относительно среднего показателя ОЭСР. По показателю производительности труда в промышленности Швеция оказалась на среднем уровне по ОЭСР, но несколько уступает ЕС в составе 15 стран.

    «По доле расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в валовом региональном продукте при общенациональном уровне 2,9% в 2003 году среди регионов выделялись Западная Швеция (5,4%), Стокгольм (3,1%) и Южная Швеция (также 3,1%)», - такие данные приводит в своей статье отечественный специалист А.М. Волков.

    В деле повышения инновационных возможностей региона важными факторами считаются доля населения с высшим образованием и степень наукоёмкости в обрабатывающей промышленности, что тесно связано с отраслевой структурой региона. В небольших регионах с высоким удельным весом занятых в сфере услуг уровень наукоёмкости относительно невысок, в то время как в региональных центрах с университетами и крупнейших городах с их пригородами он гораздо выше.

    Глобализация, интернационализация и европейская  интеграция ставят новые рамки для хозяйственного функционирования регионов. Обсуждается вопрос о территориальном измерении регионального развития, что привлекает внимание к влиянию месторасположения на конкурентоспособность и экономический рост. Например, всё большее число людей предпочитают селиться в Стокгольме, Гётеборге, Мальмё и их пригородах.

    Стокгольм с долиной Мэларена является также  центральным регионом на Балтике  и считается в определённых международных  контекстах одним из наиболее динамичных регионов ЕС. Для Швеции это политический, экономический и культурный центр. В регионе находится один из крупнейших в Европе секторов биотехнологии, который насчитывает свыше 400 компаний, или половину всех подобных компаний Швеции.

    По  данным Financial Times, регион занимает ведущие в мире позиции по развитию беспроводных технологий связи и мобильного Интернета. В рейтинге наиболее влиятельных в мире центров высоких технологий, составленном американским журналом Wired, наукоград Чиста, расположенный в Стокгольме, занимает второе место, уступая лишь Силиконовой долине в США.

    На  местном и региональном уровнях  в Швеции всегда существовали международные  контакты, реализованные в трансграничном сотрудничестве. Усиление глобализации и членство Швеции в ЕС создали новые условия для подобной деятельности, изменив её масштабы. Традиционные виды сотрудничества в виде городов-побратимов и породнённых областей теперь скорее рассматриваются как важная часть регионального развития, один из путей усиления способности региона использовать перемены, происходящие в мире.

Информация о работе Внешняя политика Швеции в отношении ЕС и НАТО